..................................
Click to view
задала я недавно на сайте пустынническом такой вот вопрос:
"Еще в монастыре время от времени у меня бывало одно и то же искушение, а теперь оно разрослось на все 100%.
Мы все вместе вычитывали монашеское правило и богослужебный круг. И если на клиросе еще как-то удавалось следить за смыслом читаемого, то читаемое каждый день одно и то же (особенно ценилось быстрое чтение, чтобы уложиться во времени) не вызывало в сердце абсолютно никакого отклика. И не понятно совсем, нужно ли Богу такое вычитывание. Старица говорила: это наш долг перед Богом, это ежедневная дань, типо квартплаты. Лишь когда правило читалось в уединении (например, когда пасла коров), можно было растягивать время как угодно. И заметила, что на природе и связь реально появляется с Богом. Все произносишь от души.
А еще в детстве наша семья моталась по сектам, и я хорошо помню, КАК молились там. Именно своими словами - пусть детскими и наивными, но от всего сердца… То, что это делалось при всех и вслух, конечно, работало лишь на тщеславие.
Сегодня же вообще не могу заставить себя читать даже утренние и вечерние молитвы. Просто кратко вспоминаю о том, о чем должна была бы молиться в это время, молюсь кратко и своими словами, но… Не отпадаю ли я от Церкви из-за этого?..
Заметила, что читая молитвы в миру, чувство времени ускоряется еще больше, чем в монастыре. Виной всему постоянное сидение в интернете и соцсетях. Мозг привык прочитывать текст «по диагонали» и в больших количествах. Мышление стало каким-то спешным и фрагментарным…
И постоянно свербит помысл: зачем Богу постоянное повторение одного и того же?.. Неужели и один раз произнесенной от сердца иисусовой молитвы Ему недостаточно, чтобы понять человека?.. Неужели все эти молитвы нужны НАМ САМИМ?..
На что сегодня мне был дан такой ответ, что мне захотелось просто аплодировать стоя:
Анастасия, молитвы нужны именно нам, а не Богу. Бог ни в чем не нуждается, ибо Он есть само Совершенство. А так, как он является Создателем человека, то Ему и молитвы не нужны, чтобы «понимать» человека. Господь зрит сердце и помыслы каждого, знает прошлое, настоящее и будущее, высказанное и сокрытое в глубине души. И «постоянное повторение» нужно нам, чтобы не разрывалась с нашей стороны ниточка, связывающая нас с Богом. Святой праведный Иоанн Кронштадтский сказал, что Бог Существо мысленное помыслами мы или приближаемся к Богу и бываем с Ним едины, или удаляемся от Него и бываем пленяемы сатаной. Для того, чтобы мысленные грехи не оскверняли нас, и нужна Иисусова молитва.
Нежелание молиться исходит от неправильного понимая того, что же такое молитва и для чего она нужна. Если наведете порядок в этой области, то желание молиться будет исходить из Вашего сердца, как необходимость дышать исходит от нашего физического устроения. Это не преувеличение.
Понимание старицы о молитве, как о «долге», «дани Богу» или «квартплате», к сожалению, совершенно не верно. Выше мы уже говорили о том, кому нужна молитва.
Ищите того, чтобы Ваша душа в молитве живо обращалась к Живому Богу. Механическое вычитывание молитв может быть неким образом оправдано на начальном этапе становления духовной жизни, но потом необходимо переходить к живому, сердечному общению с Богом. Попробуйте помолиться и попросить от сердца. Искренно и смиренно попросите помощи и Вы увидите ее так, как даже и не ожидаете. Вам нужно ощутить результат молитвы, чтобы понять и осознать, что молитва это не просто слова, бесцельно брошенные в пустоту, а живое общение. Вам нужно убедиться, что Вас слышат и помогают. Причем, слышат гораздо лучше, чем самые близкие люди, и помогают так, как никто помочь не может.
Просто постарайтесь, сделайте над собою усилие и попытайтесь молиться искренно, от сердца, как к близкому человеку. Только избегайте всеми силами и не ожидайте каких-либо физических ощущений, голосов или видений. Такое, по грехам нашим, бывает не от Бога. Господь действует иначе, в душе и духе.
Получается то, что в монастыре нас не учили, а калечили. Посему продолжаю считать свой исход оттуда великой Милостью Божией.