начало, часть 1 ...
В ПРАВИЛЕ ГОВОРИТСЯ О ТАИНСТВАХ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, А НЕ О "ТАИНСТВАХ" ДОНАТИСТОВ
А теперь обратим внимание на то, каким образом кардинально меняется смысл правила с учетом правильного перевода.
a)"уверовав в Ней во Христа приняли таинства Троицы", а ранее в тексте правила, написано, где донатисты приняли "таинства Троицы": "признали истинную Церковь своей и, уверовав в Ней во Христа, приняли таинства Троицы". То есть согласно верному переводу, донатисты не свою донатистскую церковь считали истинной, а признали истинной Православную Церковь и "в Ней приняли таинства Троицы". То есть речь сразу в правиле идет о "таинствах Троицы" Православной Церкви, а не о каких-то "таинствах донатистского раскола" как хотят сказать авторы.[13]
б) Это ключевое место правила, искаженное в их переводе, кардинально меняет смысл всего остального текста правила. Так как, если здесь речь идет о “таинствах Троицы” именно Православной Церкви, а не раскольников, то и далее, когда говорится "эти таинства определенно все истинны и святы, и божественны", то имеется ввиду, что Таинства Православной Церкви "святы и божественны", а вовсе не "таинства донатистов". А что же сказано в правиле о “таинствах донатистов”? В правиле прямо сказано, что донатисты "преподают какие-то противоположные таинства". В толковании прп. Никодима Святогорца на это место говорится, что таинства донатистов не являются вообще таинствами, они ложны и лишены Божественной благодати: "хотя дерзкое сборище еретиков и осмеливается преподавать некоторые якобы таинства, которые противоречат истине или носят ее имя, а на самом деле ложны и лишены Божественной благодати".[14]
В связи с этим, обратите внимание на второе ключевое искажение текста правила у авторов: в их переводе отсутствует фраза о том, что донатисты "преподают какие-то противоположные таинства". А ведь это место наиболее ясно опровергает ту самую экклесиологию "действительных таинствах Церкви во внецерковных сообществах", которую авторы увидели в этом правиле и хотят убедить всех остальных в этом. Ведь если, как говорит прп. Никодим, в правиле сказано, что "таинства" донатистов противоположны Таинствам Церкви, что значит, что эти "таинства" ложны и лишены Божественной благодати, то каким образом вообще возможно приводить это правило в подтверждение учения, что будто бы донатисты имеют в своем расколе истинные, святые и Божественные Таинства Православной Церкви, которые, дескать, их не спасают?
в) Далее в тексте правила написано: "но поскольку таинства просты, как учит святой апостол, говоря: один Господь, одна вера, одно крещение (Еф 4.5), и нельзя повторить то, что должно быть преподано один раз, то пусть они, анафематствуя по имени это заблуждение, через возложение руки будут приняты в единую Церковь"
Согласно толкованию прп. Никодима: "Таинствами Троицы правило называет все семь таинств, но преимущественно Тело и Кровь Господни".[15] При этом в процитированном фрагменте правила видно, что из этих Таинств Троицы выделяется только Таинство Крещения: в правиле приводится цитата из Священного Писания о крещении "...одно крещение", а также говорится о неповторяемости Таинства, что относится к Таинству Крещения Церкви, которое действительно нельзя повторять согласно учению Церкви.[16] Авторы статьи выделили это место, так как в их переводе правила говорится о таинствах, которые донатисты совершают в расколе. Поэтому эти слова о неповторяемости Крещения у них дескать подтверждают, что крещение, которым донатисты были крещены в расколе оно - "свято и божественно», и поэтому не может повторяться. То есть, якобы крещение донатистов Церковь обязана принимать, так как их крещение является Таинством Крещения Церкви. На самом деле, как мы выяснили выше, правило под "таинствами Троицы" имеет ввиду Таинства Православной Кафолической Церкви к которой присоединяются донатисты, а не “таинства” донатистов. Поэтому и под Крещением в этом месте правила имеется ввиду Таинство Крещения Православной Церкви, а не крещение, которым донатисты крестят в своем расколе. Поэтому ни о какой неповторяемости крещения, совершенного донатистами в своем расколе, тут не может идти речи.
Зачем же тогда правило вообще упомянуло о неповторяемости Крещения Православной Кафолической Церкви, к которой присоединяются донатисты? Ведь, согласно этому правилу, донатисты и так принимаются в Церковь без совершения над ними крещения: "через возложение руки будут приняты в единую Церковь".[17] Если утверждать, что поэтому раскольники и принимаются не через крещение, так как мол, их крещение, совершенное ими в расколе "свято и истинно" и поэтому не может повторяться, то каким образом здесь же в правиле сказано, что эти раскольники преподают противоположное крещение, которое лишено Божественной благодати? Отсюда понятно, что из принятия донатистов в Церковь без совершения крещения, а другим чином, через возложение рук, не следует, что Церковь, утвердив такой чиноприем, признает этим само крещение, совершенное в донатистском расколе истинным и тождественным Крещению, совершаемому в Церкви. Да и как это возможно, если правило прямо по тексту это отрицает?
И все-таки, зачем правило упоминает о неповторяемости Крещения Церкви? Дело в том, что, согласно тексту правила, перед присоединением к Церкви, донатисты должны анафематствовать свое заблуждение: "анафематствуя по имени это заблуждение".[18] А заблуждение донатистов заключалось в том, что для согрешившего члена Церкви недостаточно покаяния, но необходимо его повторное крещение.[19] Под влиянием донатистов практика повторного крещения крещенных распространилась и среди православного клира Карфагенской Церкви. Как следствие, Карфагенский Собор 419 г. вынужден был вновь издать постановление о недопустимости повторного крещения после тяжкого греха с целью восхождения на степень клира.[20] Донатисты считали, что христиане, отрекшиеся, от Христа во время гонений, отпали от Церкви так, что крещение этих павших стало недействительным, а значит таковые нуждаются в повторном крещении. Это заблуждение и привело их в конечном итоге к расколу, так как правила Церкви запрещают повторное крещение тех, кто был уже крещен Крещением Церкви.[21] Донатисты ошибочно опирались в своей практике на постановление Карфагенского собора 256г. при св. Киприане Карфагенским, обосновывая свою практику правилом этого собора, не признающим истинным крещение еретиков и установившим практику крещения прежде не получивших Крещения в Церкви и всех отпавших от Церкви, когда они обращаются к Ней. Суть этого постановления изложена председателем собора, св. Киприаном Карфагенским в письме к нумидийским епископам:
«Будучи вместе на соборе, возлюбленнейшие братья, мы прочли послание ваше... и теперь, принимая голосованием то, что всегда хранили крепко и верно, мы утверждаем: никто не может быть крещен вне Кафолической Церкви, ибо Крещение - одно и единственное, и оно существует только в Кафолической Церкви».[22]
Взяв на вооружение это правило, донатисты крестили всех, кого они считали отпавшими от Церкви.[23]
К сожалению, в некоторых богословских трудах развивается ложное мнение, будто бы, раз раскольники использовали в подтверждение своего заблуждения правило Карфагенского собора 256г. при святом Киприане, значит и правило этого собора неверно. Cв. Киприан Карфагенский в ответ на указание, что раскольники "перекрещивают тех, коих от нас отторгают», говорит, что его не смущает это. Так как "совершаемое врагами Церкви вовсе не относится к нам". Само правило верное, а раскольники незаконно используют его, "присваивая власть и истину Кафолической Церкви».[24] Источником данного непонимания служит полемика блаж. Августина против донатистов, в которой тот, вместе с заблуждением донатистов, несправедливо отверг и правило этого собора. Этому посвящены последние главы его труда "О крещении против донатистов", где он последовательно критикует все высказывания отцов из деяний Кафрагенского собора 256г. Можно сказать, что блаж. Августин и заложил основы той самой экклесиологии "таинств Церкви во внецерковных сообществах", которую авторы статьи видят в этом 68 правиле Карфагенского собора 419г., и которая определяется блаж. Августином таким образом: "человек может быть крещен в сообществах, отделенных от Церкви, в которых Христово крещение дается и получается в святом таинстве"[25], "Кафолическая Церковь не осуждает таинства, общие для нее и для еретиков: в таинствах они "с нами, а не против нас".[26] О том, что блаж. Августин был неправ, весьма убедительно говорит тот факт, что правило Карфагенского собора 256г. при св. Киприане Карфагенском, которое он раскритиковал, утверждено 2 правилом VI Вселенского (Трулльского) Собора как истинное и непреложное.[27]
Блаж. Августину в критике донатизма, нужно было отделить правило Карфагенского собора 256г., на которое опирались донатисты, от их заблуждения, заключавшегося в неверной его трактовке и применении. Но, вместо этого, он, в ходе критики донатизма, "выплеснул воду с младенцем", то есть, вместе с отвержением заблуждения донатизма, отверг и правильное постановление Церкви о недействительности крещения, совершенного вне Ее. В такой ситуации нужно было бы указать, что правило Церкви незаконно присвоено раскольниками и неправильно применяется ими, так как неверен был их критерий, согласно которому они определяли кто вне Церкви, а кто принадлежит Ей. Потому что согласно критерию донатистов, тяжко согрешившие члены Церкви лишаются Крещения Церкви, которым они были крещены в Ней. Однако правило Карфагенского собора 256г. при св. Киприане, на которое опирались донатисты, относится не к Крещению Церкви, совершенному в Ней, а к ложному крещению вне Церкви, то есть к такому крещению, которое совершается еретиками в своих отпавших от Церкви общинах для присоединения к этой общине новых членов. Правило Карфагенского собора 256г. при св. Киприане направлено против раскольников, то есть тех, кто создают отдельную иерархию от Церкви и выдают эту иерархию за Кафолическую Церковь. Таковые находятся вне Церкви, так как безусловно такая иерархия осуждена Церковью, потому что враждует против Нее своим отделением. Именно поэтому против такого сообщества, подменяющего настоящую Церковь, и против его попыток выдать свое "крещение" за Таинство Крещения Церкви, и направлено правило: "никто не может быть крещен вне Кафолической Церкви". При этом крещенных изначально в Кафолической Церкви, которые затем отпали от Нее, и впоследствии, раскаявшись, хотят вернуться обратно в Церковь; таковых не крестят, согласно св. Киприану Карфагенскому, а принимают через возложение рук.[28]
Итак, в данном месте 68 правила Карфагенского собора 419г. в словах "поскольку таинства просты, как учит святой апостол, говоря: один Господь, одна вера, одно крещение (Еф 4.5), и нельзя повторить то, что должно быть преподано один раз, то пусть они, анафематствуя по имени это заблуждение, через возложение руки будут приняты в единую Церковь" - говорится о неповторяемости Крещения Церкви, именно в связи с заблуждением донатистов, которое они должны отвергнуть прежде присоединения к Церкви, чтобы и в последствии они утвердились в понимании недопустимости повторения Крещения Церкви и больше не возвращались к этому своему заблуждению. При этом никакого "истинного и неповторяемого крещения, совершенного в расколе" это место в правиле, не утверждает.
г) Подобным образом и касательно места в правиле, в котором сказано: «В Церкви все таинства, вечные и животворные, принимаются во спасение, но тем, кто остается в ереси, они доставляют великое осуждение и наказание, отчего то, что в истине должно было стать для них светозарным спутником в жизнь вечную, в заблуждении приведет их к большему мраку и осуждению.», хорошо видно, что речь здесь идет не о таинствах донатистов, а о таинствах Церкви: "В Церкви все Таинства ...". Поэтому и это место никак не может утверждать экклесиологию, согласно которой у отпавших от Церкви есть Таинства Церкви, которые их не спасают, а совершаются в осуждение. Добавлено же это высказывание в связи с тем, что отцы собора в этом правиле допускают бывших донатистов "в клир для служения Святым Тайнам", сразу же далее сказано: "Именно этого некоторые избежали и, познав высочайшую истину общей матери-Церкви, из любви к истине поверили во все святые таинства и приняли их. Таким людям, когда будет доказана их добрая жизнь, несомненно, будет дозволено и вступление в клир для служения Святым Тайнам, тем более что в таких затруднительных обстоятельствах нет никого, кто не согласился бы с этим."[29] При этом, из текста правила видно, что отцам Карфагенского собора 419г. собора известно постановление собора в Италии, который был прежде Карфагенского собора, и участниками которого были, упоминаемые в правиле, "названные выше братья" папа Анастасий и Венерий Медиоланский; - далее по тексту правила:
"Если же какие-нибудь клирики из последователей донатова учения захотят перейти к нам вместе со своим народом и в своих степенях, из любви к чести подавая народу советы к жизни и удерживая его за собой во спасение, то вопрос об этом, мы считаем, должен быть уяснен при более подробном рассмотрении, когда выскажут свое мнение названные выше братья, - чтобы они на своем благоразумнейшем совещании исследовали предмет нашего к ним обращения и благоволили утвердить нас в том, что должно нам постановить по этому делу. А мы довольствуемся тем, чтобы они, если им угодно, только в отношении крещенных в младенчестве согласились с нашим решением рукополагать таковых." и из толкования прп. Никодима касательно данного места: "...Однако это, добавляет правило, разъяснят нам после папа Анастасий и Венерий Медиоланский [3]
[3] Это были те, которые устроили Собор в Италии и запретили признавать хиротонии донатистов, как видно из деяний этого Собора и 77-го его правила.".[30]
Собор в Италии постановил не принимать в клир донатистов из опасения, что они продолжат распространять свое заблуждение уже в Церкви, получив власть священства. B этом вопросе 68 правило Карфагенского собора 419г., допускающее бывших донатистов в клир, противоречит решению Италийского собора. Но причина такого противоречия заключается в крайнем недостатке клириков в Карфагенской Церкви[31], в связи с чем, отцы Карфагенского собора решили по икономии признать хиротонии донатистов и восполнить бывшими раскольниками недостаток священнослужителей Церкви в Африке. При этом видно, что они знают, что таковое их решение противоречит собору в Италии и они разделяют опасения этого собора, о том, что донатисты могут продолжить противодействовать Церкви уже внутри нее, вступив в клир. Это видно из того, что допускаются в клир только крещенные в младенчестве донатисты (исключая тем самым недавно перешедших в раскол) и выражено в желании отцов Карфагенского собора согласовать свое решение с западными отцами в этом вопросе, в связи с чем к папе Анастасию было послано письмо. Поэтому в правиле, сказав о "святых и истинных таинствах Троицы", они добавили для бывших донатистов, которым "дозволено и вступление в клир для служения Святым Тайнам", что эти Таинства «тем, кто остается в ереси, они доставляют великое осуждение и наказание". То есть, в том случае, если вступающие в клир, какие-то из бывших донатистов присоединяются к Кафолической Церкви, чтобы продолжать распространение своей ереси, то пусть знают, что, став служителями Святых Таинств Кафолической Церкви и оставаясь в заблуждении, они тем самым навлекают на себя великое осуждение и наказание от этих Таинств. Поэтому речь в этом месте правила идет о "великом осуждении и наказании" от Таинств Православной Церкви, а вовсе не о наказании от "таинств", совершаемых в расколе.
РАСКОЛЬНИКИ НЕ ПРИНАДЛЕЖАТ ЦЕРКВИ, ОТ КОТОРОЙ УШЛИ В РАСКОЛ
Последнее, что хотелось бы упомянуть в связи с этим правилом, это указать на неоспоримый факт того, что, с точки зрения данного правила, сами донатисты - вне Церкви. Дело в том, что некоторые сторонники этой не православной экклесиологии заявляют, что будто бы раскольники, сотворив раскол и отделившись от Церкви, на самом деле все равно остаются членами Православной Церкви, от которой отделились в раскол. Да и вообще экуменисты постоянно развивают ложную мысль, что, дескать, ушедшие в раскол, на самом деле не отпали от Церкви в раскол, а разделили саму Церковь, к которой, вместе с верными, продолжают принадлежать и раскольники в том числе. Мысль о "разделенной Церкви христиан" вследствие расколов и ересей, к которой принадлежат как еретики с раскольниками, так и православные, эта мысль, на самом деле, является одной из основополагающей составляющей всеереси экуменизма. Что конечно же является хулой на Православную Церковь и догматической ересью, отрицающей слова Символа Веры о том, что Церковь является Святой, а также Единой, что по толкованию святых отцов означает прежде всего - единство одной веры - православной, а не некое единство православной веры с многочисленными лжеучениями в некой "разделенной Церкви". О том, что раскольники-донатисты не являются членами одной и той же Церкви вместе с православными, об этом ясно говорят эти слова в 68 правиле Карфагенского собора относительно переходящих в Церковь донатистов: "да будут приняты в Кафолическую Божию Церковь", "признали истинную Церковь своей", "будут приняты в единую Церковь, которая, как сказано, есть голубица и единая матерь христиан".
Таким образом, ложная экклесиология "действительности таинств Церкви во внецерковных сообществах" (т.е. у еретиков и раскольников) не находит никаких оснований в правилах Карфагенского собора 419г. против донатистов.
----------------------------------
[13] То же самое понимание есть и в других церковных толкованиях на 68 (57) правило Карфагенского Собора 419 г.: "Зонара и Вальсамон: Если по достижению возраста способного к счислению (λογισμού), то есть к раcсуждению, к пониманию истины и отвращению от безумия, обратятся в церковь, должно принимать чрез возложения рук по некоторому древнему чину и уставу и не препятствовать им ко вступлению в клир, если они чисто уверуют во Христа и примут таинства Святой Троицы <…> Итак, говорят (отцы), когда уверуют и примут святые дары, если при том и жизнь их, по испытании, окажется доброю, должны быть приняты и в клир."(Правила Святых Поместных Соборов с толкованиями. Репринтное воспроизведение издания 1880 г. М.: Изд-во: “Паломник”, 2000. 876 с., стр. 563)
[14] прп. Никодим Святогорец, “Пидалион. Правила Карфагенского поместного собора. Правило 66 (57)”
[15] Ibid.
[16] Запрет на повторное крещение прп. Никодим Святогорец определяет словами ап. Павла: вторым перекрещиванием он [епископ или пресвитер - прим. ред.] снова распинает и осмеивает Сына Божия, что невозможно, глаголет св. ап. Павел, и предлагает вторую смерть Господу, Которого больше смерть не победит (Евр. 6, 4; Рим. 6, 5), по тому же Павлу.
https://apologet.spb.ru/3240 [17] прп. Никодим Святогорец, “Пидалион. Правила Карфагенского поместного собора. Правило 66 (57)”
[18] Донатисты получили свое название от некоего объявившегося в Африке Доната, который нечестиво полагал, что грешники в Церкви заражают своими грехами остальных, подобно тому как больные члены тела заражают здоровые. Поэтому донатисты утверждали, что согрешающих, в особенности тех христиан, которые во время гонения Диоклетиана из страха смерти отдали на сожжение священные книги, нужно отсекать от тела Церкви и церковного общения. Донат учил своих последователей, что во время причастия надо держать в руке какую-то человеческую кость и сначала целовать ее, а потом уже причащаться. Против донатистов в Италии и особенно в Африке созывались различные Соборы; против них писали многие святые, прежде всего божественный Августин. Иероним в сочинении против луцефириан пишет и против донатистов, потому что у тех были такие же еретические убеждения, что и донатистов. ... Помимо всего прочего они утверждали, что Церковь, прежде бывшая видимой, оскудела, и теперь существует только в ее молитвенном собрании. Между прочим, эту мысль у донатистов позаимствовали лютеране-кальвинисты (Досифей. Двенадцатикнижие.С.1156) А св. Епифаний в главе о 59-й ереси говорит, что донатисты мудровствовали по-ариански (Epiph. Adv. haer.59.13//PG 41,1037C), то есть в своей ереси заблуждались в отношении первостепенных догматов веры. Поэтому они были не только раскольниками, но и еретиками, как их и называет настоящий Собор в своем 66-м правиле. (Пидалион: Правила Православной Церкви с толкованиями: в 4 т.: пер. с греч. - T. 3: Правила Поместных соборов. - Екатеринбург: Изд-во Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря, 2019. - 430 с. [Правило 56(47). с. 279])
[19] O том, что донатисты считали необходимым повторно крестить павших в гонениях говорят следующие источники:
1. Римский (Латеранский) собор 313 года против Доната: «This judgement was passedagainst Donatus - by each of the Bishops - that he acknowledged having both rebaptised, and laid his hand in Penance upon Bishops who had fallen away - a thing foreign to the Church», пер. - «Сие обвинение было вынесено против Доната - каждым из епископов - что, он признал, что перекрещивал и возлагал руки на епископов, падших во время гонения -вещь чуждая Церкви». (Optat. De schism. donat. I 23-24). “Донат был обвинен в перекрещивании клириков-lapsi (падших)” - (Православная Энциклопедия. Донатизм)
2. Оппонент Августина донатистский епископ Петилиан утверждал, что, отпав от Церкви, человек полностью утрачивает полученную в крещении благодать и нуждается в крещении таким же образом, как и никогда не имевший крещения: “Petilianus said: …Both are wanting in the life of baptism, - both he who never had it at all, and he who had it and has lost it”, пер. - «Петилиан сказал: Оба нуждаются в силе крещения, - и тот, кто никогда не имел его вообще, и тот, кто имел его и потерял». (Aug. Contr. litt. Petil. II 7.14). Августин опровергает это утверждение Петилиана, называя его ложным (Ibid. 7.16).
3. Ramsay MacMullen - один из наиболее авторитетных современных исследователей истории Римской империи, автор монографии: Christianizing the Roman Empire: (AD 100-400) пишет: [Donatus] “consistently rebaptised both Christians who had fallen away in the persecutions (traditores) and pagan converts who had admitted to the Church by traditores priests”, пер. - [Донат] “последовательно перекрещивал и христиан, которые отреклись в гонениях (traditores), и язычников, присоединенных к Церкви traditores священниками”. (Ramsay MacMullen, Christianizing the Roman Empire: (AD 100-400), Yale University Press, 1984. 183 p.)
[20] 36(27)-е правило Карфагенского Собора 419 г.: «Такожде подтверждено, на пресвитеров или диаконов, обличенных в некоем тяжком грехе, неизбежно удаляющим от священнослужения, не возлагати рук, яко на кающихся, или яко на верных [в совр. изд. «верных» заменено на «верующих» - прим. ред.] мирян, и не попускати им, креститися вновь, и восходити на степень клира.» (Правила Святых Поместных Соборов с толкованиями. Репринтное воспроизведение издания 1880 г. М.: Изд-во: “Паломник”, 2000. 876 с. [Правило 36. с. 464]).
Толкователи преп. Никодим Святогорец, Зонара, Аристин, Вальсамон в толковании на 36(27)-е правило Карфагенского Собора 419 г. единодушно указывают, что речь идет о повторении крещения, чтобы очиститься от нечистоты преступления, что невозможно, глаголет св. ап. Павел, ибо этим вторым перекрещиванием снова распинается и осмеивается Сын Божий. Преп. Никодим Святогорец: «Упомянутые изверженные не должны также принимать второе крещение, желая очиститься от совершённых грехов и снова принять рукоположение в иереев и диаконов, поскольку повторять святое крещение (см. об этом Апост. 47) и рукоположение священнослужителей (по Апост. 68) - это нечестие». (Пидалион: Правила Православной Церкви с толкованиями: в 4 т.: пер. с греч. - T. 3: Правила Поместных соборов. - Екатеринбург: Изд-во Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря, 2019. - 430 с. [Правило 35(27). с. 262]) Зонара: «ни позволять им креститься по вере, что божественное крещение очищает всякую скверну, с тем чтобы опять после крещения, как очищенным от греховной скверны, вступить в степень клира» (Ibid. с. 465). Аристин: Пресвитер или диакон, изверженный за какой-либо грех и раскаявшийся в нем, уже не должен быть опять рукополагаем как мирянин, также не должен быть и крещен снова с целию омыть грехи и опять получить степень священников или диаконов; ибо мы исповедуем и признаем едино крещение. Вальсамон: «поелику некоторые говорили, что крещение омывает всякую скверну, и искали креститься во второй раз, чтобы, конечно, омыться от нечистоты преступления, за которую они извержены, и таким образом вступить в клир; то отцы определили, чтобы сего не было, потому что нам предано совершать едино крещение» (Ibid. с. 466).
Cлавянская кормчая: Аще пресвитер, или диакон, некоего ради греха извержен быв от сана, и покается о том, уже ктому не может яко мирскии человек поставитися паки и служити, но да не крестится второе, тем хотя омыти грехи, и степень пресвитерскии, или диаконскии получити: едино крещение свемы, и исповедуем (Ibid. с. 466).
Лишь еп. Никодим Милаш, который представляет крайне путанную и противоречивую позицию в вопросе о возможности крещения вне Церкви (об ошибках в толкованиях еп. Никодима Милаша см. Еп. Григорий Граббе «Акривия и икономия»), утверждает, что в 36(27)-м правиле слова «не попускати им, креститися вновь» означают тех, «которые омыли себя от греха покаянием» (Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского: В 2 т. - Репринт. - М.: Отчий дом, 2001. - Т. 2. - 645 с.).
[21] "Епископ или пресвитер, аще по истине имеющего крещение вновь окрестит, или аще от нечестивых оскверненного не окрестит: да будет извержен, яко посмеивающийся кресту и смерти Господней, и не различающий священников от лжесвященников." (47 Апостольское правило)
[22] «Пидалион. Агапия иеромонаха и Никодима монаха (Святогорца). Правило Третьего Святаго Поместнаго Собора,состоявшегося в Карфагене при священномученике Киприане. С толкованием».
https://apologet.spb.ru/3308 [23] “Донатисты ссылались на мнение св. Киприана, который утверждал, что еретиков, возвращающихся к церкви, должно крестить и освящать крещением церкви” (Н.Кутепов “Раскол донатистов.”)
"Вообще, фанатизм их в отношении к кафоликам в то время не находил никаких границ. Они третировали своих противников уже не как христианское общество, а как совершенно неверующих. Обыкновенно фанатичные сектанты обращались к кафоликам с такими словами: "Эй, Кай Сей, хороший ты человек, но погибнешь ты: будь христианином". Обращающихся к ним кафоликов донатисты заставляли на вопрос: "Кто ты?" отвечать: "Paganus sum», - и затем их снова крестили. Вообще перекрещивание всех у донатистов сделалось их обычною практикою ...Исходя из положения, что extra ecclesi-am nulla salus, что вне церкви нет спасения, донатисты и кафоликов третировали, как язычников, некрещенных. Естественно было для них требовать, чтобы кафолик, являясь в церковь донатистов, говорил: "paganus sum", и получал крещение. Вопрос о перекрещивании кафоликов получил высокую важность у донатистов именно потому, что они держались круга тех воззрений, которыми Киприан мотивировал крещение вновь еретиков. Наконец, руководясь двумя последними из приведенных выше текстов Священного Писания, донатисты находили, что они проявляют лишь свою ревность по Богу в борьбе против кафоликов и в самом строгом отделении от них"(Болотов. "Лекции по истории Церкви. Раскол донатистов")
[24] "Нисколько не смущает нас, возлюбленнейший брат, сделанное в письме твоем указание на то, что новациане перекрещивают тех, коих от нас отторгают: совершаемое врагами Церкви вовсе не относится к нам, лишь бы мы сами сохраняли честь нашей власти и твердо держались основания разума и истины. Новациан, по обычаю обезьян, кои, не будучи людьми, подражают, однако же, человеческим действиям, хочет присвоить себе власть и истину кафолической Церкви тогда, когда он сам и не находится в Церкви, и даже сверх того стал еще возмутителем и врагом Церкви. Зная, что крещение одно, он это одно крещение и присвояет себе, чтобы сказать, что у него-де Церковь, а нас сделать еретиками." (св. Киприан Карфагенский "Письмо к Юбаяну о крещении еретиков")
[25] блаж. Августин Иппонский, «De baptizmo contra donatistas» ("О крещении против донатистов"), книга 1
[26] блаж. Августин Иппонский, «De consensu Evangelistarum» ("О согласии евангелистов"), книга 4, глава V
[27] “Согласием нашим запечатлеваем и вся прочия священныя правила, изложенныя от святых и блаженных отец наших, то есть, … eще же и Киприаном, архиепископом африкийския страны, и мучеником, и собором при нем бывшим, изложенное правило .... Никому да не будет позволено вышеозначенныя правила изменяти, или отменяти, или кроме предложенных правил, приимати другия” (2 правило VI Вселенского Собора)
[28] "Это теперь соблюдаем и мы: если известно, что крестившиеся здесь и от нас перешедшие к еретикам, познавши потом свой грех и отвергши заблуждение, возвращаются к истине и на лоно матери; то достаточно, в знак раскаяния, возложить на них руку, чтобы бывшую уже овцу, отчуждившуюся впоследствии и заблудшую, пастырь снова принял в свою овчарню. Но если кто, приходящий от еретиков, не был прежде крещен в Церкви и приходит как совершенно чужой и непросвещенный; то чтобы сделать его овцою, его нужно крестить, потому что одна есть вода в Церкви святой, соделывающая овец." (св. Киприан Карфагенский, "Письмо к Квинту о крещении еретиков")
[29] прп. Никодим Святогорец, “Пидалион. Правила Карфагенского поместного собора. Правило 66 (57)”
[30] Ibid.
[31] "[2] А Африке, как мы читаем в деяниях настоящего Собора, был столь крайний недостаток клириков, что в некоторых церквах не было ни одного, пусть даже неграмотного, диакона, а тем более не было пресвитеров или епископов. Христиане изо дня в день сетовали на этот недостаток и скорбели из-за него, и потому Собор в ответ на их сетования оказал по икономии снисхождения и признал хиротонии донатистов." (Из толкования св. Никодима касательно данного места)
источник