Хранитель времени: мастер Лайош Лукачи

May 23, 2016 10:50

В начале XVIII века императрица Мария-Терезия сделала преданнейшему из своих вассалов, в то время, кажется, еще не свободному граду Новому Саду (тут сведения разнятся), бесценный подарок. Она преподнесла ему великолепные часы, спроектированные лучшими мастерами Эльзаса и впоследствии ставшие главным символом города и одной из самых колоритных его частей, Петроварадина. Старая башня, на которой первоначально размещался механизм, просуществовала совсем недолго: в середине XVIII века она была заменена на ту, что возвышается над Дунаем и поныне. Но знаете ли вы, что "Пьяные часы" могли бы стать лишь страничкой истории, если бы Судьба не нашла для них настоящего ангела-хранителя?



В течение двух с половиной столетий белая башня, на всех четырех сторонах которой размещены круглые черные циферблаты с белыми римскими цифрами, показывала горожанам время и служила ориентиром для судов, курсирующих по Дунаю. Часы демонстрировали две интересные особенности.


Вид на Часы с одного из трех путей, ведущих в Крепость

Их стрелки работали совсем не так, как в обычных механизмах: большая фиксировала часы, а маленькая - минуты. Говорят, такая путаница была создана специально для того, чтобы не испытывать пределы зрительных возможностей у капитанов проплывающих мимо кораблей. Впрочем, тот, кто знает о Петроварадинских часах все, уверяет: в дни их использования по назначению люди не опаздывали на самолет и потому не стремились точно знать время. Но даже возможность примерно ориентироваться по часам не была бесплатной. За "использование" механизма жители Градича (части нынешнего Петроварадина, расположенной под крепостью) платили специальный налог, сатарину.


Улица Штросмайерова, Градич

У символа Нового Сада есть и еще одна "изюминка". Из-за старости конструкции ходики спешат в летнее время и слегка отстают в зимнее. "Пьяные часы" чувствительны к температуре окружающей среды.



Веками военные власти австро-венгерской крепости Петроварадин заботились о белоснежной башне, возвышающейся над голубым Дунаем. Изо дня в день они отправляли военных мастеров в сооружение столь узкое и тесное, что внутри его с трудом могли бы поместиться два человека. Они, вращая рукоять, поднимали вверх три огромных гири весом в 76 кг. Завода часов хватало на 33,5 часа автономной работы. После этого вся процедура повторялась вновь.



Но в 1941 году в часовую башню попала молния, и часть деталей пришла в негодность. Часы были приведены в порядок, но не полностью: и сейчас из-за деревянных балок проглядывают следы копоти. В 1952 году Петроварадинская крепость перестала быть режимным объектом и, освободившись от присутствия военных, была передана на баланс города. Заботиться о ней было нелегко и недешево, а потому великолепные часы стали потихоньку разрушаться.



Работник "Градског зеленила", а по совместительству и сторож крепости, в чьем распоряжении находилась и "Сат-Кула", не имел ни средств, ни знаний, чтобы вовремя их ремонтировать. И однажды время в Нови Саде остановилось. Стрелки замерли на несколько лет, не показывая ни малейших признаков жизни. Башня медленно умирала.


Часть часового механизма (фото http://rotarynovisad.rs)

К счастью, случилось чудо. В 1988 году житель Петроварадина Лайош Лукачи, окончивший машиностроительный факультет и трудившийся в собственной мастерской по изготовлению ворот и кованых решеток, решил взять дело в свои руки и спасти Сердце Града. "Первым, что я увидел из окна своего дома после рождения, были прекрасные часы. Я рос, восхищаясь гениальностью мастеров, создавших столь сложный механизм, на который не могли повлиять ни стихия, ни время".


Мастер Лайчика

Вымолив у смотрителя разрешение попасть вовнутрь башни, мастер Лайчика стал искать, что же поломалось. "Я нашел, что не работает, но не был точно уверен, смогу ли я починить то, что сделано лучшими мастерами прошлого. Тогда я снял деталь и, изготовив в своей мастерской ее точную копию, установил на место, завел механизм - и, эврика! Стрелки вновь отправились в привычный поход по циферблату. На следующий день я вернулся, чтобы проверить, все ли в порядке, и стал приходить сюда снова и снова. Вот уже 27 лет, забыв о выходных и праздниках, я забочусь о том, чтобы часы не останавливались ни на миг".


Часовых дел мастер (фото http://rotarynovisad.rs)

"Этот добрый старый господин, рожденный, кажется, в 1702 году, редко бывал "на лечении", - рассказывает часовщик. Замены вышедших из строя деталей производились лишь в 1790, 1837, 1941 и 1952 годах, а полноценный ремонт - в 2013 году, за счет донаций от еще одного символа Нового Сада, Фестиваля тамбурашей. Мастер говорит, что средств для реставрации не хватало, но подрядчики и поставщики, войдя в положение, существенно снизили цены. Так Часы Петроварадина вновь обрели прекрасный, достойный их вид.


Редкая возможность побывать внутри Символа Нового Сада

Каждый последующий день работы с часами становится для господина Лайоша, номинированного на почетную награду "Горожанина Нового Сада" в феврале 2016, все тяжелее. И в летний зной, и в зимнюю стужу он преодолевает сотни ступеней, ведущих из улицы Штросмайерова на вершину крепости, и, поднявшись к шпилю башни по крутым деревянным подпоркам, устанавливает громоздкий механизм в верхнее положение.


Лестница наверх

В летнее время в башне жарко, как в бане. В зимние вечера там темно, как в глухом подземелье: тусклый свет из крошечного окошка никак не может заменить отсутствующее в Сат-Куле электрическое освещение. Старый, преданный своему делу часовщик теряет силы и здоровье. Его труд никем не оплачивается и никак не вознаграждается.


Все освещение башни - вот это маленькое окошко

"Боюсь, что я последний боец в этой старой гвардии," - грустно улыбается Лайчика. "Пока мне помогают дочка Андреа и один из продавцов сувениров на Верхнем Людвиговом Бастионе. Но кто знает, что станет с часами после моей смерти".


Возможно, именно этот продавец сувениров помогает мастеру Лайчике

Впрочем, отчаиваться рано. В ближайшие годы Ротари Клуб, одна из известнейших новосадских благотворительных организаций, планирует произвести автоматизацию часового механизма (поднятие трех тяжелых гирь за счет моторов-редукторов) и возвращение в строй курантов. Ведь раньше, до начала 20 века, символ Петроварадина громко звонил, отмечая своим боем первые 15 минут нового часа, а затем и весь пройденный час.



Тогда тяжелый труд мастера Лайоша Лукачи, не имевшего ни выходных, ни отпусков, ни больничных 27 лет подряд, вновь превратится в приятное хобби. Остается надеяться, что реконструкция будет проведена вовремя, вопреки новосадской традиции всегда и везде опаздывать, и ангел-хранитель увидит новую жизнь часов отнюдь не из Райского сада.


Ангел-хранитель Лайош Лукачи ( фото http://rotarynovisad.rs)

знаменитости, Нови Сад

Previous post Next post
Up