К тому, чтобы написать этот пост, подтолкнула
запись в блоге mike67. Сейчас вот прочел очередную филиппику и вспомнил о том побуждении, - Георгий Бовт пишет, что "
невозможно уже более смотреть, как забитые нищетой училки гробят и дебилизируют будущие поколения", и это звучит как общее мнение.
Мы присутствуем при важном (и по-своему трагическом) переходе, выплеснувшемся в качестве побочного эффекта выборных фальсификаций.
В XIX - первой половине XX века учителя были намного грамотнее не только своих учеников, но и их родителей. Сначала вокруг была неграмотная народная масса, потом - люди грамотные, но не очень образованные; учителя оставались относительно редкими носителями высшего образования; а люди с образованием выше среднего оставались в меньшинстве вплоть до конца советской власти. Это само по себе обеспечивало им авторитет и уважение.
Начиная с 1990-х в стране взрывообразно выросла доля людей, получающих высшее образование. Сегодня намного больше половины всех выпускников средних школ получают тот или иной вузовский диплом. Я сейчас не о девальвации высшего образования (это отдельная больная тема), а о том, что это первое поколение массового высшего образования сегодня стало родителями. И для них учитель(ница) - не носитель более высоких знаний, а, скорее, жалкий неудачник, не сумевший занять в обществе лучше оплачиваемое/ более престижное место. Почти у любого родителя в кармане собственный диплом о высшем образовании, а значит - уверенность в том, что он не хуже "училки" разбирается, чему и как учить его ребенка.
Так вот, начать надо с того, что уровень школьного преподавания упал не так сильно, как это представляется, - и львиная доля причин этого падения заключается не в учителях, которые в школе остались: тут надо говорить и о реформе учебных планов, и о падении уровня домашнего чтения ("убитого" компьютером), и, конечно, о непрестижности и плохой оплате труда учителей.
Помнится, сами учителя обвиняли государство
в целенаправленной работе по выстраиванию враждебного отношения родителей (и детей) к школе.
И только в этом контексте имеет смысл смотреть на другие, более привычные объяснения политической "проблемы учительства": та же низкая зарплата,
давление власти и т.п.
(Хотел бы только отметить, что редко вижу упоминания о том, что основная вина в выполнении политического заказа лежит не на рядовых училках, а на директорах школ. Они сегодня гораздо дальше от учителей, чем были раньше; разница в уровне их доходов не такая, конечно, как в высшей школе, но достаточна для того, чтобы директор держался за свое место и проводил в жизнь установки ближайшего начальства).
Так вот, мое длинное рассуждение, на самом деле, - о том, что учителей как-то все легко предали: в то время, как власти на них давят и угрожают, прогрессивная общественность винит их же, как главных "фальсификаторов". А кто-нибудь пытался поддержать их, прийти в школы накануне выборов, когда администрация "накручивает" не только членов избирательных комиссий, но и всех учителей? Предложить помощь и предупредить директоров? Создать, наконец, "горячую линию" именно для учительства?
Не отталкивайте учителей, лучше помогите им.