Когда-то люди ориентировались по звездам. Сейчас все гораздо проще - достаточно достать из кармана телефон, вбить в яндекс.карты нужный адрес и они проложат маршрут. Или включить навигатор в авто. Или посмотреть на «умные часы» - способов много. Но знали ли вы, как выглядели первые навигаторы? В посте - краткая история навигаторов: от механического наручного устройства до проекторов в шлеме.
Первые шаги
Первый навигатор появился в 1920 году. В комплекте к устройству Plus Fours Routefinder, похожему на часы, шли карты. Крутить их нужно было вручную.
Нужно было добавить это устройство в
Историю умных часов. Ведь пройдет всего 90 лет, и функцию навигатора будут выполнять часы вроде
Pebble.
Навигатор следующего поколения, Iter-Auto, появился в 1930-м. Основные его отличия от Plus Fours Routefinder состояли в автоматическом прокручивании карты - при этом скорость, с которой механизм это делал, зависела от скорости автомобиля. Но стоило свернуть с дороги - как водителю приходилось доставать карты, искать нужную, устанавливать её в навигатор и искать своё текущее местоположение.
Реклама Iter-Auto.
General Motors в 1966 году выпустила «Driver Aid Information and Routing». Система была призвана ассистировать водителя и брать на себя часть функций водителя, чтобы он мог сосредоточиться, собственно, на вождении. Среди полезных функций - возможность позвонить по радиотелефону в аварийную или справочную службы.
Пресс-релиз от 1 февраля 1967 года. В качестве носителей информации использовались перфорированные карты: по ним навигатор ориентировался и сообщал об ограничении скорости, направлении и других важных факторах.
В космос!
В 1957 году в Советском Союзе отправили в космос первый искусственный спутник Земли. Американские учёные при этом наблюдали сигнал, исходящий от спутника и обнаружили, что благодаря эффекту Доплера частота принимаемого сигнала увеличивается при приближении спутника и уменьшается при отдалении. Поэтому, зная свои координаты, можно выяснить положение и скорость спутника, и, зная положение спутника, можно определить собственную скорость и координаты.
Технология глобальной спутниковой навигации: какие бывают системы, параметры и функции.
В 1974 году идея спутниковой навигации была реализована, и в США запустили первый из 24 GPS-спутников, необходимых для покрытия всей Земли. Последний из них запустили в 1994 году. На данный момент этих спутников 32. Как видны спутники из одной точки:
Этот спутник не запустили, он в музее в Сан-Диего.
Официально систему ГЛОНАСС начали разрабатывать в СССР в 1976 году, но только в 1984 запустили первые два спутника. На фото - спутник ГЛОНАСС второго поколения. Для полного покрытия Земли также требуется 24 спутника.
Для военных и гражданских
Первый GPS-приёмник, разработанный для вооруженных сил США, был двухместным и с колёсами. Весил около 122 килограммов. В 1983 году было принято решение о создании гражданской системы GPS - после того, как сбили пролетающий над СССР самолёт компании Korean Airline.
В 1985 в США уже появляется первый массовый навигатор - The Etak Navigator. Изображение на дисплее - приятного зелёного цвета. Музыку и фильмы на нем, конечно, смотреть было нельзя, но со своей работой он справлялся. Карты для него хранились на кассетах.
В 1991 году The Etak Navigator засветился в фильме «Сплошные неприятности» (Nothing But Trouble). В кадре - собственно, он и нога Деми Мур.
Как ГЛОНАСС, так и GPS изначально разрабатывались для военных целей. На фото - часть приборной панели вертолёта Black Hawk с GPS навигатором, начало 1990-х.
Январь или февраль 1991 года, операция «Буря в пустыне». GPS-навигатор, установленный в Хаммере.
Первый приёмник, рассчитанный на работу и с ГЛОНАСС, и с GPS одновременно, был выпущен в 1995 году компанией Ashtech. Он не был предназначен для массового рынка.
А спустя пять лет на рынке появляется первый смартфон с GPS - это Benefon ESC. Он был доступен массовому потребителю.
Первый смартфон, оборудованный ГЛОНАСС приёмником, поступил в продажу в 2011 году - МТС 945.
Сегодня
На данный момент роль навигатора могут выполнять не только специальные гаджеты, но смартфоны и разнообразные
носимые устройства - часы и очки. Например, Google Glass позволяют водителю не отвлекаться от дороги.
Возвращаясь к часам - приложение для Pebble позволяет отображать подсказки о том, куда дальше ехать, прямо на наручных часах. Это один из
10 вариантов применения этого гаджета. Работают они совместно с запущенным на смартфоне приложением.
Штатными навигаторами часто оснащают автомобили прямо на заводе - даже российские производители авто это делают.
Но гораздо интереснее, конечно, устройства, приобретаемые дополнительно. Например, навигатор Garmin HUD оснащен проектором - водитель видит направление следующего поворота в виде стрелки на лобовом стекле автомобиля. Устройство синхронизируется со смартфоном на iOS или Android и использует запущенное на нем программное обеспечение. И получает пробки с него через Bluetooth.
Мотоциклисты тоже пользуются навигаторами, что сопряжено с рядом неудобств: во время вождения в шлеме не очень удобно наклонять голову к навигатору - это раз, приходится останавливаться, чтобы вбить адрес - это два. Поэтому среди носимых устройств с навигацией можно отметить мотоциклетный шлем
NUVIZ - он нужен для того, чтобы повысить безопасность. Проект уже получил достаточную сумму на Kickstarter.
Программное обеспечение девайса позволит даже объехать непогоду, что для двухколесного транспорта является ощутимым бонусом.
В России подобный проект разрабатывается уже пять лет - это
LiveMap для байкеров, мотоциклетный шлем с GPS навигатором. Сейчас можно сделать предзаказ на сайте - за 1500 долларов, а когда он появится в продаже - цена составит уже 2000.
Источник