Прилепиада, или Похождения фаворитов в Донбассе / Елена ЛАВРОВА (ДНР)

Dec 28, 2023 19:25


Тупое и лживое ничтожество Захарка Прилепыш по определению не может написать ничего стОящего👆

🌀 Прилепиада, или Похождения фаворитов в Донбассе
Елена ЛАВРОВА (ДНР) https://webkamerton.ru/user/1287

02 апреля 2021

Тем, что ты породил, я тебя и убью

Прочитав книгу Захара Прилепина «Некоторые не попадут в ад: роман-фантасмагория» (Москва - Издательство АКТ, 2019), я была настолько впечатлена (в отрицательном смысле), что задумала написать рецензию на эту книгу. Обдумывая текст рецензии, я вдруг поняла, что мне будет тесно в границах этого жанра. Тесно, потому что я не могу ограничиться только кратким анализом и оценкой этого произведения. К тому же рецензии на роман уже есть, весьма выразительные. Это рецензии написаны литературным критиком Галиной Юзефович и журналистом Александром Чаленко.



Галина Юзефович справедливо замечает: «Назвав “Некоторые не попадут в ад” романом-фантасмагорией, автор и издатель покривили душой дважды. Слово “фантасмагория”, вероятно, понадобилось им в подзаголовке как оберег на тот - не слишком, впрочем, вероятный - случай, если кому-то придет в голову проверить приведенные в книге факты на предмет их соответствия законодательству Российской Федерации. Что же до слова «роман», то оно по отношению к этому тексту может употребляться лишь метафорически: в действительности “Некоторые не попадут в ад” - это нечто среднее между исповедью и моноспектаклем, в котором все персонажи - от центральных до эпизодических - выступают под своими настоящими именами, а время и место действия - конкретней некуда».
Что есть фантасмагория? - Нагромождение причудливых образов, видений, фантазий; хаос, сумбур, гротеск.
Следует ли нам, читателям, понимать, что содержание произведения Захара Прилепина есть всего только нагромождение его причудливых фантазий и образов, имеющих к действительности весьма косвенное отношение? На это нечего было бы возразить, если бы этой действительностью не была война на Донбассе, жестокая и бескомпромиссная. Нет, книга Прилепина не есть роман в его классическом понимании, а определение жанра как романа-фантасмагории, похоже, призвано снять с автора ответственность за то, что он написал.

...
Роман начинается многозначительной фразой: «До Бати было - рукой подать. Мы соседствовали» (с. 5). Мы - это разведовательно-штурмовой батальон, расквартированный в бывшей гостинице «Прага», «Называл его: Батя …» (с. 10).
Есть в этом обращении «Батя» что-то невыносимо льстивое, пошлое и фальшивое. Какой к чёрту «Батя», если Прилепин 1975-го года рождения, а Захарченко - 1976-го! Ту же льстивую фальшь я слышу и в слове «император» по отношению к Путину. Причём в романе это слово идёт без кавычек и с прописной буквы.

Ну, в общем, «до Бати было рукой подать». Умеете читать между строк? Не умеете? Учитесь! В романе-фантасмагории, где образы, фантазии и видения причудливо и сумбурно громоздятся, это умение пригодится.
Захар Прилепин, как пишут в СМИ, находился в Донбассе с декабря 2015 года. То есть, основные боестолкновения под Дебальцево (июль 2014) и Иловайском (сентябрь 2014), и в других местах уже в прошлом.
5 сентября 2014 г. заключены первые Минские соглашения, 11-12 февраля 2015 г. - вторые. Минские соглашения войну не остановили, но слегка приморозили. Но я не об этом. Я о том, что к основным военным действиям в Донбассе Прилепин опоздал на десять месяцев.
Мне не интересно знать, почему, по каким причинам он опоздал к самому важному в Донбассе. С моей точки зрения, самое интересное для писателя было там и тогда. Там и тогда можно было получить не только бесценный опыт, найти драгоценный материал для будущих книг, но и стать настоящим, а не фальшивым, или, как теперь модно говорить, фейковым героем.
Прилепин как-то сказал, что он решил поехать в Донбасс потому, что там была территория свободы, много музыки, много поэзии, много пространства для жеста. Сказано поэтично и даже пафосно.
Территория свободы? С этим я готова согласиться. Мы сделались свободными от Украины, стремительно скатывающейся в нацизм. Что касается остального, упомянутого Прилепиным…
Переживая здесь войну, я что-то не заметила, чтобы было много музыки или поэзии. Да что - много! Я их вообще не заметила. Зато было много рёва артиллерийских орудий над головой, а это вряд ли музыка. И нет ничего поэтичного в созерцании ещё тёплых трупов с оторванными снарядами головами или конечностями, со вспоротыми осколками животами, из которых прут наружу поблескивающие кишки.
Не вижу я также ничего поэтичного и в дымящихся развалинах жилых домов и церквей, в хрусте осколков стекла под ногами, и в плаче и причитаниях женщин. Война в принципе не поэтична. Война никогда не поэтична. Люди, воевавшие по-настоящему, это знают.
И, поверьте, нет ничего поэтичного в насильственной смерти детей.
Впрочем, я уже сказала, что ко всему самому главному в Донбассе Прилепин опоздал. Хотя, как он пишет, год до своего появления там, где «до Бати рукой подать», был в Донбассе в качестве военкора и гуманитарщика.
Где он нашёл в воюющем и растерзанном Донбассе много музыки и поэзии? И что он имел в виду под «много пространства для жеста»? Ну я понимаю: снова метафора в одном ряду с романом и чернильницей. Думаю, писатель имел в виду, в Донбассе много пространства для действий, для подвигов. Спорить не стану. Много!
Прилепин для некоторых ополченцев действительно человек широкого жеста, имея в виду его гуманитарную деятельность. Но героем, подобно Стрелкову, Мотороле, Гиви и многим другим, он не стал. История - поезд, который не ждёт, когда кто-то созреет для того, чтобы стать его пассажиром и созреет для геройства.

Игорь Стрелков вопрошал: «В каких боях участвовал Захар Прилепин, где «стяжал военную славу»? Насколько помню, не было Захара Прилепина в Донецке. Какая такая слава «военная, обогнала известность как писателя»?
Стрелков и ответил на эти вопросы: «Ни в каких серьезных боевых операциях в Луганске, ни во время самых ожесточенных боев в 2014-м, ни даже под Дебальцево в 2015-м Прилепин не участвовал».

...

Здесь самая важная фраза «при Захарченко, которого в первый год войны не знал». Итак, первый год - обычный военкор и гуманитарщик, волонтёр. Это не называется - воевал. И главу Захарченко в первый год своего пребывания в Донбассе Прилепин не знал. А как так вышло, что простой военкор, сержант милиции, возле главы Республики задержался? А потом как-то сразу, как в сказке - хоп! - в советники главы, в майоры и сколотил свой батальон.
Игорь Стрелков вопрошает: на каком основании присвоено ему воинское звание «майор»? Если его максимальное звание в РФ было «сержант милиции»? А ни на каком! На зыбком основании, что он понравился Главе. И стал его фаворитом. Вот и всё основание!

С Захарченко Прилепин познакомился в 2015-м году. Познакомил его с Захарченко Александр Казаков. Об этом Прилепин пишет в романе. Пишет он и о том, как Казаков появился в Донецке: «Казака в своё время пригнали на Донбасс из кремлёвских кабинетов как специалиста широкого политического профиля - проследить за первыми донецкими выборами… Казак своё отработал на выборах - получилось отлично, - можно было возвращаться в северное Отечество; но он понравился Захарченко, и тот предложил ему остаться… Казак главу обожал… Глава доверял ему безоговорочно… Казак познакомил меня с главой… Чёрт знает, что ему во мне понравилось» (с. 93).
И Казаков тоже был фаворитом главы. Опять же на основании: «понравился Главе».
Здесь мы сталкиваемся с давно вроде бы отжившим явлением фаворитизма.

...

Почему Глава так внезапно приблизил к себе Прилепина? Не на одном же основании - «понравился». На таком основании только фавориток приближают.
Прилепин знает, в чём подвох. И Казаков, познакомивший главу с писателем, знает. Одно дело, когда о тебе напишет в СМИ рядовой военный корреспондент, которых десятки или сотни.
И совсем другое дело, если о тебе напишет военный корреспондент, одновременно являющийся известным премированным писателем!
Одно дело, когда о тебе напечатают в газете или даже в журнале заметку или статью. И совсем другое дело, когда писатель напишет о тебе в книге! Заметки и статьи затеряются среди других новостей. Книга останется.
Или, как выражается Прилепин, в книжке. Кстати, так любили говаривать Ленин с Крупской. (В.И. Ленин. Талантливая книжка. // В. И. Ленин. Полное собрание сочинений. Издание пятое. т. 44. М., - Издательство политической литературы, 1970). Это на случай, если кто-то не поверит.
Да, заметку или статью прочитают и забудут. А книга - это практически мавзолей! А ты в мавзолее - засушенная и набальзамированная пахучими травами мумия. На годы! А повезёт, так и на десятилетия. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь! Так это про устное слово. А если печатное слово вылетит в книгу, то как воробей - в клетку, и никуда не денешься!
Некоторые люди полагают, что, если о тебе написали в книге, то ты автоматически становишься бессмертен. Другой вопрос, каким тебя увидит автор книги и что именно, и, главное, как он о тебе напишет! Но об этом начинают думать, когда уже поздно думать.

...

Прилепин, сержант МВД РФ, с лёгкой руки Захарченко перескочив разом через несколько чинов, становится майором армии ДНР. За какие заслуги?
Андрей Рогожин (позывной «Мичман») рассуждает: «То, что ему с нуля звание майора дали - непризнанная республика, гражданская война - люди с непонятно каким образованием генералами служат. Так что ничего удивительного. Раз писатель, то дали должность замполита».
Нет, не только за то, что писатель, а ещё и за то, что понравился и стал фаворитом. Фаворитам не жалеют ни денег, ни чинов, не наград.
Правда, иной раз и отнять могут всё, если провинится.
Если чин генерал-майора получает такой, как И.Н. Безлер, то это более, чем заслуженно. А если сержанту - чин майора с барского стола, непонятно за какие заслуги, то это подарок фавориту. Ладно! Даже и не в этом барском подарке дело. А вот в чём! Сколько ополченцев в Донецкую землю полегли, высоких чинов не дождавшись! Сколько живых ополченцев, участвующих в боях, годами ждут повышения в чине!
Мы живём в мире, где царит несправедливость.
А потом Прилепин удивляется, что на его батальон, по его словам, «смотрели косо» (с. 37). А потом Прилепин удивляется, что многие его в Республике недолюбливают. Выскочек никто и никогда не любит.

Посмотрим, что увидел появившийся в декабре 2015 года писатель Прилепин, будущий майор и заместитель командира разведывательно-штурмового батальона полка спецназначения армии Донецкой народной республики.
Прибыв в Донецк, он заглядывает в казарму. Казармой служит разворованная бывшая гостиница «Прага»: «На кроватях лежали бойцы, не открывавшие глаз и не шевелившиеся при нашем с комбатом появлении.
- Они мёртвые? - спросил я всерьёз. - Или муляжи?
- Устали, - ответил комбат…
Промёрзшие занавески выглядели увесисто: в них можно было трупы заворачивать и бросать хоть в море, хоть в шахту, хоть в кратер - ничего трупу не будет; сохранится как новенький…
Кто-то из бойцов, ещё не заснувших до весны, смуро спросил у меня: “А нет покурить” - безо всякой надежды, без знака вопроса на конце фразы; я вытащил из кармана сторублёвку, дал, - боец на полмига ошалел, но тут же собрался, хватанул купюру (я почувствовал пальцы подсохшего утопленника), спрятал в карман, пока никто не видел; но заприметили тут же ещё двое-трое стоявших в коридоре без движения: словно зависших в бесцветной паутине, - и когда первый вдоль стены пошёл-пошёл-пошёл (…) - эти двое-трое, спутавшиеся до неразличимости друг с другом, похожие на ходячих, зыбучих мертвецов, потянулись за ним… Я выглядел пришлым, что-то проверяющим, явившимся из тёплого мира» (с. 9-10).
Жуткая картинка, не правда ли? Фильм ужасов! Зима, холод, отсутствие отопления в разорённой гостинице, и лежащие бойцы, похожие на трупы, и стоящие бойцы, похожие на зомби. И пальцы ополченца, «подсохшие, как у утопленника» (с. 10).
И, как контраст, пришелец из тёплого мира, задающий комбату глупейшие вопросы, одетый в отличную форму «Бундесвер», в карманах которой лежат пачки сторублёвых и тысячерублёвых купюр, способный всех «воскресить» при помощи сторублёвки, выданной на курево. Пришелец, как воплощение сытости, благополучия и богатства.
Но вернёмся в гостиницу. На улице дожидается хозяина тот самый «круизёр» - «почти совсем новый джип», «признак роскоши» (с. 11).
«Короче, я посмотрел на всё это, отщипнул комбату половину одной из пачек, чтоб батальон хотя бы до первого построения дожил…» (с.11).
Из какой пачки отщипнул половину, из сторублёвой или тысячерублёвой, главный герой романа не уточнил.
Видите, как всё было плохо, было холодно и голодно, и даже «мертво» до того, как хорошо одетый барин с большими деньгами на дорогом джипе приехамши. Спаситель! По закону жанра, с приездом богатого и благополучного барина жизнь пробуждается и начинает бить ключом.
Оригинальный стиль писателя меня озадачил с первых же абзацев.
Зыбучие пески - знаю, что такое.
«Зыбучие мертвецы»… Встречаю впервые. Надеюсь, что больше и не встречу. Но в другом абзаце встречаю: «пристылые мертвецы». Это тоже о живых ополченцах. Редкий эпитет. Встречала два раза: пристылые луга, и пристылые коврики. А пристылых мертвецов не встречала никогда, и, надеюсь, тоже не встречу, как и зыбучих.

Итак, наш герой в пристылой казарме с зыбучими мертвецами жить не захотел. Негоже барину с карманами, полными денег и в новенькой форме, и с почти новым «круизёром», будущему фавориту самого Главы жить в холодной гостинице с промёрзшими занавесками и «трупами», уснувшими до весны.
«Сделал звонок - прямо в секретариат Главы Донецкой народной республики… Мне скинули номера; набрал первый же, попал на риелтора» с. 12).
Пока главный герой пил водку в кафе со знакомым офицером, риелтор подыскал хороший дом, случайно оказавшийся рядом с резиденцией Главы.
«Только спьяну так можно было заселиться - наобум, наугад» (с. 16), - размышляет будущий фаворит, осматривая дом: «…гостевой домик, … три комнаты, чистенько. Шкафы, посуда, вешалки, Тумбочка. Широкая кровать» (с. 13).
И тепло. Это вам не казарма с «мертвецами».

«Многие местные министры, командиры, чиновники искали дом в том же районе, где я свой выхватил без проблем, - и никто ничего не нашёл. А они так хотели прибиться поближе к Главе. Со мной всегда всё так. Само в руки падает» (с. 16).
Упало в руки Прилепина много. Не один только гостевой домик рядом с резиденцией Главы. Другим и не снилось, сколько упало ему в руки в Республике. Главное упало - доверие Главы. Как этим не воспользоваться! На чём основывалось безграничное доверие Главы к заезжему гастролёру Прилепину? Думаю, что было несколько причин и одна из них - предположение, что у Прилепина в Москве есть связи в важных и высоких кабинетах, и даже - страшно сказать! - в самом важном и высоком кабинете, где обитает небожитель, которого Прилепин в своём романе льстиво именует императором. Московские кураторы требовали, чтобы Республика делилась богатствами с олигархами, но не российскими, а украинскими. Захарченко «матерился и закипал» и попросил Прилепина, сидя в ресторанчике: «Заступись за нас?» (с. 24).
Перед императором заступись, естественно. Глава Республики уверен, что писатель вхож в высшие круги в Москве, и, может быть, даже к самому императору вхож. «Император с Захарченко так и не увиделся, ни разу» (с. 22), - подчёркивает писатель. О себе он скромно умалчивает, вхож или не вхож. Пусть читатели сами поразмышляют. Разуверять их Прилепин не собирается. Позже признается, что не вхож. В этом деле врать опасно. Себе выйдет дороже.
И привилегии упали в руки Прилепину. О чине майора - сержанту уже упомянуто. И о должности советника при Главе. Были и другие: «Мне разрешали входить вооружённым к Главе; таких людей на всю республику было не более десяти, если не считать его собственной охраны» (с. 17).
Кстати, о привилегии получить должность советника при Главе Республики. Понятно назначение Казакова. У него соответствующее образование и его, по выражению Прилепина, «пригнали на Донбасс из кремлёвских кабинетов» (с. 93).
А Прилепина кто пригнал? - Никто! Сам пришёл и назначен был. И что мог посоветовать в отношении государственного строительства и военного дела Главе Республики сержант милиции и писатель с филологическим образованием?
И привилегия - создать свой батальон, - как это могло случиться? Опять же, на каком основании? Разве всякому, кто пожелал бы, это было разрешено? Нет, разрешено было только Прилепину.
Любопытно, что пишет о создании батальона Прилепин. Соратники сидят у Захарченко и, как всегда, выпивают: «Мы выпили, и я сказал:
- Давай, я тебе новый батальон соберу.
- Собери, - ответил он» (с. 98).
Батальон решили собрать из луганских бойцов. Позвонили Томичу (командиру) в Луганск: «мы оказались, неважно по какому поводу, ночью в ресторане с Захарченко, вдвоём, почти трезвые» (с. 99).
Является Томич, пьяный вдрызг: «Отличное начало, чтоб создать батальон: пришёл будущий комбат, аккуратно разглаживает указательными пальцами брови - потому что передвигался на бровях, они взъерошились по пути» (с. 100).
Прилепин зовёт официанта: «Я шепнул ему: ещё семьсот граммов водки, немедленно. Надо было Батю хотя бы частично довести до состояния Томича - чтоб они совпали краями» (с. 100).
Все дружно пьют водку, и в процессе беседы главы с Томичем выясняется, что последний сидел в тюрьме. Прилепин объясняет, за что Томич сидел: в итоге получилось, так, что его даже уважать за это надо» (с. 104).
Глава выслушал: «…и вдруг, обращаясь к Томичу, перешёл на феню… Они перебрасывались на воровском жаргоне таинственными и хлёсткими фразами» (с. 104).
Комментарий, как говорится излишен. Враги, читая про эту феню, снова радуются: «Мы же говорили, что они там все - уголовники!»
Батальон собрали.
Жизнь Прилепина в Донецке налаживалась и налаживалась на высокий лад. Помимо гостевого домика надо было позаботиться, где питаться. Не к лицу питаться писателю и майору Республики в общественной или казарменной столовой. Для писателей в чине майоров и выше существуют рестораны и кафе. Кстати, майор ДНР обзавёлся своей личкой, своими фаворитами, живущими на скудную зарплату.
«Иногда по утрам мы с моей личкой завтракали в ресторане “Пушкин”… Ресторан был отделан под старину. Официанты обращались к посетителям: “Сударь”» (с. 24-25).
Ну что же, почему бы богатому человеку не завтракать в ресторане и почему бы и свою личку не угостить! Не жадный человек. Хорошо!
«Бойцы заказывали себе всё время одно и то же: солянку, жареную картошку или пельмени. Я смеялся: когда вы ещё будете в ресторане, товарищи мои, тем более в таком дорогом! Смотрите, тут котлеты из щуки, жульены из белых грибов, расстегаи, гусаки под фруктовым соусом - а вам всё солянка да картошка» (с. 29).

Вы, дорогие читатели, не забыли, что писатель приехал в Донбасс воевать? Не забыли?
Напрасно смеётся барин над бедными недотёпами-ополченцами. А ведь ему до их деликатности, как воробью лететь до Марса. Сами заплатить за деликатесы они не могут, поэтому их и не заказывают. Какие у ополченцев доходы! А вводить в лишний расход барина не хотят. Вот и заказывают привычное и недорогое. И за это спасибо! И смотрят, как барин гусаков-щуку-жульены кушают. Очень смешно! Обхохочешься!
А чего же удивляться? Вот ближайшее окружение Главы республики: Ташкент, Трамп, Казак: «В “Пушкине” едва ли не ежедневно сидели первый Саша, который Ташкент, и второй Саша - главный советник Александра Захарченко, позывной Казак… Заходил ещё один Саша - позывной Трамп, министр внутренней политики, тоже, как и Ташкент, вице-премьер» (с. 26).
Местный бомонд в сборе, как всегда - в ресторане. И заказывали, наверное, не жареную картошку или пельмени. Судари! Элита!

...
ПОЛНОСТЬЮ здесь:


Прилепиада, или Похождения фаворитов в Донбассе

Прочитав книгу Захара Прилепина «Некоторые не попадут в ад: роман-фантасмагория» (Москва - Издательство АКТ, 2019), я была настолько впечатлена (в отрицательном смысле), что задумала написать рецензию на эту книгу...

webkamerton.ru

=

Прилепин

Previous post Next post
Up