Федеральный центр патриотического воспитания?

Jun 15, 2010 21:15

Краткие впечатления от сегодняшнего заседания рабочей группы (я, правда, не понял, меня туда в каком качестве пригласили?).

Презентацию, показанную нам руководителем группы Института региональной политики, можно смастерить за полдня. Нет, там есть правильные мысли и предложения, не буду "мазать все черной краской". Но для заявки на 100 000 000 000 (сто миллиардов) бюджетных рублей слабовато будет.

Сомнения вызвало предложение поставить в центр проекта туризм. Я уже писал, что не станет для Волгограда туризм "палочкой-выручалочкой": для этого надо быть курортом у моря или, на худой конец, Петербургом (с архитектурно-исторической точки зрения). Безусловно, туристов надо привлекать - и в сегменте военно-историческом, и рыбаков, и, вероятно, можно еще с нуля развить несколько направлений... ну да, ну да...

Главное, вся концепция выстроена вокруг патриотического воспитания в его самом кондовом понимании. Слово "патриотизм" само по себе отталкивает значительную часть сограждан; закрепление образа Волгограда как "столицы патриотизма" не кажется шагом, привлекающим большие массы людей. Была (все еще есть, хотя и исчезает) надежда переформатировать "патриотизм" в гораздо более широкое и невоенное понятие. Но про науку там не было, про историю до Сталинградской битвы тоже, про культурные инициативы совсем забыто...

Совсем немного о том, что в рамках работы Центра можно было бы сделать как научную программу - так, несколько предложений:

1. Изучение образа России в учебниках истории других стран мира, образа других стран в российских учебниках. Это исследование (с привлечением коллег-историков из других стран СНГ и дальнего зарубежья) позволит понять, как конструируется образ Другого в учебных текстах, и, возможно, выйти на международное обсуждение проблем историописания в учебных целях. В более широком плане это может быть исследование по эволюции исторической памяти (учебников, памятников, политических выступлений с историческим содержанием) в современной Восточной Европе.

2. История Волгоградской области. Про это уже писал, не буду подробнее. Но даже для туристов и даже на территории только самого Волгограда можно было бы создать маршрут с остановками на месте настоящей палеолитической стоянки, настоящего золотоордынского города (а неподалеку была столица крупнейшей державы Средневековья), "памятных мест" Стеньки Разина и Емельяна Пугачева...

Ближе к военной истории. В рамках научного проекта (и с относительно скромным финансированием) можно было бы сосредоточиться на:

3. Устной истории: Память о войне. Подготовить опросный лист для участников и свидетелей Великой отечественной войны (то есть тех, чье детство пришлось на военные годы). Силами студентов провести опрос этих людей, а затем обработать (и, выборочно, опубликовать) материалы, полученные в результате такого массового опроса. Воспитательное значение (если уж оно здесь во главе угла) будет иметь как результат сбора материала, так и само участие молодежи в этом деле.

4. Память и памятники. Современная историческая наука большое внимание уделяет изучению памятников и их взаимодействия с памятью народа. Волгоград - место расположения памятника-ансамбля Героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане - одного из самых впечатляющих мемориальных комплексов в мире (одного из 7 «чудес России») должен стать и центром научного подхода к исследованию мемориалов и их роли в становлении и закреплении памяти. 

А вот слово "Победа" в названии и программе исследований заслуживает отдельного текста. Напомните как-нибудь.

Бровко, патриотизм, Волгоград, история

Previous post Next post
Up