Mar 12, 2013 20:34
Мака учится в новой школе уже больше года, и чем дольше она там учится, тем больше мне нравится.
А все негативные клише пока не подтвердились.
Хотя недостатки тоже есть. Например, практически все зависит от одного учителя. Не повезло с учителем - и все, можно менять школу. Маке вот повезло.
Вообще, мне кажется, что люди делятся на ищущих, которые не признают готовых путей и стараются сами найти ответы на вопросы - и тех, кто слепо и догматично перенимает то, что методом живого поиска обнаружил кто-то другой. У вторых любая живая творческая мысль - будь то религия, система питания или педагогика - становится мертвой. К людям первого типа, повидимому, принадлежал Рудольф Штайнер. Он жил сто лет назад, созданные им теории спорны, его обвиняют в псевдонаучности, антисемитизме и расизме, многие его мысли и идеи сегодня выглядят устаревшими, а многие его высказывания в свете исторических событий ХХ века звучат неполиткорректно. Тем не менее, созданная им педагогика пережила своего создателя и до сих пор является живой педагогической системой. К людям второго типа относятся учителя в некоторых вальдорфских школах, которые делают из Штайнера культовую фигуру, слепо перенимают его методы и действуют тупо по букве, не принимая во внимание ни различий в характере и темпераменте отдельных детей, ни веяний времени. Этим зачастую объясняется их консерватизм, зашоренность, догматизм и отсутствие готовности к развитию и переменам. К счастью, в школе, где учится Мака, ничего подобного я не наблюдаю.
Вальдорфская педагогика несовершенна и у нее куча косяков, но в общем и в целом, по сравнению с обычными государственными школами, она как бы душевнее и человечнее. Начинается все со школьного двора. Когда меня спросили, почему я хочу отдать свою дочь в вальдорфскую школу, я ответила: "Когда я оказываюсь на территории школы, у меня всегда поднимается настроение". В обычной школе, как бы они ни старались и ни развешивали работы и достижения учеников, все равно царит казенная обстановка и пахнет какой-то специфической смесью спортзала и туалета, весь двор можно охватить одним взглядом, чаще всего он залит асфальтом, на нем стоят футбольные ворота и несколько лазилок. В вальдорфской школе двор это целый мир, там есть заросли, тайные закоулки, школьная ферма с огородами, пасекой и ослами, холмики, пригорки, склады дров, мастерские и еще много загадочных строений. В школьных классах сделаны настоящие печки. Классы и вообще все школьные помещения оборудованы уютно, с любовью и с элементами творчества. Создается ощущение чего-то яркого, живого и радостного, совершенно нет ощущения "казенного дома".
Но главное - то, как происходит учеба. Если традиционная педагогика больше нацелена на то, чтобы под давлением выжать из детей какие-то достижения и успехи, при этом сам ребенок обычно не понимает, зачем ему это нужно, а мотивация учиться достигается страхом - получить плохую оценку, прослыть неудачником, плохим учеником, получить нагоняй от родителей, не перейти в следующий класс, пойти в другую школу более низкого уровня, то вальдорфская школа стремится создать благоприятную среду для развития и для формирования личности - добрую творческую атмосферу, где детям не только преподают сухой материал, а стараются окрасить его чувствами и эмоциями, и где дети находятся в окружении творческих, увлеченных своим делом людей. И самое главное - здесь ребенку дают больше возможностей понять, что интересно ему самому, распознать свои собственные склонности и предпочтения, которые может быть превраятся в профессию или увлечение на всю жизнь.
Вальдорфская школа