Не секрет, что у РФ нет никакой национальной идеи или программы, если хотите. В сущности, в последние шесть лет, так называемую идею выражал несменяемый министр Лавров, и умещалась она в двух словах: Понять и Простить. Ни понимать, ни прощать никто не собирался по нескольким причинам, главная из которых презрение к унижающимся.
Но свято место пусто не бывает. Дыра в идеологии ощущается плебсом помимо его воли. Поэтому, странно было бы, если б не нашлись желающие эту пустоту заполнить. В настоящее время сформировались две господствующие идеологические доктрины, выразителями которых являются, казалось бы, антиподы Дмитрий Быков и Захар Прилепин.
Почему “господствующие”? Да потому что, несмотря на все разнообразие вариантов построения будущего, девяносто девять и девять десятых процента так называемых интеллектуалов встали под знамена либо Димы, либо Захара. Почему “казалось бы” антиподы? Вот тут слегка интересней.
Ежели смотреть невооруженным взглядом, то что может быть противоположнее Быкова с Прилепиным? Толстый диванный критик, потомственный интеллигент Быков и крестьянский парень, поджарый, вечный фронтовик Прилепин. И политические спектры они, по их словам, представляют разнополюсные: один либерал до мозга, другой - патриот до тех же костей. Но это когда невооруженным взглядом.
Если чуть присмотреться к их высказываниям, а еще лучше почитать их тексты, то выяснится, что совсем недаром один (Быков) дал дорогу в жизнь другому (Прилепин). Правда недавно Захар разорвал нить со своим литературным отцом, назвав его фашистом и мерзавцем, за вполне себе фашистские высказывания Дмитрия, на тему людей первого сорта, проживающих по одну сторону линии разделения огня в Донбассе, и низшего сорта, обитающих на другой стороне. Однако подобные бытовые конфликты не должны вводить в заблуждение. Поскольку оба они считают, что единственным путем в будущее для России является сталинизм.
Цель одна, дороги разные. Бывший нацбол Прилепин предлагает сходу полную конфискацию и национализацию, естественно насильственную. Несогласных, понятное дело, в возрожденный Гулаг. Либерал и, по его собственным неоднократным признаниям, тайный поклонник СССР Быков ратует за более витиеватую дорогу. Повторение 90-х с бандитским тоталитаризмом, который ничем не лучше ежовского (в одном случае судебная система заменена быстро карающими ‘тройками’, в другом - бандитскими разборками по понятиям). И затем, по никогда не дающему сбой политэкономическому закону, период анархии сменяется жесточайшей диктатурой (здесь уместно вспомнить, что Владимир Ильич с Иосифом Виссарионовичем были отчаянными либералами до прихода к власти).
И в том, и в другом случае предусмотрена гражданская война, само собой разумеется. Первый сценарий отработан в 1917-37м, второй не произошел только из-за того, что Березовский ошибся с кандидатурой приемника Ельцина. Но два раза, как известно, история осечки не дает.
Нынешнее желеобразное состояние продолжаться долго не может. Поэтому вскоре к красной кнопке придет либо Захар, либо Дима. Народ пребывает в идеальном равновесии, те кто старше 45 хотят Сталина прямо сейчас, их дети и внуки желают сначала поиграть в козырных пацанов из мафии. Но с народа, как говорится, чего взять.
Удивительно место интеллектуальной элиты в данном вопросе. Ни один профессор политологии, социологии, экономики и прочих гуманитарно-аналитических наук не попытался найти третий путь. Чтобы без Гулага и без войны. Иногда кажется, что они жаждут диктатуры поболе, чем малограмотные люмпен-пролетарии. Кажется у Стругацких сказано, что всякий интеллект подсознательно стремится к ограничению свободы. И действительно, как нехило им жилось, что при Сталине, что при Брежневе: спецдачи, пайки, спецмагазины, дома творчества и отдыха, даже загранкомандировки. Но это им.