Зимой 2001-02 годов эстафета олимпийского огня пробежала и по улицам городка Хановер, штат Нью-Гэмпшир. Мой сын, тогда пяти лет, увидав, наконец, этот огонь, начал было скандировать "факел, факел!", так что на нас стали оглядываться с неодобрением. Не вдаваясь в объяснения русско-английских созвучий, я попросил сына кричать что-нибудь сообразно обстоятельствам, и он послушно присоединился к кричащим "USA!" (у него, правда, выходило "тю-тю-сей!").
А спустя пару недель из России стали доноситься гневные филиппики в адрес "засудивших наших" американцев. Не слишком следя за спортивными событиями, я не наблюдал большого ажиотажа среди американцев, с которыми общался, не видел комментариев и по американскому телевидению, но вот в российском контексте те олимпийские обиды были первым звонком к окончанию "оттепели" периода совместной "войны с терроризмом" 2001 года (еще ее тогда было принято называть "стратегическим партнерством").
Сегодня в Париже сторонники Тибета
несколько раз прерывали эстафету огня, пока факел совсем не спрятали в автобусе. На Эйфелевой башне вывесили аналог вот этого рисунка:
Хиллари Клинтон вообще предложила бойкотировать Олимпиаду в Пекине.
О чем нам можно в связи с этим подумать? С одной стороны,
наши нелюбители Запада могли убедиться, что сегодняшний Китай (от которого, как говорят, так много в мире зависит, что никто не будет связываться) пользуется еще меньшей популярностью, чем путинская Россия. Это показывает, что нарушения прав человека безнаказанными и незамеченными не остаются, если даже правительства и хотели бы сохранить хорошую мину и тесные экономические отношения.
С другой стороны, использование Олимпиады и ее символов для "наказания" страны противоречит изначальной идее Игр.
Бойкот мы уже проходили в 1980-е - получили поколение спортсменов, не сумевших выступить на своих главных соревнованиях и горький осадок в отношениях, вспоминающийся много лет спустя после исчезновения поводов к бойкоту. Наконец, "свободу Тибету!" не кажется мне однозначно позитивным лозунгом при всем обаянии Далай-ламы и стремлении насолить слишком укрепляющемуся Китаю (мне кажется, это две основных причины анти-китайских выступлений в последнее время).
Американцы ставят самоуправление (=демократию) выше свободы личности (побьют ведь - скажут, что не противопоставляют эти две ценности, но ведь они сами сталкиваются). Отсюда - вильсоновское "право наций на самоопределение" или бушевское независимое Косово. Косово (особенно в свете
откровений Карлы дель Понте) отнюдь не видится приличным государством. А вот(гипотетический) "свободный Тибет" - чем он будет? Неужели все ждут, что там, в горах, явится гордая и свободная демократическая республика? Или кто-нибудь порадуется появлению в современном мире средневековой теократии?