О привязанностях... Часть 1.

Oct 18, 2010 22:30


В раннем детстве ребенок "впитывает" способы взаимодействия с миром,
в том числе эмоциональные реакции на разные события.
Причем, они ложатся на подсознание.
Это "впитывание" необходимо для того,
чтобы когда ребенок выломится из симбиоза с матерью,
ему было что воспроизводить.

В его мозгу к моменту его самостоятельности
для выживания должны быть определенные паттерны поведения.

При этом природа требует, чтобы ребенок долгое время был в безопасности.

И если в раннем детстве ребенок
а) лишился ощущения безопасности;
б) испытал чувство бессилия в эмоционально значимой ситуации
(потому так травмирует физическое наказание);
в) потерял источник тех самых способов,
то это искажает его развитие. И дает дырки в разных местах.

И с этими дырками человек живет дальше.
© semirina




Джон/JOHN Год выпуска: 1969
Страна: Великобритания. Продолжительность: 42 мин. В ролях: Джон
Режиссер: Джеймс Робертсон, Джойс Робертсон и другие фильмы Робертсонов

Описание: Фильм рассказывает о значении привязанности, влиянии разлуки на психофизиологическое развитие ребенка. Исследования, сделанные на основе этого фильма подтвердили взаимосвязь присутствия близкого человека на последующую жизнь детей.

Далее я цитирую semirina
Это - документальный фильм, снятый в режиме реального времени, с реальными детьми, в реальных условиях. Робертсоны изучали в том числе и особенности переживания ребенком горя от расставания с матерью.

Итак, веселому и славному малышу Джону - 18 месяцев. У него чудесная мама, она очень любит Джона, у них теплые отношения, и Джон отлично проводит время рядом с ней.



Малышу ещё никогда не приходилось оставаться без матери. Но совсем скоро мать Джона должна родить ребенка, и Джону придется на несколько дней отправиться в Дом малютки. Мальчика родители отвезли туда ночью, когда у матери начались схватки. Он плакал, когда они уходили, но через полчаса уснул, укрытый своим любимым домашним одеялком.



В Доме малютки Джону предстоит провести девять дней. Все эти девять дней Джойс Робертсон и видеооператор наблюдали за тем, что с ним происходило.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ.
Утром Джон оказывается в новой для него обстановке, среди других детей.



Эти дети примерно его возраста, но они провели в этом Доме малютки большую часть их жизни, и уже знают, как защитить себя, и как получить то, что они хотят. Малыши находятся в ситуации, где ухаживающие за ними сестры все время меняются. Им приходится постоянно быть в общей, достаточно шумной группе. И это совсем не похоже на то, что было у Джона дома.



Джон хорошо играет с игрушками, но большую часть времени он проводит один, оглядываясь и наблюдая за другими детьми. Он опредпочитает быть поближе к сестре Мэри. Но она занята другими детьми.Малыш приносит ей большого плюшевого медведя, чтобы привлечь к себе ее внимание.



В течение дня мальчик все время посматривает на дверь, много раз пытается ее открыть, а затем машет рукой «Пока-пока!» Во время обеда Джон хорошо ест, но заметно переживает из-за звуков борьбы, которая разворачивается вокруг него: он несколько раз закрывает глаза и прикрывает уши руками.






Во время отхода к дневному сну, Джон легко общается с сестрой. Он расстраивается, когда она уходит.



После сна приходит отец Джона. Мальчик начинает улыбаться ему только через несколько минут.






Когда приходит время, малыш позволяет отцу уйти, не протестуя, и быстро возвращается к своим делам.



Вскоре к Джону подходит девочка, и отнимает его игрушку.



Мальчик из семьи никогда не имел дела с агрессивными детьми. Он растерян, и не знает, что ему делать, чтобы вернуть свою игрушку. Он несколько раз подходит к двери, и стучит в нее ладошками. Сестра Кристен, чтобы успокоить Джона, берет его к себе на колени, и он наслаждается игрой с ней.



Но вечером в ванной его купает уже другая сестра.

Это - четвертая сестра, которая ухаживает за Джоном в первый день его пребывания. В течение этого дня Джон ещё не проявляет признаков стресса. Он с удовольствием общается с каждой сестрой, а перед сном весело играет в прятки, укрываясь своим одеяльцем.



ДЕНЬ ВТОРОЙ.
Джон часто стоит в стороне один, или тихо сидит рядом с сестрой. Он ждет, когда она сможет поиграть с ним. Но сестры уделяют свое внимание более требовательным детям, таким, как Мартин, а тихие дети остаются предоставленными сами себе.


Мартин находится в Доме малютки уже целый год. Он уже хорошо знает, как вести себя, чтобы получить то, что ему нужно. Джону очень хочется внимания сестры Мэри, но он снова и снова остается незамеченным. Тогда Джон идет в угол, где сидит Джойс Робертсон, и пытается привлечь ее внимание. Обычно Джейн занимается с детьми, но в этом исследовании она может играть только роль наблюдателя. И она делает вид, что не замечает попыток Джона.


Приходит отец. И снова необходимо время, чтобы Джон смог ему ответить.





На этот раз, когда отец уходит, Джон пытается последовать за ним. Он громко кричит и протестует в ответ на попытки сестры Мэри увести его от двери. Это сильно контрастирует с его тихим поведением в течение всего дня.





В этот раз он довольно быстро успокаивается на руках у Мэри, и начинает играть с ней.



Но ей нужно заботиться о других детях. И она уходит.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ.
С самого утра Джон выглядит несчастным.



Он часто поворачивается ко всем спиной, и играет маленькими игрушками.



В группе снова новая сестра.



Джон безуспешно пытается получить ее внимание. А затем отправляется на поиски того, кто может позаботиться о нем.Малыш подходит к большому медведю, пытается обнять его, прикладывается к его носу губами.



Внутри Джона растет чувство растерянности и тревоги.Он все чаще и чаще сосет пальчик, прижимаясь к своему новому другу.




Только с отцом Джон снова на какое-то время становится милым и веселым ребенком.



Так проходит ещё один день...

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ.
Сестра Мэри снова возвращается на дежурство. Ночью Джон заболел, но доктор не нашел ничего опасного.Джон пытается привлечь внимание Мэри, но ему не удается соревноваться с другими детьми. И снова и снова маленький несчастный мальчик обнимает большого плюшевого медведя…



Во время обеда, пока сестра уходит за едой, другие дети ведут себя все тем же способом - сильно шумят, отбирают друг у друга посуду, стучат по столу кружками, и это трудно контролировать.



Если в первые дни Джон заинтересованно следил за детьми, то теперь ему все равно.



Через несколько минут малыш начинает очень сильно и горько плакать.



Он отказывается от еды.


После обеда его поведение не меняется. Он приближается к сестре Мэри. Мальчик больше не способен оставаться тихим, и только громкое выражение своего горя позволяет Джону получить то, что он хочет: Мэри видит, как он несчастен, и наконец, дает ему место подле себя.



На коленях у Мэри Джон прикрывается медведем и лежит, не реагируя на других детей.






Когда Мэри приходится уйти, он ложится на медведя и горько плачет.






Мэри возвращается. Джон пытается получить внимание Мэри снова и снова. Но она слишком занята. Тогда он снова пытается привлечь внимание Джойс.



После неудачи он уходит в угол, и тихо сидит там один.



Джон ничего не съел на завтрак и обед. На ужин он снова отказывается от еды.
Перед сном мальчик очень сильно плачет.



Он не может больше справляться со своим несчастьем.
Продолжение следует...

Апдейт: Часть 2.

ДЕТКИ, Отношения, Простор_ЖЖ, Проза_жизни, ПсихоТерапия, Всплеск, ФотоДети, Мамское, Держись!, Инфо_к_размышлению, Случай из практики, Развитие, Погода_в_доме

Previous post Next post
Up