отшельничество как вариант минимального расцерковления

Mar 04, 2014 00:54


Один из способов сохранить свое личное общение со Вселенной (именно так называют Бога недоконченные "атеисты") - это пойти путем личного подвига.
Отшельничество - это минимальная степень расцерковления, которая практиковалась начиная с тех времен, когда Церковь стала дружить с государством.
Возможно ли сегодня отшельничество?
С одной стороны, церковники утверждают, что нынче время подвигов безнадежно прошло, а те, кто пытается понести хоть что-то, величаются прельщенными людьми. Автору думается, что связано это не столько с (якобы) деградацией человеческой особи как таковой (ведь Христос-то Один и Тот же всегда), сколько с огромной зависимостью РПЦ от государства. В частности, в 1771 году вышел указ, запрещающий отшельничество. В СССР также винтили "бродяжников" весьма активно. Впрочем, в последнее время, как признаются нынешние пустынники, бродяжничество уже не находится под таким сильным гнетом, как это было в Союзе.
С другой стороны, наше время гораздо лучше приспособлено к отшельничеству. Да-да, не удивляйтесь! Не может быть случайным целый набор фактов:


1) появление солнечных батарей как альтернативного источника энергии;
2) появление фонариков, не требующих источников питания;
3) найден второй том прп. Исаака Сирина, самого необходимого "отшельнического" автора-аскета.
4) появление массового ламинирования по доступным ценам (пригодится для защиты от влаги тех текстов, которые Вам могут понадобиться в условиях повышенной влажности, например, в землянке);
5) некоторые радуются также существованию навигаторов, не позволяющих заблудиться;
6) появление огромного количества непромокаемых неразлагающихся материалов, которые легко доступны на обычной помойке и могут служить при постройке убежищ;
7) появление огромного количества массовой информации (а знание - это уже полдела!..).
Среди этого списка (который, впрочем, можно продолжить) самым важным я считаю третий пункт. Преподобный Исаак открыл нам парочку таких вещей, которые особенно вдохновляют на отшельничество сегодня.
Во-первых, это вопрос неполученного на отшельничество благословения. Преподобный отец-пустынник очень четко раскрыл сущность Любящего Бога (так мощно раскрыл, что были целые исследования на тему того, не является ли преподобный оригенитом), прощающего человеку ЛЮБЫЕ ошибки, если они сделаны были человеком ради Бога.
Эта потрясающая мысль позволяет нам попадать в прелесть с верой в то, что Господь управит Сам дело, начатое ради Него. Как свидетельствуют абхазские подвижники, наше время породило столь сложных людей, что спасаться коротким путем (послушанием) нам попросту неестественно. Сложные наши тараканы в голове требуют сложных способов их вытравливания.
Во-вторых, отец Исаак открыл нам главный принцип успеха в отшельничестве - постоянство. Этот чисто психологический принцип позволяет нам рано или поздно получить-таки плоды, желаемые нами. Незнание этого принципа приводит к чрезмерному унынию и к оставлению своего подвига. А это последнее вполне способно перечеркнуть все наши предыдущие усилия.
Второй том величайшего отца-пустынника был не доступен еще даже советским пустынникам, а нам (почему-то) он был дан. Если позволить оставить себе свое мифологическое мышление, то мы знаем, что случайных случайностей не бывает. Все это не без промысла.
Если учесть то, что некоторые просто уверены в ужасности ИНН и прочего, отшельничество для сохранения такой вот веры просто незаменимо. Главная причина сокрытия подвижников в горах - отсутствие каких-либо документов.
Какие материалы в сети необходимо разыскать для получения разъяснения практических вопросов?
Конечно, это, в первую очередь, выживальческие сайты и форумы. На них Вы найдете схемы постройки простейших жилищ-убежищ "на скорую руку". Для более стабильного проживания рекомендуется "хоббитовского" типа домики, называются они "Лисьи норы". Для тех, кто планирует в своем уединении самообеспечение в виде огорода, будет небесполезно ознакомиться с основами щадящего земледелия и пермакультуры.
Если посмотреть на практические вопросы по-церковному (не говорю "по-православному" потому, что святитель Иоанн Златоуст является также и католическим святым), то неплохо вспомнить такие вот замечательные святительские слова:
"Бог в изобилии нам подает все, что гораздо важнее денег: воздух, воду, огонь, солнце и все подобное" ("О статуях").
Многие древние отшельники уходили вовсе не озираясь ни на что житейское,и перенесенные ими телесные беды превращались рано или поздно для них в радость. Многие не запирали двери своих келий, считая прохожих разбойников посланниками Бога. Все зависит от величины веры.
Главная психологическая проблема, с которой столкнулся автор данных строк во время своего личного опыта уединения, заключалась в недостатке религиозной литературы, заменяющей собой общение со старцем. В наше время в этом может помочь такая простая вещь, как, например, айфон. Если уж кавказские отцы не брезгуют сейчас интернетом, то и нам, при отсутствии предубеждений, он может стать помощником, а не врагом.
Одним из ярких моментов в житии самого преподобного Исаака Сирина был тот, когда он оставил отшельничество из-за отсутствия у себя книг и переселился в общежитие, богатое на библиотеку.
Обязательна к прочтению замечательная книга монаха Меркурия "В горах Кавказа. Записки современного пустынножителя". Это документальное свидетельство позволит взглянуть на нынешнее пустынножительство более реалистично, чем это позволяют нам древние жития. Сам отец Меркурий описан в книге под кликухой "брат-пчеловод", а единственный подвижник среди братьев - "больной брат" - был ни кто иной как схиархимандрит Виталий (Сидоренко).
Что касается нашей греховности (в то время как многие писания отцов намекают на то, что в отшельничество благословляются только святые), то неплохо запомнить такое вот литургическое свидетельство Церкви:
"Яко от Иерусалима Твоих божественных заповедей исходя и к страстем Иерихонским достиг, славою бесчестия житейских попечений привлечен, в разбойнические впадох помыслы, сыноположения ризы от них совлекохся, и ранами яко бездушен лежу. Священник же пришед язву видев не внят; и левит, и той возгнушався мимо иде. Ты же, Господи, от Девы неизреченно воплощься, излиянием от спасительного ребра Твоего, вольне излиявшияся крове и воды, якоже елей искапав, Христе Боже, струпы язв моих мягкостию стягни и к Небесному совокупи лику, яко Милосерд".
Итак, стихира шестого гласа из Постной Триоди открывает нам то, что спасемся мы только тогда, когда при презрении от священства и левитов мы не будем отказываться от помощи "Самарянина-Христа", которую Он нам дает в виде Причащения.
В том и заключается самая минимальная степень расцерковления - поддержание литургического общения с Церковью. Все остальное - пастырство, послушничество, внешние обычаи и обряды - мы можем спокойно оставить, если того требует совесть.
Более того, даже церковные каноны позволяют нам не поминать патриарха до его осуждения на Соборе, если того совесть от нас требует.
Вместе с тем, история Церкви знает множество примеров, когда отшельники доходили до той степени веры, когда посредничество священноначалия не требовалось даже и при Причащении. Таких причащают уже ангелы.

расцерковление, РПЦ, религия

Previous post Next post
Up