Вдали от городской суеты: сентябрьский Ковиль

Sep 20, 2016 09:30

Приезд родителей стал для нас приятным сюрпризом: мы не виделись с ними уже больше года. Для них же это путешествие было настоящим подвигом. Дедушка Сережа переборол страх летать, а бабушка Оля - боязнь потерять работу, уйдя в отпуск. Эта неделя была полна прогулок и разговоров обо всем на свете - о политике и работе, о парковках и школах, о детских площадках и достопримечательностях. Мы знакомили их с сербской кухней и с городом, где мы живем. А еще мы побывали в единственном из местных православных монастырей, удостоенных визита британского принца Чарльза, и устроили пикник на лужайке живописного резервата "Ковильско-Петроварадинский рит" (он же болото).




В субботний день здесь было неожиданно многолюдно. Стайка голосистых детей играла в прятки в маленьком монастырском парке.



Их родители медленно прогуливались по дорожкам и ставили свечки на нижнем ярусе колокольни.



В сербских монастырях не принято зажигать огонь внутри храма и в непосредственной близости от бесценных икон. А потому свечи погружают в специальные ящики, наполненные песком и залитые водой. Разделения "За здравие" и "За упокой" тоже нет. Как написано на стенах Собора Святого Саввы в Белграде, для Бога все едины - и мертвые, и живые.



Русскоязычные товарищи, приехавшие из Белграда на машине с дипломатическими номерами, грузятся монастырской ракией - дивной Ореховачей и ароматной Вильямовкой, бодрящей Дуней и крепкой Лозовачей.



А мы решаем попробовать уникальный коньяк - Аркань, полученный в результате дистилляции яблочного вина и многолетнего старения в дубовых бочках где-то в глубине монастырских погребов. Стоимость бутылки - космическая, зато какой вкус!



Начатая год назад роспись стен "нового храма", возведенного в 1741-1749 годах, продолжается хоть и медленно, но верно.



Белая штукатурка исчезает, освобождая место для ярких красок. На стенах и потолке появляются гротескные фигуры ангелов и святых. Нет, эта новая работа - не чета произведениям старых мастеров, сохранившимся, например, во фрушкогорском монастыре Ново Хопово.1






Старой же, Малой церкви, впервые упомянутой в хрониках 1651 года, уже давно нет. Она исчезла во время великого Бунта 1848-1849 годов и последовшей за ним беспощадной бомбардировки Нового Сада со стен Петроварадина. На ее месте установлен памятный знак.



Проход к хозяйственным помещениям и загонам со скотом закрыт. Теперь посторонним вход сюда воспрещен.



А на воротах, ведущих в не предназначенную для чужих глаз часть храма, висит табличка "Без благословения не входить". В прошлом году такого правила не было, и мы спокойно гуляли, осматривая трактора и горки дров, заготовленных на зиму.



Зато старинная кованная решетка, ведущая в самое святое в Ковиле место, широко распахнута.



Говорят, что здесь, в крошечной кибитке, сросшейся со стволом древнего дерева, хранятся не только древние книги и ткани, но и пояс из серебра и злата, некогда принадлежавший величайшему из сербских благодетелей - святому Савве.



В стенах монастыря невольно говоришь шепотом и соблюдаешь тишину. А снаружи не грех и повеселиться.



Например, выпустить пар, устроив босоногие гонки. Обитатели храма не возражают - они широко улыбаются, раздвигая уголками рта густые седые бороды.



Близится время обеда. И мы, разложив кусочки свежеиспеченного поросенка, овощи и фрукты, устраиваем пикник на зеленой лужайке недалеко от живописного ковильского болота.






Наш неожиданный гость - упитанный и весьма жизнерадостный молодой пес - тоже не остается голодным. А дрессировке он, конечно, не поддается. Больно надо каждому из вас, понаехавших, цирковые трюки демонстрировать!






Поели - теперь можно и ножки размять да воздухом подышать. Со времени нашего прошлогоднего визита болото изрядно заросло, а количество деревьев, наоборот, поредело.






Вместо корявых, сгорбленных от времени стволов теперь торчат стройные молодые побеги. Еще несколько десятков лет - и здесь вновь вырастет густой изумрудный лес.






Тишина и покой. В своих снах лодочки плывут по зеленому морю травы, рассекая заросли камыша и кувшинок. Нам же видны только дряхлые остовы, застрявшие на суше...






Водную гладь тревожат лишь стайки белоснежных лебедей да орды лягушек, сигающих с разбега в беспросветную болотную тину.



Кроме нас и сосредоточенного рыбака людей здесь нет. Да и не надо.



Зато вид столь безупречен, что хоть картину пиши. Жаль, что ни у кого в нашей семье нет и подобия художественного таланта.



Насытившись красотой и боясь испортить идиллию, мы возвращаемся назад. Ковиль - богатое и ухоженное село, но и в нем попадаются такие неуютные развалины.



Рассматривая окрестности, забываем глянуть под ноги и едва не наступаем на страшного монстра. Не всегда от искусства маскировки есть польза!



Пес сыт, ребенок доволен. Пикник окончен. Настало время вернуться в шумную городскую реальность.



До свидания, любимый Ковиль! Мы к тебе обязательно заглянем вновь.


наша жизнь в картинках

Previous post Next post
Up