Дания. Ларс фон Триер.
[+1] Эпидемия //Epidemic. 1988// Сомнительно.
[+4] Европа //Europa, 1991// Очень неплохо.
[+4] Королевство //Riget, 1994, 1997// Жжот!... Не могла оторваться, хоть и депрессивно первые четыре серии 1994 г. закончились. "Королевство" фон Триера - то же, что и "Берлин. Александрплац" у Фассбиндера. Смотреть обязательно.
[+5] Догвиль //Dogville, 2003// Один раз, но обязательно.
[+2] Самый главный босс //The Boss of it all, 2006// Может, конечно, это и комедия (?), но, по-моему, фон Триер пытается осмыслить (потенциальное и реальное) влияние режиссеров, актеров и Ко на обычную жизнь. А есть ли оно? - вот такой вопрос, который остался без ответа.
[+1] Антихрист //Antichrist, 2009// Забавный фильмец. Правда, скучноват и мрачноват. А уж порносцены напоказ совсем его не украшают. Вердикт по смыслу: если в женщине просыпается сила, но надо ее учиться контролировать, а не подражать мужчинам в их насилии. При чем во всем этом Тарковский? - я не поняла.
[-1] Меланхолия //Melancholia, 2011// Человечество, разумеется, давно заслужило свою гибель, но коль скоро мы не можем друг друга перестрелять, передушить и что там еще сделать, то на это вполне найдется какая-нибудь болтающаяся во Вселенной планетка. Скучно и затянуто.
Дания. Томас Винтерберг
[+4] Торжество. Догма №1. //Festen, 1998// Мощный фильмец про педофилию и ее разоблачение. Видимо, для Запада это действительно проблема.
[+5] Дорогая Венди //Dear Wendy, 2005//. Звездец!
[-4] Охота //Jagten, 2012// А вот этот фильм не поймешь, не посмотрев "Торжество". Совсем другой взгляд на ту же проблему - проблема превратилась во всеобщую паранойю. Интересно, они действительно больные на всю голову?...
Дания. Кристиан Левринг
[+3] Король жив [Догма #4] // The king is alive [dogme #4], 2000// Что делают цивилизованные люди, которые потерялись в пустыне? Если это американцы в представлении Голливуда, то - сначала глупо ждут и ругаются, потом сходят с ума, потом поедают друг друга. Если это европейцы в представлении Догматиков, то - ставят "Короля Лир", чтобы умереть цивилизованно. Конец, впрочем, одинаков для всех.
Швеция. Карл Теодор Дрейер
Про Дрейера - как про Полански. Говорить бессмысленно, надо просто смотреть. Фильмы - совершенно изумительные.
[+5] Страницы из книги Сатаны //Blade af Satans bog, 1921//
[+5] Возлюби ближнего своего //Die Gezeichneten, 1922// Дрейер дико гениален. Взять для сюжета события в другой стране, да еще про конфликт на национально-религиозной почве, и, в целом, правильно показать характер и евреев (что не слишком удивительно), но и русских (что довольно необычно) Правда, русских он в субтитрах прямо называет "несущими на себе печать Каина" и в кавычках "истинно верующими". Знал бы он, ЧТО ждет европейских евреев (да и другие неарийские нации) через каких-то двадцать лет, ндаааа...
[+5] Страсти Жанны д'Арк // La passion de Jeanne d'Arc, 1928//
[+5] Вампир //Vampyr, 1932// ...и еще одна вещь, которая Дрейера с Полански объединяет. Даже если они снимают про смерть, все равно получается про жизнь. Удивительно.
[+5] День гнева //Vredend dag, 1943// Совершенно избитый сюжет и избитая тема, и сцены вроде банальные, но в итоге получается что-то пронзительно-экзистенциальное. А черно-белый вариант - красиво и эстетично.
[+5] Слово //Ordet, 1955// ...и все равно не понимаю, почему у него фильмы получаются настолько невероятными?...
Швеция. Roy Andersson (Рой Андерссон)
[+5] Ты, живущий //Du Levande, 2007//. ...Комедия?... - Ну там действительно веселые сцены. Но в целом ужасно серо. И посыл-то основной, что наша жизнь складывается из таких фрагментов: серые офисы, серые квартиры, серые школы, серые здания, типично-серые фразы "Меня никто не понимает", "Я перестал разговаривать со своими пациентами, а просто начал давать им таблетки - чем сильнее тем лучше".
И еще сны, в которых бывает другая жизнь. В снах сбываются наши кошмары или мечты. И еще иногда мы смотрим на серое небо. Но не для того, чтобы увидеть там солнце, а потому, что там загудели моторы бомбардировщиков. Это тоже сбылся че-то сон. А завтра будет новый день. Аааааааааааааа! убейте меня ап стену!... В моей жизни еще и дождь за окном начался.
PS...И тем не менее: пошла вторая неделя после просмотра фильма, а я бегаю как электровеник! Заряд позитива - просто ахтунг какой-то!
[+4] Песни со второго этажа //Songs from the second floor, 2000//. Вот ЭТО надо смотреть во время кризиса! Ну это драма, очевидно, а "Ты, живущий" - логическое продолжение и развитие "Песен". И смотреть их лучше с временным разрывом лет этак в десять-пятнадцать. Очень раздражает одинаковая режиссура, диалоги, операторская работа, костюмы и грим. А в целом - ну да, арт-хаус.
[+1] Шведская история любви //A Swedish love story, 1970//. Для всех желающих вспомнить свою первую любовь, бессмысленно-мучительно-сладостные переживания, катания на велосипеде-мопеде-мотоцикле (нужное выбрать), нудное знакомство с ее\его родителями - самый нужный фильм. Еще полезно ребенку подросткового периода показать (все лучше "Гостьи из будущего"!) Однако же более банального арт-хауза я не видела. И ЭТО - Андерссон??!!...
Швеция. Кей Поллак
[+5] Как на небесах //As it is in heaven, 2004// Изумительно. Убрать бы религиозную составляющую, и фильм попал бы в мои избранные.
Швеция. Ингмар Бергман
[+3] Волшебная флейта //Trauflojten, 1975// Грегорианские мотивы, аллюзии на Орфея и Эвридику, Моцарт есть Моцарт. Бергмана не люблю в целом.
[+3] Девичий источник //Jungfrukallan, 1960// Идеология Нового Завета: семья была наказана за гордость, жадность и тщеславие, отец убил обидчиков, но вполне осознавал, что совершил тройной грех убийства и поклялся его искупить. Правда, не первопричину, а следствие. Посмотрела американский римейк 2009 "Последний дом слева". Идеология сменилась: "кровь за кровь, глаз за глаз", - и так оно вроде и должно быть - судя по отзывам на форумах... Ни о каком признании грехов речи уже и нет. Мир откатился к языческим богам.
Финляндия. Клаус Хярё
[+5] Новый человек //Den nya manniskan, 2007// Я была в шоке - не сколько от фильма, сколько от документальных фактов, на которых фильм основан. И это - просвещенная Европа?... В Швеции 40 лет практиковали добровольно-принудительную стерилизацию... Я просто в ужасе. Всех бы этих идиотов, которые предлагают такие меры, следовало бы заставить начать с себя!...
[+5] Письма отцу Якобу //Postia Pappi Jaakobille, 2009// Хороший. Про внутреннее одиночество современного человека. Плакала в конце. Хотя в самом фильме никаких особенных эмоций и нотаций. Как будто оператор с камерой зашел на час в ветхий дом пастора и этот час провел вместе с главными героями.
Netherlands. Tamar van den Dop
[+5] Слепота //Blind, 2007// Умопомрачительно.
Нидерланды. Йос Стеллинг
[+2] Летучий голландец //De Vliegende Hollander, 1995//
[+1] Иллюзионист //De Illusionist, 1984// Более чем странный сюр.
Нидерланды. Алекс ван Вармердам
[+1] Платье //De Jurk, 1996//
[+1] Новые сказки братьев Гримм //Grimm, 2003// Навеяно временами католической экспансии в Голландию. Тогда голландцы-еретики все-таки выстояли, а теперь можно и ответную устроить - пусть и в киношном варианте.
[+1] Последние дни Эммы Бланк //De leetzte dagen van Emma Blank, 2009// Жестко... просто ужасть, что люди друг с другом делают...
Нидерланды. Пол Верховен
[+2] Четвертый мужчина // De Vierde Man, 1983// Ничего так, любопытненько.
[-4] Шоугёрлз //Showgirls 1995// Не понравилось.
[+5] Чёрная книга //Zwartboek, 2006//
[+5] Одураченный //Steekspel, 2012// Класс.
[-5] Она // Elle, 2015// Степень ожидания фильма оказалась прямо пропорциональна разочарованию.
Исландия. Бальтазар Кормакур
[+4] 101 Рейкьявик //101 Reykjavik, 2000// Не столько исландский фильм, сколько слепок всего еврообщества.
Исландия. Дагур Кари
[+5] Ной - Белая ворона / Noi albinoi / Noi the Albino, 2003// Потрясающе. А после дюжины холливудского ширпотрба (по работе) - так вообще отдушина.