Вот Латынина, которая пишет ярко, но неправильно (ну, не буду про ее фактические ошибки вспоминать, - речь просто о некой монохромности, она как будто не слышала никогда о возможности посмотреть на общественную проблему с разных сторон; и у нее легко получается, что древняя Греция тождественна современной эпохе, и что мыслители XIX и даже XVIII веков легко предсказывали современное состояние общества); так вот, не касаясь ее пророчеств, процитирую ее мнение об образовании (не буду проверять на истинность, но согласен с главным посылом автора - образование есть важнейший ресурс общественного развития):
"США на сегодня остаются страной с самой богатой традицией самоорганизации населения и страной с наилучшей системой образования. Высшее образование наряду с продукцией Голливуда - один из главных экспортных продуктов США. Мало кто об этом задумывается, но США (вместе с Китаем и Японией) - одно из немногих государств, где в отличие от Европы образование ориентировано на селекцию, а не на уравниловку.
Студент имеет огромный выбор между частными и государственными университетами; частные университеты имеют широчайшую систему стипендий и endowment fund, то есть фонд для финансирования образования. В школе школьники непрерывно сдают тесты - показавшего высокие результаты тащат изо всех сил. Он получает приглашения на летние курсы университетов. Он может перейти в другую, в том числе и в частную, школу, причем частные школы, такие как Endower или Kent, имеют огромные endowment fund, которые позволяют учиться бесплатно бедным детям.
США остаются страной self-made men, и не случайно все новые мировые гиганты - Microsoft, Apple, Google - появились на свет в США". (Тут, правда последняя фраза противоречит всему вышенаписанному: self-made men были как раз людьми без формального образования, а те, кого Латынина имеет в виду, - это люди, не имевшие наследственных денег, но получившие образование за счет общества; но тут нестыковка с ее остальными тезисами...).
"Ценность образования в Китае традиционно высока. Модель поведения «студент из бедной семьи сдает экзамены и становится министром» насчитывает две тысячи лет. В Китае платным является не только высшее, но и среднее образование, и благодаря этому школьники и студенты рассматривают учебу не как бесплатную тягомотину, от которой надо откосить, чтобы пить пиво на лавочке, а как возможность вырваться из нищеты, как социальный лифт". (Вот так у Латыниной получается, что в США государство и общество помогают всем умным, но бедным получить образование , а в Китае всем (независимо от ума) надо платить, - но и то, и другое правильно).
А так ничего, - залихватски.