Критика Б. Н. Миронова

Mar 01, 2011 20:02


Посмотрел первый номер "Российской истории" за 2011 год в поисках ответа Б. Н. Миронова на критику А. В. Островского. Ответа не обнаружил. Однако половина номера посвящена новой книге Миронова "Благосостояние населения и революции в имперской России". Тут и новая статья С. А. Нефедова (хотя нового в ней мало: автор по-прежнему уверен, что ( Read more... )

Литература, Полемика Б. Н. Миронова и С. А. Нефедова

Leave a comment

makhov_a March 5 2011, 20:25:16 UTC
Спасибо. Как хорошо, что такие дискуссии ещё есть! Надеюсь по этому спору будет написана еще не одна монография. Поменьше бы только эмоций и всякого рода обвинений.

Reply

allemand1990 March 5 2011, 20:30:18 UTC
> Поменьше бы только эмоций и всякого рода обвинений.

И не говорите. Любая дискуссия об уровне развития дореволюционной России неизбежно приводит к вопросу: улучшила или ухудшила ситуацию революция? Так что политизация, наверное, еще много десятилетий будет сохраняться.

Reply

afanarizm April 15 2011, 00:06:06 UTC
вообще вопрос оный кажется несколько излишним - достаточно хотя бы поглядеть справки по питанию, которые советским начальникам в начале 50-х направлялись ЦСУ. уж прочнее аргумента вряд ли можно найти.

Reply

allemand1990 April 15 2011, 04:50:41 UTC
Забавно, но не всем это очевидно :)
Самое ходовое возражение сейчас, по-моему, что, дескать, без революции мы бы превратились в колонию с вечными долгами и поглощены были бы англо-французским капиталом :)

Reply

constantin_vin April 16 2011, 16:56:58 UTC
Что можете по существу возразить автору этой статьи?
http://scepsis.ru/library/id_2163.html

Reply

allemand1990 April 16 2011, 17:31:43 UTC
Скажу, что эти рассчеты и оценки далеко не единственные. Так, П. Грегори, проанализировав различные показатели развития дореволюционной России, пришел к выводу, что Россия развивалась бы без революции никак не с меньшей скоростью, чем в 20-30 гг. Я, не будучи специалистом по экономической истории, конечно, не могу отдать предпочтение тому или иному подсчету, пока в науке не установится единая оценка. Я, собственно, этого и не делаю.

Reply

constantin_vin April 16 2011, 17:49:35 UTC
= Скажу, что эти рассчеты и оценки далеко не единственные. =
Да, я в курсе. Начал читать Грегори.

= пока в науке не установится единая оценка. =
Ну об этом лучше забыть. Даже по поводу таких давно минувших эпох, как Петровская Россия, до сих пор нет единой оценки. Это спор навсегда.

Reply

allemand1990 April 16 2011, 17:52:39 UTC
Еще надо бы прочитать Аллена, у него противоположная точка зрения: темпы развития России падали бы, поскольку основные источники роста исчерпались.

Reply

constantin_vin April 16 2011, 18:06:58 UTC
С такой оценкой мне проще согласиться. В успех капитализма без больших социальных потрясений в России вообще не верится. И аргумент об исчерпании источников роста, особенно после 1929 года, охотно принимаю.

Reply

allemand1990 April 16 2011, 18:10:16 UTC
На книгу Аллена была критическая рецензия Эллмана, тоже большого спеца по советской экономической истории, особенно по голоду 1946-1947 гг. Вот она: http://www.hist.msu.ru/Labs/Ecohist/OB13/ellman.pdf

Reply

constantin_vin April 16 2011, 18:26:11 UTC
Спасибо за ссылку. Очень интересно.

Reply

allemand1990 April 16 2011, 18:28:42 UTC
Всегда рад помочь.

Reply

constantin_vin April 16 2011, 17:04:58 UTC
= Любая дискуссия об уровне развития дореволюционной России неизбежно приводит к вопросу: улучшила или ухудшила ситуацию революция? =

Не обязательно именно к этому вопросу. Есть и другие, не менее важные. Каковы были перспективы развития РИ после ПМВ? Каким был бы сейчас мир, если бы не появился СССР и не случилось противостояния и глобальной конкуренции двух систем - социалистической и капиталистической.

Reply

allemand1990 April 16 2011, 17:33:38 UTC
Да, но и к упомянутому мной тоже.

Reply


Leave a comment

Up