Алмашки край: Нови Сад, которого скоро не станет

Jan 30, 2016 16:53

Три сотни лет назад, в 1718 году, жители села Алмаша, располагавшегося между нынешними Темерином, Надалем, Сиригом и Србобраном, не знали, как спастись от своеволия жупанийских властей. И тогда, не найдя другого пути, они бросили то, что нельзя унести, и погрузили остальные пожитки на возы, запряженные лошадьми да волами. За лучшей долей да вольной волей они отправились в Петроварадинский шанац - поселение, только начавшее свое существование на противоположном от австрийской крепости берегу Дуная. Они обосновались на самой окраине: за последними домами у большого болота, на Сухой балке. Так появилась на свет Подбара (земля у болота) или, как ее еще принято называть, Алмашки Край.



Это мнение тех, кто сегодня населяет этот район. Историки же уверяют: на Кальтшмитовой карте, составленной в 1745 году, Подбара начиналась там, где заканчивался Алмашки Край. Она тянулась от Дуная до улицы Темеринской, от канала до Алмашкой церкви, в то время ее соседка занимала территорию площади Марии Трандафил, улиц Алмашкой, Коче Коларова, Темеринской, Джордже Райковича, Земляне чуприе и обе стороны улицы Матицы Српской.

Алмашки край на карте современного Нови Сада



Алмашки край - это хитросплетение коротких, кривых и узких улочек, каждая из которых может привести туда, куда ты вовсе не чаял попасть.



Подобная застройка слыла действенной оборонительной мерой. Пока враг наступал по одной улице, защитники города могли с легкостью обойти его по другой. Дороги же Подбары широки и длинны, ровны и располагаются под прямым углом. Лишь со временем границы двух районов совпали и даже увеличились за счет присоединения участка, расположенного на территории современных улиц Златне Греде, Скерличева, Милована Видаковича и Лончарской, а их названия стали синонимами. Будем считать их единым целым и мы.



В начале своего существования Подбара была бедна как церковная мышь. Край жил так же, как и в прежнее сельское время: женщины и дети обрабатывали землю, мужчины защищали ее от врагов. Стена к стене, двор ко двору ютились крошечные домишки, сбитые из хвороста, облепленные глиной и накрытые камышом.  Теперь их не найдешь на карте: те здания, что чудом уцелели во время страшной бомбардировки из Петроварадина в дни Бунта 1848-1849 гг, были уничтожены временем и беспечностью городских властей.



Середина XVIII века принесла в быт растущего поселения и его околиц значительные изменения. В 1748 году Петроварадинский Шанац стал свободным градом - Нови Садом, а три года спустя прекратила свое существование Дунайская военная граница. Многим жителям Алмашкого края эта новость пришлась не по душе.



Как и другие граничары, они остались без дела и потому были вынуждены оставить Подбару и, покинув Нови Сад, переселиться в другие села - на территорию, относящуюся к зоне ведения Шайкашского батальона. Часть их товарищей во главе с обер-капитаном двинулась в Стари Бановцы и Срем. Те же, кто остался в Алмашском крае, зарабатывали на краюху хлеба скотоводством и земледелием, рыбной ловлей и огородничеством.



В 1797 году в Подбаре был заложен первый камень в основании новой церкви, ставшей символом больших амбиций и силы воли нищих местных жителей. Стремясь доказать себе и горожанам, принадлежавшим к епархии Соборной церкви, что они отнюдь не люди низшего сорта, подбарцы построили крупнейший из существующих в то время в Нови Саде храмов.



Здание в стиле раннего классицизма, завершенное к 1808 году, было возведено по проекту Мартина Ковчарского в честь Святой Троицы и посвящено трем Иерархам - Святым Василию, Григорию и Иоанну. Слава Алмашкой церкви, совпадавшая с трудовой Славой новисадских сербов, праздновалась 12 февраля.



Великолепный иконостас был вырезан из дерева Аксентием Марковичем и расписан, равно как и стены святилища, знаменитейшим из художников Сербских Афин - Арсением (Арсой) Теодоровичем. Историки искусства уверяют: работы, выполненные Арсой для Алмашкой церкви, являются лучшей частью его наследия. Этот край живописец любил всей душой: ему принадлежали два расположенных здесь дома. Тут же, у входа в расписанную им Алмашку церковь, Теодорович нашел вечный покой.



Икону на Богородичном троне изготовил еще один знаменитый сербский мастер - Урош Предич, а настенную роспись, украшающую алтарь, оставил его украинский коллега Андрей Шалтиста. Лишь тогда, когда работы над новым храмом были завершены, богослужения в старой церкви, возведенной из необожженного кирпича, прекратились.



Когда она была снесена, а стройматериалы изъяты для будущих великих дел, огромное здание новорожденной Алмашки было освящено Бачким Владыкой Виссарионом Павловичем и введено в строй. Дом приходского священника, стоящий перед портой, был спроектирован инженером Данилом Качански. Самым известным же из служивших в Алмашке священников был последний греческий поп Павло Николич Балта.



12 июня 1849 года Алмашка церковь пала жертвой массированной огневой атаки со стороны Петроварадина. Ее купол был разрушен, а стены иссечены снарядами. Она не была исключением из правил: от прежнего преуспевающего торгового града осталась лишь треть. Доктор Сигфрид Капер, прибывший в Нови Сад на пароходе "Альбрехт" в 1850 году, сокрушался в своих мемуарах: "Отпустив своего провожатого, я отправился на прогулку по опустошенному городу. Нет, не на прогулку, а на жалкое ее подобие...



Если на главной улице еще можно было найти следы былой оживленности, то в удаленных от центра частях Нови Сада царила гробовая тишина. Руины двух тысяч домов напоминали бесконечное кладбище. В прежних гостиных и спальнях буйным цветом распустились сорняки да крапива, улицы поросли травой, а стены - мхом. Магазины, дома и амбары исчезли: кто-то из хозяев полег в бою, а кто-то уехал прочь, надеясь отстроить жизнь заново."



В марте 1850 года делегация новисадцев, отправившаяся с просьбой о помощи в Вену, вернулась со значительным уловом. Получив займ в размере 1 300 000 форинтов серебром, власти занялись восстановлением дышащего на ладан града.



На протяжении 1852-1853 года были отстроены заново разрушенные дома в центре, восстановлены пути и улицы. Тогда-то старая часть Нови Сада, включающая и Алмашки край, стала выглядеть такой, какой мы ее видим сегодня.



В 1852 году Алмашку церковь, получившую новые купола (кстати, не без помощи меценатов из Российской империи), посетил император Франц Иосиф. Наряду с церковью была обновлена и вся Подбара.



В то время она охватывала территорию от Дунавской улицы до Дунаю и дальше, к нынешнему каналу, от стрельбища, где теперь находится дорога на Зренянин, почти до Ширина (причала на Канале у Индустриальной зоны "Север"), от той части Темеринской, где находится площадка футбольного клуба "Славия" до пересечения Пашичевой и Дунавской.



Алмашане, населявшие край в XIX веке, застали еще одно значительное изменение. В 1875 году по решению Австрийского двора старое "Болото четырех крейцеров" - водный путь в город, за доступ к которому каждый лодочник был обязан заплатить 4 крейцера - было осушено с целью создания канала. Болотистая часть Подбары была превращена в пастбище, которого сейчас уже тоже нет - оно стало первой индустриальной зоной в Нови Саде.



В то время любой, кто держал путь в Алмашки Край, шел по улице Златне Греде, пересекал Земляну Чуприю и оказывался на улице Саве Вукотича. Оттуда гость попадал на улицу Беле ниве и по ней добирался до Темеринской (Царский путь). Городская застройка Подбары обрывалась на нынешней улице Патриарха Черноевича.



XX век принес Подбаре много горя. Перед войной, в апреле 1940 года, насыпи канала не выдержали напора стихии, и множество домов и улиц в районе Марка Милянова оказалось под водой на целых две недели. В 1944 году из-за соседства с промышленной зоной Подбара стала жертвой союзных бомбардировок. Разрушения были жестоки, но напрасны.



Совсем скоро предприятия, находившиеся рядом с Алмашким Краем, переселились на другое место. Край же, изменение облика которого было запрещено государством, постепенно приходил в упадок.



Его жители, обязанные содержать историческое наследие за свой счет, не имели на то ни средств, ни желания. Дома разрушались, старые узкие улочки, неудобные для движения транспорта, постепенно утопали в грязи. Подбара стала неприглядной как для взора, так и для жизни.



Тогда за дело взялись власти, и район стал развиваться и отстраиваться в соответствии с Генеральным планом. На месте, где прежде находилась Фабрика шелка, выросли высотки, а остальная часть района стала застраиваться жилыми четырехэтажными зданиями.



Но грандиозным планам реконструкции не суждено было сбыться. Деньги на финансирование проекта обустройства Подбары закончились раньше, чем район приобрел туристический лоск и инвестиционную привлекательность.






Общество граждан "Алмашане" утверждает: старейшая часть Нови Сада постепенно исчезает. Часть объектов исторического наследия уже уничтожена, другая оседает, гниет и пропадает без надлежащего ухода. Дома, не взятые под охрану государства, элементы, показавшиеся строителями занимательными.






Лишь Церковь Трех Патриархов неизменно содержится в приличном виде: за качеством ремонта и должным уходом наблюдает "Всевидящее око".



К счастью, активисты не сдаются. В ноябре 2013 года профессор Никола Грдинич издал красочную монографию "Алмашки край", показав миру: этот уголок с запутанными, по-средиземноморски узкими улочками может стать главной туристической достопримечательностью Нови Сада.



А двумя годами позже, в декабре 2015 года, на окнах самых значимых в районе зданий появились таблички с QR-кодами, рассказывающие историю града. Того Нови Сада, которого, если государство вовремя не возьмется за голову, скоро не станет.


прогулка по Нови Саду

Previous post Next post
Up