Сегодня дневник ведет Алексей Волобой, начальник 1 этапа экспедиции, географ
У меня утро началось ни свет ни заря, надо было везти Тимофея в Витим к 6:30, чтобы он успел на «Полесье» - рейсовое судно на подводных крыльях, которое довезло бы его до Ленска, откуда он сможет выбраться в Москву. Утро очень холодное, мерзнет все, не помогает ни пуховка, ни спас жилет. Благо на тузике до Витима всего минут 40.
Прибываем. На причале уже немало народу. Ждут. Вроде должно подойти по расписанию. Местных практически нет, все приезжие и все, так или иначе, с нефтянкой связаны. Тут и изыскатели с тахеометром, и какие-то бухгалтерного вида бабы гидропиритные. Наконец, приходит «Полесье», можно с чистой совестью отправляться назад, доспать хотя бы пару часов.
Обратно идти теплее, нет встречного ветра, плюс иду по протокам с интересом оглядываю берега, чтобы не уснуть. Все остальные встают не столь рано, выходим в сторону Витима. Есть немного времени для того чтобы спокойно поесть у берега и повесить парадные флаги.
В Витиме нас встречают очень вкусным караваем хлеба и солью. Немного приветственных формальностей от администрации и духовенства. Удивительная якутская бабушка спела нам приветственную песнь, раскинувшуюся над рекой и заполонившую все окрестное пространство - столь звучный и громкий у нее голос. Другая же бабушка, вполне русского облика просто подарила нам букетик фиолетовых цветов, что тоже приятно.
После такой встречи, отправились на высокий берег Лены, чтобы под руководством священника из Ленска принять участие в установке креста в честь русских землепроходцев и молебне по сему случаю.
Затем последовала небольшая экскурсия по остаткам старого купеческого Витима и Витима - города золотоискателей и лихих людей, когда-то его называли Разбой-поселок. Поговаривают, что под городом были подземные ходы, которые использовались в том числе и для избавления от лишних тел убиенных в пьяной драке или при грабеже.
Единственный интересный дом - купеческая деревянная усадьба - находится в ужасном состоянии и никто не готов за него браться, как обычно, властям не хватает денег и полномочий, а местным жителям - денег же и инициативы. Именно здесь мы впервые увидели заборы из корбазов, сплавных барж, которые сначала везли грузы с верховьев, а потом их по месту прибытия разбирали под хоз нужды.
В целом поселок существует за счет и во благо одного предприятия - Сургутнефтегаза. Стараниями его и еще пары крупных компаний вырос новый микрорайон с роскошной гигантской школой, немного несуразно смотрящейся в 3-4 тысячном поселке. В школе расположен музей - аналог краеведческого - где экскурсии нам провели школьники-учащиеся, а потом отдельно рассказали про историю Витима, связанную с поставками самолетов по лендлизу. Витим был одним из перевалочных аэродромов, через который самолеты с Аляски, через Чукотку и Якутию шли на запад, на фронт.
Завершилась наша экскурсия по Витиму баней с бассейном и единственным работающим душем, что было все лучше, чем ничего, хоть вдобавок по виду и напоминало бордель.
Приятно, что ко всем нашим вопросам и потребностям с большой отзывчивостью отнеслись наши встречающие-сопровождающие: и местный краевед, и зам главы Витима, и отец Анатолий, с которым мы еще встретимся в Ленске.
В Пеледуй дошли поздно вечером. Сам Пеледуй был основан в 1655 году как трактовое село, 1933 г. стал развиваться как одна из баз Главного управления Северного морского пути. К выбору места расположения судостроительной верфи и поселка непосредственное отношение имел Иван Дмитриевич Папанин - выдающийся исследователь Арктики и руководитель Севморпути. Село окружено крупными массивами корабельной сосны, в черте самого поселка есть залежи строительных глин, известняка, диабаза, совсем рядом соляные источники, кварцевый песок. Русловые отложения реки Лены содержат магнетит, ильменит и золото.
Сегодня Передуй - это водные ворота Якутии, начало полноводной Средней Лены. Встали на ночевку.
Всего около 100 км.