профессор Фидас опровергает сам себя

Nov 24, 2020 16:40


Протопресвитер Анастасий К. Гоцопулос

«СИНОДАЛЬНЫЙ АКТ ВСЕЛЕНСКОГО ПАТРИАРХАТА (1686) И АВТОКЕФАЛИЯ УКРАИНСКОЙ ЦЕРКВИ».

1.  Каноническая юрисдикция Украины.

(Противоречивость выводов профессора В. Фидаса).

В своей работе «Синодальный акт Вселенского Патриархата (1686) и автокефалия Украинской Церкви» профессор Власий Фидас сообщает о насильственном присоединении Украины к Русской Церкви и об антиканоническом участии митрополита Киевского в Московском Патриаршем Синоде, а также о том, что Украинская Церковь всегда подчинялась Константинопольскому престолу. Профессор дословно пишет следующее:



1. «Этим конкретным синодальным актом Вселенского Патриархата (1686) восточные епархии Украины и Беларуси не только не передавались в юрисдикцию Русской Церкви полностью или окончательным образом, как безосновательно утверждают богословские консультанты Московского Патриархата, но, напротив, было провозглашена неприкосновенность канонической юрисдикции Вселенского Патриархата на всей территории Киевской митрополии» (В. Фидас, Синодальный акт, с. 5).

2. «После решений, зафиксированных в Синодальном акте Вселенского Патриарха Дионисия IV (1686), «Малая» (Украина) и «Белая» Русь (Беларусь) находились в непосредственной канонической юрисдикции Киевской митрополии, которая подчинялась Вселенскому Патриархату» (В. Фидас, Синодальный акт, с. 22).

3. «Московский Патриархат вот уже пять веков сражается за то, чтобы навязать - насильственно и руководствуясь исключительно политическими или этнофилетическими критериями - свое антиканоническое требование о подчинении Украинской Церкви его деспотической юрисдикции, поэтому церковная иерархия, священный клир и благочестивый народ Украины всегда оказывались подчиниться этой зависимости» (В. Фидас, Синодальный акт, с. 35-36). Это утверждение профессора является безосновательным и неверным. Как раз наоборот, «каноническая церковная иерархия (около 90 архиереев), священный клир и благочестивый народ Украины», в общей сложности 12 000 приходов и 5000 монахов продолжают оставаться в своей канонической Церкви, несмотря на преследования и запугивание со стороны государственных и окологосударственных структур.

4. «Конечно же, эта специфическая и отягощённая независимость закрепляется её Уставом, поскольку Св. Синод Украинской Церкви избирает и рукополагает не только архиереев Украины, но и своего предстоятеля, митрополита Киевского и всея Украины. Между тем, даже эта отягощённая независимость Украинской Церкви становится относительной и ослабляется антиканоническим требованием Русской Церкви, чтобы митрополит Киевский был постоянным членом Св. Синода Московского Патриархата, очевидно для того, чтобы таким образом выразить свои грубые притязания на полное подчинение её [Украинской Церкви, - прим. пер.] своей канонической юрисдикции» (с. 37). Откуда уважаемый профессор Фидас взял это утверждение об «антиканоническом требовании Московского Патриархата, чтобы митрополит Киевский был постоянным членом Св. Синода Московского Патриархата»? (В. Фидас, Синодальный акт, с. 37). Раньше он утверждал совершенно противоположное (см. ниже пункт 5). Участие митрополита Киевского в Священном Синоде Московского Патриархата предусмотрено «Положением об управлении Русской Православной Церковью», принятом на Поместном соборе 1945 года, который проходил, по сути, на межправославном уровне, при участии представителей других Поместных Церквей (среди которых был и представитель Константинопольского Патриархата)! А теперь профессор вдруг пишет, что это «незаконное требование»?!

Полное опровержение вышеупомянутых новых взглядов профессора было сделано им самим в его предыдущих публикациях. В ряде серьёзных научных работ, опубликованных в течение 40 лет (с 1966 по 2005 гг.), профессор Фидас сообщил своим читателям сведения, которые совершенно чётко проясняют, что Русская Церковь обладает полным правом считать Украину находящейся в своей канонической юрисдикции:

1. В. Фидас «История Русской Церкви», с. 273-274: «Константинопольский Патриарх Дионисий подчинил Киевскую митрополию канонической юрисдикции Патриарха Московского (1687)».

2. В. Фидас «История Русской Церкви», с. 317-318, там же, «Русская Церковь», Религиозно-этическая энциклопедия, Афины, 1965, т. 10, с. 1055: «В Священном Синоде Русской Церкви в качестве одного из трёх постоянных членов участвует митрополит Киевский (вместе с Патриархом Московским и митрополитом Ленинградским)».

3. В. Фидас «История Русской Церкви», с. 301-304: «Киевская духовная академия - одна из четырех важнейших академий Московского Патриархата».

4. В. Фидас «История Русской Церкви», с. 335: «Митрополит Киевский исполнял обязанности председателя Всероссийского Поместного Собора 1917 года, на котором в России было восстановлено патриаршество».

5. В. Фидас «История Русской Церкви», с. 348-349, там же, «Русская Церковь», Религиозно-этическая энциклопедия, Афины, 1965, т. 10, с. 1077: «Конечно, особенно важным является Поместный собор 1945 года, проходивший при участии представителей других Поместных Православных Церквей, который составил Устав Русской Православной Церкви («Положение об управлении Русской Православной Церковью»). Профессор Фидас пишет: «На Соборе 1945 года присутствовали: Патриарх Александрийский Христофор II, Патриарх Антиохийский Александр III, Католикос-Патриарх Грузинской Церкви Каллистрат; представитель Константинопольского Патриарха митрополит Фиатирский Герман, представитель Иерусалимского Патриархата архиепископ Севастийский Афинагор, представитель Сербской Церкви митрополит Скопский Иосиф, епископ Румынской Церкви Иосиф и другие. В соответствии со статьей 19 «Положения об управлении РПЦ», митрополит Киевский является постоянным членом Священного Синода, который состоит из шести епархиальных архиереев». Видя единодушное мнение всех вышеупомянутых Церквей, ни у одного добронамеренного человека, пожалуй, не останется даже малейших сомнений в том, что Киев находится в юрисдикции Русской Церкви…

6. В. Фидас «Русская Церковь», Религиозно-этическая энциклопедия, т. 10, с. 1078: по словам профессора В. Фидаса, канонической юрисдикции Русской Церкви подчиняется Киев и вся Украина, а также украинские монастыри!

Из вышеуказанных исторических данных, приведенных самим профессором В. Фидасом, следует, что в течение нескольких последних веков православные Украины участвовали во всех аспектах церковной жизни Русской Церкви (монашество, духовные школы, управление, включая участие в Священном Синоде, гонения и др.), но никак не Вселенского Патриархата.

источник

----------------------------------------

Меня всегда здесь поражает вот, что: что должно произойти такого ,чтобы человек отстаивая свои определенные убеждения (причем на протяжении многих лет), вдруг резко отказывается от всего этого в один момент? Какой-то перелом в жизни, угроза благополучию или что-то еще? Или, например, патриарх Александрийский... приезжал на Украину, клялся в своей поддержке Блаженнейшему митрополиту Онуфрию, осуждал раскол и тут нечто подобное: раз! и отрекся от  всего и начал говорить совершенно противоположное. Еще быть может понятно, когда такая резкая перемена связана с изначальной неустойчивостью мнения, но ведь здесь нет такого.  И еще мне это напомнило ситуацию с одним священником из Хабаровска, которого помню я убеждал не уходить в раскол из-за одного сомнительного пункта в документе РПЦ. Как было грустно, что он все-таки ушел, а  потом радостно, что вернулся обратно в Церковь. И вот недавно я узнал ,что этот батюшка ушел вообще из Церкви, отказался от христианства  и стал каким-то «коучем» по психологии. Что же в этот моменте - страх чего-то, быть может личная трагедия, или протест против чего-то, или просто равнодушие?

украинский томос, константинопольский папизм, раскол на Украине

Previous post Next post
Up