Пропаганда и поиски свободыКак изменилась советская фотография за 50 лет (2 часть)

Jun 19, 2015 16:30

В Центре фотографии имени братьев Люмьер (Москва) проходит выставка «Советское фото», посвященная одноименному журналу. Журнал «фоторепортажа и фотолюбительства», выходивший с 1926-го по 1997-й, печатал работы всех значимых фотографов, публиковал дискуссии о роли фотографии и пытался фиксировать, как и что меняется в способах съемки и жанрах. «Медуза» отобрала самые интересные для истории советской фотографии снимки и попросила кураторов выставки Яну Искаковуи Екатерину Зуеву рассказать о них.






Грузия. Обед в колхозе Гурипш Хрущева Н.С. и Фиделя Кастро. 1963Фото: Василий Егоров / Центр фотографии имени братьев Люмьер
В 1963 году в СССР с официальным визитом приехал Фидель Кастро. За 38 дней, с конца апреля по начало июня, Кастро объехал всю страну - от Северодвинска до Самарканда. Ни до него, ни после ни один из иностранных и даже советских лидеров не отправлялся в такое путешествие. Волгоград, Мурманск, Ташкент, Братск, Ленинград, Киев и многие другие города посетила кубинская делегация - вся страна следила за подробностями этого тура со страниц журналов и газет. Одним из официальных фотографов, допущенных снимать первых лиц в этой поездке, был Василий Егоров. Известно, что Кастро не любил напыщенных, официозных приемов и всегда интересовался мельчайшими подробностями жизни простых людей. Егорову прекрасно удалось передать эту особенность его характера снимком, сделанном в Грузии во время обеда Кастро и Хрущева в колхозе «Гурипш», 1963.



Двенадцатая симфония. 1961-йФото: Всеволод Тарасевич / Центр фотографии имени братьев Люмьер
Портрет Дмитрия Шостаковича, сделанный Всеволодом Тарасевичем, стал не только одним из лучших портретов композитора, но также поставил важный вопрос об обновлении языка фоторепортажа. Тарасевич не захотел делать официальный, «паркетный» снимок - когда Шостакович стоял на сцене и позировал для репортеров. Фотограф выяснил, где тот отдыхает между репетициями, подпер дверь щепкой и в перерыве через щель сделал этот кадр. Это съемка скрытой камерой, «самая крайняя, радикальной ступень документализма» - пример отказа от традиционной постановочности в пользу правды жизни, проникновения во внутренний мир человека. Многочисленные дискуссии по этому поводу проходили на страницах журнала «Советское фото». Кадр Тарасевича был одним из ярких примеров применения «скрытой камеры».



Поединок. Из серии «МГУ». 1963-йФото: Всеволод Тарасевич / Центр фотографии имени братьев Люмьер
Оттепель, 1960-е. Сопутствующий этой эпохе особый романтизм особенно ярко передал в своих сериях знаменитый фотограф Всеволод Тарасевич. «Герой снимка, ныне доктор физико-математических наук В.В. Балашов, сам нашел ему название - «Поединок». Снимок-символ (ученый на фоне исписанной доски) стал программой, заявкой», - писал об этой работе сам Тарасевич.



Гимнастика-I. Универсиада. Москва. 1973-йФото: Александр Абаза / Центр фотографии имени братьев Люмьер
Спортивный репортаж мог быть очень разным. Мастера «остановленного мгновения» использовали возможности камеры показать то, что недоступно человеческому глазу. Коллаж «Гимнастика-I», созданный из четырех работ, превращает гимнастические упражнения в алфавит жестов, иероглифическое письмо.



Из серии, № 318. 1969-йФото: Александрас Мацияускас / Центр фотографии имени братьев Люмьер
Александрас Мацияускас - один из отцов-основателей литовской школы фотографии. Литву в советское время называли «фотографической республикой».
Работы литовских авторов отличались свободным подходом к выбору художественных приемов (резкие ракурсы, крупные планы, жесткая графичность, широкая оптика) и, в то же время, ярко выраженными национальной эстетикой и тематикой. Это удивительным образом соседствовало с самобытностью стиля каждого автора. В отличие от советских фотографов, фотохудожник в Литве был свободен в выборе темы, большая часть литовцев работала долгими циклами. Так, например, свой самый известный и обширный цикл «Деревенские рынки» Мацияускас готовил в течение 20 лет.



Не мое собачье дело. 1965-йФото: Владимир Богданов / Центр фотографии имени братьев Люмьер
Во второй половине 1950-х в культурной и общественной жизни заметную роль начали играть фотолюбители. В Клубах и Домах культуры оживлялась работа кружков, складывались благоприятные условия для объединения фотолюбителей. Первое такое объединение возникло в Ленинграде, при Выборгском Дворце культуры - фотоклуб ВДК. В 1955 году в клуб пришел Владимир Богданов. Начав как любитель, он довольно быстро начал сотрудничать с разными газетами и журналами, и в итоге надолго остался в редакции «Литературной газеты». Признание и известность пришли к Богданову с фотографией «Не мое собачье дело». На международном конкурсе «ИнтерПрессФото-66» он стал призером всех зрительских симпатий. Хотя по профессии Богданов и был репортером, его фотография никогда не была скована рутиной, программой или иными требованиями времени, системы, руководства, рынка. В этом он был близок именно клубному движению, с которого начинал свой путь в фотографии.



Из серии «За кулисами большого балета», 1983-й
Фото: Владимир Вяткин / Центр фотографии имени братьев Люмьер
Владимир Вяткин - шестикратный лауреат и трижды член международного жюри самого влиятельного конкурса пресс-фотографии World Press Photo. Первую, поощрительную премию в этом конкурсе Вяткин получил за серию 1983 года «За кулисами большого балета». Выступая не только в качестве конкурсанта и жюри WPP, но и как автор критических статей Вяткин последовательно анализировал тенденции внутри журналистского фотосообщества. Такова была его оценка состояния советской фотожурналистики времен перестройки в статье «Уроки «Уорлдпрессфото-88» («Советское фото» 1988, №6): «Из практики участия в конкурсах «Уорлдпрессфото» можно и нужно прежде всего сделать вывод, который подтверждает и наша внутренняя практика: мы пока не можем составить конкуренцию западным коллегам в оперативных жанрах, и если получаем призы, то в тех категориях, где о событийности речь не идет… Если мы и прибываем в горячую точку, то обычно тогда, когда огонь уже погас… Значит ли это, что в работе советских репортеров нет того положительного, что нужно сохранять и развивать? Вовсе нет. Сами члены жюри неоднократно подчеркивали, что работы советских фотографов выгодно отличаются особой душевностью, человечностью, их подход к освоению жизненного материала средствами фотографии в самой основе своей гуманистичен, и это драгоценнейшее свойство нужно поощрять и развивать».

[С]
https://meduza.io/galleries/2015/06/18/propaganda-i-poiski-svobody


история. интересно, Советское фото

Previous post Next post
Up