Российско-американские сюжеты

Jan 06, 2013 01:12

Александр Андреевич Бодиско (1786-1854) был посланником Российской Империи в США в важнейшие годы сближения двух стран. Двое младших братьев Александра - Борис и Михаил - участвовали в восстании декабристов в 1825 году, но это, по всей видимости, не расстроило дипломатическую карьеру Бодиско, первая половина которой прошла в Швеции.

Вскоре после приезда Александра Бодиско в Вашингтон в 1837 году, Соединенные Штаты стали меккой для русских инженеров и моряков, изучавших страну как модель для задуманной Николаем I модернизации России. Еще через несколько лет американские специалисты получили приглашение в Россию, - десятки инженеров, агрономов и врачей отправились через океан, чтобы строить железную дорогу между Москвой и Петербургом, выращивать табак, строить телеграфные линии и даже лечить зубы императору. Во всей этой деятельности роль посланника России была чрезвычайно велика. Бодиско оставался на своем посту до самой смерти в начале 1854 года, в самом начале Крымской войны, ознаменовавшейся небывалой поддержкой России со стороны американцев, - и это можно считать итогом его деятельности.

Бодиско не только был дуайеном дипломатического корпуса в Вашингтоне, он довольно хорошо разбирался в американской внутренней политике, дружил с президентами и конгрессменами от обеих тогдашних партий (но демократы в письмах завистливо называли Бодиско "патроном вигов" (patronizing Whig Bodisco), - и, во всяком случае, постоянными партнёрами посланника по игре в вист были ведущие виги - генерал У.Скотт, Г.Клей и Д.Уэбстер).

Но еще его дом в Джорджтауне был центром культурной жизни столицы США. Многие знали русского посланника под именем дядя Саша. «Кто во всем Вашингтоне, - писала в 1851 году филадельфийская газета, - занимает самый большой дом, угощает лучшими обедами, устраивает великолепнейшие балы, словом, развлекает чаще и лучше других? Единодушный ответ: русский министр… Мудрые государственные деятели России всегда знают, как выбирать своих иностранных представителей; и посредством своего настоящего министра в Вашингтоне они оказывают в основном социальное и, поэтому, определенное политическое влияние за пределами американского кабинета…»



Сегодня мы поговорим об одном событии, потрясшем Вашингтон, и оставившем самый, пожалуй, большой след в истории "светской жизни" столицы США в XIX веке. Речь идет о свадьбе Бодиско.

Но обо всем по порядку. История началась с рождественского праздника для детей, устроенного А.А.Бодиско в своем доме по случаю приезда в Америку его племянников Бориса и Владимира. Все окрестные дети были приглашены; вокруг дома русского посланника разожгли множество костров для освещения (газового и тем более электрического освещения в то время еще не было). Дом был подготовлен к нашествию детей, - везде таились сюрпризы, играла музыка, комнаты были украшены цветами.

"В галереях были установлены замечательные красные и золотые качели. Столы покрыты игрушками, играми, книгами с картинками и маленькими атласными мешочками с "Бон-бонами" в позолоченных обертках. И все это можно было забирать с собой домой. И кукол тоже!
В гардеробной было множество коробок с маленькими белыми детскими перчатками и симпатичными веерами и заколками, - заколками всех цветов, и лентами, а живописно одетые служанки поправляли любой беспорядок в нашей прическе или одежде. Мы танцевали, - это было не так интересно, танцы всего лишь урок, - но этот мир игрушек и сладостей и приятных лиц был настоящей радостью".

Именно на этом празднике, как утверждают мемуаристы, пожилой дипломат влюбился в девочку-подростка. По некоторым рассказам, он после этого помогал ей донести книги до школы...

Девочку звали Гарриет Биал Уильямс, она происходила из уважаемой, но небогатой семьи (отец девочки рано умер) и жила неподалеку.


Дом Уильямсов
Вскоре посланник (он был вдовцом) посватался к матери Гарриет. Сначала это предложение было воспринято как невозможное. Семья Уильямс была против, - "бабушка и все остальные считали, что Бодиско слишком стар и страшен", - пересказала девочка мнение семьи своему ухажеру. На это Бодиско ответил, что она, конечно, может найти себе кого-нибудь помоложе и покрасивее, но никто не будет любить ее сильнее, чем он.

В конце концов, богатый и популярный русский посланник сумел убедить Гарриет и ее семью. В мае 1840 года 54-летний Александр Бодиско обвенчался с 16-летней Гарриет Уильямс.

На свадьбе присутствовал весь высший свет американской столицы. Отец Гарриет умер несколькими годами раньше, и девушку к алтарю вел Генри Клей (лидер партии вигов, бывший госсекретарь и претендент на президентский пост). Подружками невесты были ее одноклассницы, а друзьями жениха - посланник Великобритании Генри Фокс ("в ярко-красном придворном мундире"), посланник в тот момент независимого Техаса Данлоп, посланник Нидерландов Мартино, сенатор, бывший посланник США в Санкт-Петербурге и будущий президент США Джеймс Бьюкенен, австрийский посланник барон Сейруз,  сын министра военно-морского флота Полдинга и госсекретарь Форсайт... Среди гостей был и другой лидер вигов Дэниел Уэбстер, действующий президент США Мартин Ван Бюрен и редактор ведущей газеты "Нью Йорк Геральд" Дж.Г.Беннет.

Жених был одет в придворный костюм из бархата и кружев. Мы пока не смогли найти ни одного портрета Александра Бодиско, а пристрастные мемуаристы любят описывать его по контрасту с красотой невесты:
"Он был низеньким и тучным, с широким калмыцким лицом, изборожденным морщинами, обросшим лохматыми бакенбардами, соединяющимися с усами над широким ртом с едва намеченными зубами; блестящий коричневый парик низко нависал над лохматыми бровями и бегающими маленькими глазами, а его манеры были отрицанием всех моих представлений о достоинстве".

Другой мемуарист описывал Бодиско похожими словами: "его рот беззуб, его дыхание ужасно, и все вместе оправдывает мнение тех, кто считает его самым безобразным человеком в Соединенных Штатах. ... Скрывая свою дряхлость под одеждой, освещая лицо улыбкой, глубиной в толщину кожи, но достаточной, чтобы стереть морщины..., старик сумел стать предметом восхищения вашингтонских бальных зал и завоевал любовь красивой семнадцатилетней девицы".

Некоторые описывали свадьбу как иллюстрацию к старой сказке "Красавица и чудовище".

На другой день после свадьбы в доме Бодиско был устроен ужин для подружек невесты, и девочки пошли исследовать дом. В будуаре новобрачной они обнаружили секретер с множеством ящичков, в которых лежали разные сувениры: в одном - слитки золота ценой по десять долларов, в другом - серебряные доллары, в третьем - кусочки стоимостью в десять центов, еще в одном - драгоценные камни, а в последнем - французские конфеты.

"Была открыта оранжерея с апельсиновыми деревьями, благоухающими цветами. В одной из комнат с потолка свисали качели... Мы узнали, что у невесты сорок шесть новых прекрасных платьев, из атласа, крепа, муслина; восемь новых капотов, несколько наборов драгоценных украшений, и все, что может порадовать молодую леди... Много шампанского было выпито за "Николая и Мартина"" (Николая I и Мартина ван Бюрена - а.)



Гарриет БодискоВскоре после свадьбы президент Ван Бюрен устроил большой обед в Белом доме в честь мадам Бодиско.

Супруги несколько раз путешествовали на родину посланника, в Петербург, и мадам Бодиско была представлена ко двору. Правда, она произвела плохое впечатление на другую американку, жившую тогда в России, жену главного инженера строившейся Московской железной дороги (и мать будущего знаменитого художника) Анну Уистлер, которая записала в дневнике после совместного чаепития в 1844 году:
"Миссис Бодиско c восторгом рассказывала о непрекращающемся времени удовольствий, в которые она погрузилась при этом распущенном дворе, и говорит, что она хотела бы никогда не возвращаться на родину, если бы только ее родственники жили здесь. Она говорит, что в Америке нет общества, - она, видимо, потеряла способность чувствовать рациональное, разумное и искреннее".



Дж.М.Уистлер. Портрет матери
Несмотря ни на что, брак Александра и Гарриет Бодиско все мемуаристы называют счастливым. Через тринадцать месяцев после свадьбы у четы родились мальчики-двойняшки, а затем еще трое детей (младший сын Уильям родится в январе 1853 г., когда его отцу было 65 лет!), что заставило приумолкнуть рассуждавших о разнице в возрасте и укрепило популярность Бодиско в Вашингтоне.

Американские газеты пристально следили за светской жизнью российского посланника, печатая и множество слухов, связанных с его именем. Так, в мае 1850 года «Сайентифик Америкэн» сообщила о возвращении из отпуска Бодиско, «которого мадам Сплетня уже сослала в Сибирь».

Бодиско умер в январе 1854 года. Из-за его похорон было отменено заседание конгресса, - значительная часть американских законодателей приняла участие в траурной церемонии.


Могила А.Бодиско на кладбище в ВашингтонеПосле смерти А. Бодиско вдова вышла замуж за молодого английского капитана Д.Г. Скотта и отправилась с ним в Индию. Как рассказывала присутствовавшая на свадебной церемонии южная красавица, жена сенатора от Алабамы Клемента К. Клея Клей-Клоптон, сцена подведения президентом Дж. Бьюкененом невесты к алтарю произвела на присутствовавших большое впечатление.



Спустя десятилетия мемуаристы все еще вспоминали о свадьбе Бодиско, выискивая разнообразные "мостики" от "той", довоенной (до Гражданской войны) Америки, символом которой была эта свадьба, к современным им временам. В одной из книг была даже приведена такая иллюстрация:


Подпись: "Дерево, выросшее из косточки лимона, использованного на свадьбе мадам Бодиско. Лимоны были выращены в Роквиле, Мэриленд"

А дом Бодиско, в котором происходила свадьба, и сегодня считается достопримечательностью Джорджтауна. Там, кстати, живет сенатор Джон Керри, весьма вероятный следующий госсекретарь США.

Источники: Norman Saul. Distant friends. Мария Сиротинская. Российский посланник в Вашингтоне А.А. Бодиско и полемика в Конгрессе США о политке невмешательства 1851-1852 гг., И.И. Курилла. Заокеанские партнеры, Fremont, J.B. Souvenirs of My Time, S.S. Mackal. Early Days of Washington. A Belle of the Fifties; Memoirs of Mrs. Clay, of Alabama, Covering Social and Political Life in Washington and the South, 1853-66.
( Оглавление "российско-американских сюжетов")

российско-американские отношения, субботнее, Российско-американские отношения, Бодиско

Previous post Next post
Up