"В пятницу, в 8:30, на кладбище", - строго сказал Амнон Гофер. И я, конечно, в назначенное время был на месте, даже раньше. Потому что Амнон договорился, что нам откроют мавзолей Мирзы Али-Мухаммеда, мятежного сына основателя бахаизма Бахауллы. Впрочем, "мятежным" а, в терминах бахаи, "нарушителем завета и врагом Веры" он стал, проиграв в борьбе за власть ныне всемирно известному Абдул-Баха.
О грандиозном, чрезвычайно болезненном расколе в бахайском движении я писал тут
http://alldubin.livejournal.com/75997.html, там есть и фотографии мавзолея и кладбища, а новых фотографий я не делал: Пари, правнучка Мирзы Али-Мухаммеда, открывшая для нас мавзолей, попросила ничего не фотографировать, она хочет вначале привести в порядок усыпальницу и окружающее ее кладбище.
Здесь же, в мавзолее, еще несколько могил ближайших родственников Бахауллы и его двух жен. А на окружающем мавзолей кладбище потомки Мирзы до сих хоронят своих усопших. Есть тут и несколько христианских и мусульманских могил и даже одна еврейская - это члены семьи, пожелавшие покоиться на фамильном кладбище.
Наверху - фотография чудесного хайфского дома Нигар, внучки Мирзы Али-Мухаммеда. Она жива, ей 87 лет, я давно знаю о ее существовании, но, вот, все не знал, как подступить к делу и поговорить с ней. Теперь, надеюсь, с помощью Пари, удастся - она обещала познакомить. В Хайфе, по ее словам, есть и еще один дом семьи - на ул. Герцль 10, он объявлен памятником истории и архитектуры. Не помню его, надо будет при случае подскочить и посмотреть. Сама Пари иногда читает лекции о бахайском движении. Это, должно быть, чрезвычайно интересно - взгляд человека изнутри, да еще и не связанного обязанностью придерживаться выхолощенной официальной версии.
Мавзолей и кладбище - очень скромные, никакого сравнения со знаменитым хайфским мемориалом. Кстати, Пари рассказала, что члены семьи Мирзы Али-Мухаммеда, как и члены "царствующей семьи" не слишком-то довольны знаменитыми Бахайскими садами, считая их неуместно роскошными и потому не соответствующими духу бахаизма, проповедуемой бахаями скромностьи. А сама Пари говорит: "Лучше бы потратили деньги на выживших в Катастрофе".