Все, что изложено ниже, - не отчет о походе, не лоция и не высокохудожественное творение. Данное повествование вряд ли можно отнести к какому-то жанру по причине отсутствия у автора необходимых навыков в сфере эпистолярного жанра, поэтому пусть это останется воспоминанием об одном маленьком июньском приключении в теплой компании друзей, которое я с удовольствием посвящаю участникам данного мероприятия.
Пятница, 10 июня
Рабочая пятница казалась бесконечной. Душа рвалась куда-то далеко за пределы мегаполиса: его изнурительной жары, утомительных пробок, душных офисов, в общем, подальше от «прелестей» современного бытия.
Как и все плохое, пятничный рабочий день наконец-таки подходил к своему завершению, чему безумно обрадовалась истерзанная душа обычного городского жителя, просидевшего перед монитором с 9.00 (ок, по-честному с 9.23 - опять-таки виноваты пробки) до 16.30 ( и ни минутой больше!) и извлекающего сейчас из себя эти строки.
Вечер пятницы, как впрочем и последующие три выходных дня, обещали быть насыщенными разного рода событиями, объединяющимися в одно увлекательное байдарочное мероприятие.
Состав участников и их суденышек, бегущих от мирской суеты на зов природы за пять сотен километров от города: я и мой муж "Кэп" Андрей - «Лиса» (Варзуга-2), наши неутомимые друзья-походники Эн и Лёлик - «Шмель Свирыч» (Свирь-2), не менее замечательные друзья Санёк и Андрюсег (он же АндрУсег) - «Слон Аркадий» (Истра-2), Ариша и Саша - «Кукушка» Варзуга-2, Саня и Лёша Живчик-«просто Свирь».
Любому запланированному походу, пусть и короткому, присущи долгие приготовления: обсуждения, споры, выбор маршрута, организация транспорта, покупка необходимого снаряжения, прочих нужных и ненужных вещей, питания, попытки все это вместить в рюкзаки, и самое главное, вместить себя со всем этим туристическим багажом в транспортное средство. К счастью, все этапы сбора прошли безболезненно и в оптимальные сроки. Едем на трех машинах.
Из Питера выехали около 10 вечера, естественно встали в пробку на Мурманском шоссе и три часа плелись со скоростью 20 км. По плану требовалось проехать 350-400 км от Питера до второго моста через реку Кобожу, что в Вологодской области, высадить у моста пассажиров и снаряжение, доехать еще 50-70 км до г. Устюжна, чтобы оставить машины, затем на заранее заказанной машине вернуться к мосту для сбора байд и подготовке к отплытию. С учетом пробки на мурманке нужный мост мы достигли только к пяти с чем-то утра.
Суббота, 11 июня
Для наших водителей - Саши, Сани и Андрея, поездка была более изнуряющей, поскольку в то время, пока оставленные у моста пассажиры с вещами, мирно досыпали в раскинутых палатках на берегу реки, не спавшие всю ночь водители продолжали рулить до Устюжны. К счастью, потом водителям все-таки удалось примкнуть к счастливчикам и часа два поспать. =)
В полдень вместе с пробуждением организмов туристов внезапно пробудился зверский аппетит, который вскоре был утолен тарелкой рисовой каши со сгущенкой и бутерами с салом и копченым сыром, запитыми крепким чаем (да-да, в походах сочетание этих продуктов потребляется на ура). После завтрака началась подготовка к отплытию. На первый день хорошо бы пройти километров двадцать, тем более что погода позволяет.
Процесс сборки байдарок на этот раз прошел относительно быстро и безболезненно для психики собирающих. Погрузка вещей тоже завершилась успешно.
К двум часам дня пять экипажей отчалили от берега и понеслись по тихой лесной речке, петляющей между пушистых берегов, покрытых душистой травой и густым смешанным лесом.
На протяжении 50 км не было ни одного населенного пункта, поэтому удалось в полной мере насладиться нетронутой красотой и величием здешних мест. Про разнообразие флоры и фауны можно почитать в многочисленных отчетах и прочей специальной литературе, населяющей глобальную сеть. Хотелось бы только упомянуть, что в лоб с медведями, лосями, дикими кабанами, заблудившимися охотниками и прочими представителями местных широт нам встретиться не удалось, о чем до сих пор сожалеет один из участников нашего похода Кэп Андрей, обнаруживший на утро возле своей палатки только лишь отходы жизнедеятельности одного из вышеперечисленных обитателей леса - вологодского лося.
К 9 вечера прошли около 22 км, после чего решили подыскать место для стоянки где-нибудь на высоком левом берегу Кобожи. Место нашли быстро, разгрузили байды, подняли их на берег, переоделись, разожгли костер. Ужин намечалось посвятить годовщине со дня свадьбы Кэпа и автора, т.е. авторши, по случаю чего втайне от всех из города были прихвачены два увесистых куска копченой и слабосоленой красной рыбы. Праздничный ужин дополняли веселые беседы, сопровождающиеся распитием свежесваренного глинтвейна.
Ближе к ночи Андрей и Андрюсег возле берега поставили сеть, любезно выданную им в Устюжне, надеясь утром отведать кобожской ушицы.
Воскресенье, 12 июня
К счастью, надежды оправдались. В сетке, судя по всему разорванной проплывающей мимо корягой, барахтались три бодреньких окунька и одна плотва. Рыбешки попались небольшие, сантиметров по двадцать в длину. Конечно, ожидалось, как минимум несколько щук, кило на пять каждая, но этого оказалось вполне достаточно, чтобы каждому отведать по тарелке настоящей туристской ухи.
На этот день Кэпом запланировано пройти тридцать километров и остановиться на ночлег рядом с Устюжной (что это за город, можно прочитать в моем первом байдарочном посте).
В процессе сборов в палатке Нади и Лелика обнаружилось некое существо, которое покидать сей приют, населенный вкуснейшими лесными комарами, явно не собиралось. Существо назвали лягушкой Раптором - уж больно проворно она отлавливала кровососов.
После спуска на воду и попрощавшись с первой стоянкой, наши туристские болиды понеслись дальше вниз по течению. До самого вечера мы бодро гребли. Экипажи «Слона Аркадия» и «Кукушки» оторвались от далеко вперед вместе с основной едой. Две остальные - «Шмель Свирыч» и «просто Свирь» держались в пределах видимости, что позволяло переодически состыковываться с целью распития вина (а что оставалось делать, когда на три борта из съестного одна шоколадка, пачка печенья и двухлитровый пакет с вином?).
Ощутив прилив сил и бодрость духа, мы спускались дальше по реке. В районе деревни Деревяга видели несколько рыбаков. В целом на маршруте безлюдно.
Из байдарочных препятствий встречалось несколько перекатов, которые были пройдены без проблем. В одном только месте три экипажа сели на подводные валуны, которые совсем не были заметны, но, к счастью, обошлось без повреждений. Также проплывали под автомобильным мостом, сразу за которым из воды торчат остатки старого деревянного моста. Нам повезло, так как в начале июня в Кобоже достаточно много воды, чтобы без последствий пройти мимо веток деревьев, упавших в реку из-за подмыва берега, оставшихся частей старых мостов, больших камней.
На пути встречались неплохие стоянки преимущественно на левом берегу. На одной из них недалеко от д. Софронцево, судя по характерным украшениям, отмечался второй день свадьбы.
Изначально планировалось сделать ночевку на Кобоже до места впадения в Мологу, чтобы утром пройти еще километров десять до Устюжны.
Часть команды, ушедшая далеко вперед, остановилась на ночлег на Мологе у д. Соловцово, поэтому нам ничего не оставалось, кроме как примкнуть к ним.
Как выяснилось, выбор стоянки для ночлега товарищами-передовиками был обусловлен наличием удобных подъездных путей, ведущих к Устюжне, что предоставляло уникальную возможность на следующее утро быстренько собрать на месте вещи и байдарки, сходить в Устюжну за машинами и, вернувшись, на них обратно, спокойненько погрузить весь скарб, а потом радостно укатить в сторону Питера до начала многокилометрвой пробки на Мурманском шоссе.
Экипажу «Лисы», то есть мне и Андрею, такой поворот событий пришелся не по душе. Очень хотелось в третий день пройти живописный путь до Устюжны на байдарках и оттуда начать сборы, как планировалось вначале. В случае раскола команды к нам должен был бы присоединиться «Слон Аркадий» с Андрюсегом и Саней на борту, общая масса которых в конечном итоге не позволила бы всем уехать на одной машине. Именно по этой причине пришлось изменить план и уехать с остальными утром.
К стоянке отстающая часть группы причалила в районе девяти вечера. «Передовики» к тому времени развели костер и на ужин приготовили макароны с тушенкой - самую что ни на есть туристскую еду, к которой для полноты ощущений просто необходимо было добавить граммов сто известного на Руси горячительного напитка. Дальнейший вечер прошел в неторопливых беседах на извечные темы и завершился сладким сном под пение птиц и нескончаемое жужжание комаров.
Понедельник, 13 июня
Проснувшись часам к 9 утра наши водители Андрей и двое Саш пошли в Устюжну за машинами. Во время их отсутствия женская половина коллектива и Леша Живчик развели костер и приготовили завтрак - традиционную овсяную кашу со сгущенкой. По возвращению путников все дружно принялись поглощать завтрак, а затем занялись сборами и подготовкой к отъезду. После завтрака погрузились в машины и благополучно укатили в сторону Питера. Так завершилось еще одно маленькое июньское путешествие по Вологодской области.