листая
Иранский дневник
http://alla-kot.livejournal.com/92638.htmlВ сентябре, в Питере пасмурно, дождит и холодно, а в Иране в это время тепло. Тепло на столько, что туристам уже не грозит солнечный удар или перегрев.
От горной деревушки Масуле, до гостиницы добрались уже во тьме. Отель, где то на побережье, но кто же в ночи пойдет искать это море в незнакомом краю. А утром, чуть посветлело и вот оно, под окном.
Море действительно оказалось рядом. Не просто рядом, а у ног. Калитка выводит на пляж. Теоретически, Бандер- Энзели в Гиляне -город курорт для арабов. Вряд ли они здесь купаются или загорают, но прохлаждаются, точно. Рядом для них установлены громадные шатры и развлечения детские.
Пляжного туризма, как вы понимаете, в Иране не существует даже там, где он мог бы быть (и был когда-то). Да и сам пляж не располагает к лежанию. Пляж, а купаться запрещено плакатом, тогда зачем он? Здесь видятся шезлонги, для сидения и созерцания у моря.
Удивительные композиции могут создавать солнце вода и горы . Каспийское море, его южный берег южнее южных испанских и турецких побережий, а по виду так совсем не кажется. По виду берег моря напоминает Балтику. Горная складка хребта Эльбурса защищает море от песков и зноя пустынь юга, поэтому на побережье отличный не жаркий климат. А вот вода моря видится без бирюзы, темная совсем как на севере. Кстати, берег севера Туниса и Алжира, тоже без бирюзы. Причина в том, что солнце пронизывает воду моря у нас из-за спины и теряется в глубине. От того, мы не видим игры света.
В Энзели есть что посмотреть и о чем рассказать, но история этих мест не проста. Есть в ней и наши страницы, связанные с российской историей.
Провинция Гилян многократно занималась русской (а затем советской) армией, в 1909-1912, 1915-1918, 1920-1921, 1941-1946 годах.
В результате завоеваний Петра I в 1723 году к России были присоединены южные побережья Каспийского моря, причём не только в Дагестане и нынешнем Азербайджане, но и по всей протяжённости нынешнего иранского берега -Гилян, Мазендеран, Астрабад...
В 1813 году установлена граница по городу Астара. (Талышское ханство Гилянского края, формально вошедшее в состав Российской империи, в результате Русско-персидской войны 1804-1813 годов, разделили на две части.)
В середине 1920 года, в ходе восстания против иранского правительства и поддерживающих его британцев, здесь же была образована и провозглашена Гилянская Советская Социалистическая Республика.
Насыпи из каменных глыб и бетонных блоков удерживают тонкий берег от натиска штормовых волн. Вдоль верхнего края этого берега пролегает прогулочный бульвар, с фонарями, скамьями и дорожками. Малоэтажный город скрыт за дамбой и зеленью деревьев на набережной. Бендер-Энзели лагунный город, почти как Венеция. Длинная песчаная коса отделяет от моря низкий приболоченный берег, называемый лагуной. Множество горных рек питают стоячие пруды лагуны и только одна, река Сефид, разрезав косу, имеет выход в море. В древние времена, низкая песчаная коса и заболоченные берега не давали надежного места для морского порта, но скрывали в глубине город Решт. Мореходы знали этот проход по реке и поднимались по ней до Пир Базара. Бывал там и казак Степан Тимофеевич Разин, во время своего Персидского похода в 1669 году.
История историей, а самое примечательное в Энзели, так это крупнейшая в мире пресноводная лагуна. В районе порта есть причал, где можно арендовать моторную лодку с водителем для поездки по лагуне.
Для нас понадобились две лодки. Всем выдали спасательные жилеты и помогли спуститься в лодки.
Bandar-e Anzali самый влажный город Ирана. Климат, своей постоянной влажностью, облачностью и дождливостью, напоминает осень. Проплывая вдоль берегов, вглядывались в них, пытаясь высмотреть город. Между серыми небесами и водой, причалы, редкие красные крыши и, единственное здание с полным фасадом на возвышенности. Это государственное ведомство, при нем отдельный порт военных кораблей. Сетчатый купол, это недострой Central Mosgue (грандиозное место для собрания горожан центральная мечеть). Между мечетью и морским ведомством, не видимый с моря городской дворец-музей Anzali Palace Museum.
Акватория порта кончается у трех мостов соединяющих берега косы Энзели, за ними территория лагуны. В такую рань, на мостах, под ними и по берегам, сидели и стояли рыбаки с удочками.
Все расселись и, погнали.
За мостами скрывался местный гребной канал и тренировались байдарочники. Моторные лодки проносились мимо, раскидывая по сторонам брызги и волны. Спортсмены на удивление, молча сносили такое соседство и мешательство.
Погода менялась, казалось ежеминутно. Небо, то светлело, то затягивалось темными тучами, то начинался дождь. При этом, водная гладь удивляла невозмутимыми отражениями и спокойствием. Создаваемые моторками волны быстро гасились в камышах и превращались в легкую гофрировку на воде.
Любопытно, что впервые слово «лагуна» было употреблено, чтобы описать конкретное природное явление - мелкий водоём, отделённый от моря намытым песком или коралловыми рифами- Венецианскую лагуну.
В русском языке такое природное явление называется «лиман».
По берегам канала в массовом количестве расселись рыбаки. Это было интересное зрелище с воды. Открывалось мужское тайное удовольствие. Посиделки с удочкой у воды, под крутым бережком, на мостике или в кустах. Накрапывал дождь, но это никого не пугало, у каждого нашелся дождевик или зонт. Даже наше туристическое гоняние их не раздражало, а веселило. Мы пели песни (типа, выплывают расписные Сеньки Разина челны), приветственно улюлюкали друг другу, задорно махали руками проплывающим лодкам и сидящим на берегу.
Энзелийская лагуна (или пруд) внесен в список международных охраняемых прудов. В соответствии с законами, в пруду строго запрещается охота, рыбная ловля, гонки на моторах. Однако мы проплывали мимо берегов засиженных любителями рыбной ловли на удочку и не только. Сети встречались в открытую.
По протоке проплавал какой-то надзор, но не ясно было, за чем он присматривал. Это тоже лагуна, ее восточная часть, видимо не строго охраняемая зона. Но на ее примере можно составить общее представление о лагунах и об Энзелийской лагуне, которая расположена на юге и юго-западе от Бандар-Энзели.
Особенностью Энзелийской лагуны является то, что это пресноводная лагуна. Она состоит в основном из камышовых зарослей по узким протокам, из мелководных отмелей и лугов, которые только половину года скрываются под водой. Глубина каналов от 2.5 до 8 метров. Здесь обитает 78 видов птиц (включая перелетных) и встречается около 50 видов рыб.
По краям проток, в камышах, установлены разнообразные шесты и знаки. Особый язык лагунной навигации. Здесь, в лабиринтах камышовых зарослей запросто можно потеряться.
Когда выплывали на более открытые места и заросли вокруг отдалялись, только тогда осознаются громадные размеры заповедника.
Важнейшее значение лагуны в регулировании климатических условий за счет потоковых течений, питание подземных вод, в предотвращении эрозии почвы, в защите и сохранении экологического многообразия живой природы, в защите и сохранении исконного места массового обитания птиц.
Пахнет тухлым морем. Впечатление такое что канал идет вдоль морского берега и отделен от моря зеленью. Так то оно так, только это не просто зелень, а есть и суша. Островки суши, словно плывущие по воде. Только чуть чуть приподнимаются над водой, в середине выгнув спину. Зеленая растительность покрывает остров целиком, спускаясь ковром до самой воды.
Лодочники перекликались свистульками. Из камышей выскакивали утки. «Капитаны» моторок, еще немного напоследок, потрюкачили, полихачили, гоняя волны и задирая носы, щекоча нервы пассажирам и направились к пристани.
На обратном пути в порту заметили корабль с российским флагом, приблизилась к нему. Почему-то растрогала на борту простая надпись названия корабля на русском языке.
Катание по протокам Энзелийской лагуне заняло часа полтора. Сняли жилеты, поднялись на причал, с которого отплыли, надарили лодочникам чаевых и огляделись.
В неподалеку, за забором, чисто иранское место отдыха. Ряд избушек на куриных ножках.
Это индивидуальные чайные домики. Хотите верьте, хотите нет, десять человек в лезли в одну клетку, босиком.