Российско-американские сюжеты

Jul 06, 2013 20:09

Давно я не добавлял записей в когда-то традиционную субботнюю рубрику; - много надо успеть в эти месяцы. Но сегодня расскажу о двух знаменитых американцах, в биографиях которых Россия сыграла некоторую роль.Первый из этих людей - Роберт Фултон, знаменитый изобретатель парохода.



Роберт Фултон
Но пароход Фултон построит лишь в 1807 году, вернувшись в США после многих лет, проведенных в Европе. До этого он успеет сконструировать первую торпеду для Королевского военно-морского флота. А еще ранее - первую подводную лодку (названную им "Наутилус") для французской Директории. Но рассказ о жизни Фултона несложно найти в сети.



Чертеж "Наутилуса"
Нам интереснее несколько штрихов. В 1796 году Фултон проектирует чугунный мост оригинальной конструкции. Мост не был построен, но чертежи его опубликовали в Лондоне. Когда в 1806 году в Санкт-Петербурге решили расширить мост через Мойку, по которому проходил Невский проспект, то в качестве конструкции использовали идею Фултона. Зеленый или Полицейский мост стал первым чугунным мостом в Петербурге, по его образцу потом строились и другие мосты через Мойку.



Но Фултон был не только изобретателем. Он получил художественное образование, и иногда зарабатывал на жизнь живописью. В 1800 году он придумал написать огромное живописное полотно и разместить его в специально построенном круглом здании, за вход в которое брать деньги. Так Фултон изобрел панораму. Здание Панорамы дало название парижской улице Rue des Panoramas. Самое интересное - это картина, которую Фултон написал для панорамы. Это был "Пожар Москвы" (The Burning of Moscow) (к сожалению я не нашел изображения этой картины и не уверен, что оно (она) сохранилось). До знаменитого пожара Москвы оставалось еще 12 лет; Фултон имел в виду какой-то другой пожар, из прошлого (возможно, знаменитый пожар 1547 года), однако выступил своего рода пророком; интересно, как много французов, плативших деньги, чтобы посмотреть пожар Москвы в панораме Фултона, воочию увидели горящую Москву в 1812?

К тому времени, однако, Фултон вел переписку с российскими властями по поводу патента на строительство пароходов для Российской империи. Еще в начале 1810 года американский изобретатель, уже ставший известным благодаря постройке первых пароходов в США, обратился к русскому посланнику в Америке Дашкову, предлагая усовершенствовать свои торпеды для русского флота. Переписка Дашкова с Петербургом затянулась, но осенью 1811 года секретарь русской миссии Павел Свиньин (тоже художник, оставивший нам одно из первых изображений одного из первых пароходов Фултона) предложил ему подумать над постройкой парохода для связи Петербурга с Кронштадтом.


П.Свиньин. Пароход "Парагон"

В октябре 1812 года (вскоре после пожара Москвы) Александр I даровал Фултону исключительное право на постройку пароходов в России в течение 15 лет, при условии, что первое судно войдет в строй не позже, чем через три года.

Воодушевленный перспективами (заработки в Российской империи были несравнимо выше, чем в тогдашних США), Фултон назвал свое последнее, построенное в Америке судно "Император России" (The Emperor of Russia). Однако военные действия (война США с Англией и России с Францией) затруднили его отъезд, а в 1815 году Фултон умер от пневмонии после попытки спасти провалившегося под лёд товарища.

В память о знаменитом изобретателе в США было названо несколько населенных пунктов, включая город Фултон, штат Миссури, в котором 5 марта 1946 года Уинстон Черчилль провозгласил наличие "железного занавеса".

В свои парижские годы Роберт Фултон жил в доме другого знаменитого американца Джоела Барлоу, более всего известного как поэт и дипломат. Его карьеру, начатую полковым капелланом в армии Джорджа Вашингтона, и продолженную в революционной Франции, тоже легко изучить по другим источникам. Достаточно сказать, что после Войны за независимость Барлоу дружил с Томасом Пейном, принимал активное участие в Великой французской революции, и был на короткой ноге с членами Директории, а дома, в США, почитался одним из главных национальных поэтов. Фултон, конечно же, написал его портрет.


Роберт Фултон. Портрет Джоела Барлоу.

Когда в 1804 году император Александр заинтересовался Томасом Джефферсоном (в связи с покупкой Луизианы и началом освоения огромной территории на западе Америки, что, подсказали русскому императору, было похоже на задачу освоения обширного Юга России), то живший в Париже Джоел Барлоу стал одним из посредников в установлении первого контакта царя и президента.

Вернувшись в США, Барлоу помогал Фултону в его опытах, и, по некоторым сведениям, даже сделал запруду на Рок-крике около своего поместья в Вашингтоне, чтобы изобретатель мог испытывать там прототип парохода.


Более поздний портрет Джоела Барлоу, работа Чарлза Пиля (1807)
В 1811 году Барлоу был назначен посланником Соединенных Штатов во Франции. Его задачей был подписание торгового договора, но французское правительство не проявляло большого интереса к этой идее вплоть до осени следующего, 1812 года, когда наполеоновский министр иностранных дел герцог Бальзано пригласил его на оккупированную часть России для встречи с императором Франции. Аудиенция была назначена в Вильно, куда Джоел Барлоу и прибыл 18 ноября 1812 года, - лишь для того, чтобы оказаться в центре трагического отступления французской армии из России. Зрелище изможденных и погибающих солдат, рассказы о тысячах погибших, оставшихся в русских полях подвигло Барлоу вспомнить о своем поэтическом таланте. Он написал поэму "Совет ворону в России", заканчивавшуюся одним из самых сильных в американской культуре обвинений милитаризму и тирании (обвинение, брошенное поэтом Наполеону). Есть там и упоминание о московском пожаре.

Перевода у меня нет, но вот как это звучит по-английски:

War after war his hungry soul requires,
State after State shall sink beneath his fires,
Yet other Spains in victim smoke will rise
And other Moscow suffocate the skies,
Each land he reeking with its peoples slain
And not a stream run bloodless to the main.
Till men resume their souls, and dare to shed
Earth's total vengeance on the monster's head,
Hurl from his blood-built throne this king of woes,
Dash him to dust, and let the world repose.

Отступая вместе с французской армией через Польшу зимой 1812 года, американский посланник Барлоу заболел пневмонией и умер в небольшом городке на полпути между Варшавой и Краковом в конце декабря.

Источники: вики, вики, Norman Saul. Distant Friends...
( Оглавление "российско-американских сюжетов")

Фултон, российско-американские отношения, субботнее, Российско-американские отношения, Барлоу

Previous post Next post
Up