1. Веранда с мраморным троном (Айван-е Тахт-е Мармар)
Разглядывая улицы и прохожих мы шли, направляемые гидом. Поворот, еще поворот, и вот за прутьями ограды показался двор, знакомого по фотографиям бывалых путешественников, дворцового комплекса «Golestan Palas».
Было удивительно что дворец, восточный, и не за глухим забором, а имеет решетчатую ограду, через которую видны оголенные внутренности царской резиденции.
Оказывается, огромная часть комплекса, была уничтожена в 1961 г причем, самая старая, включая здание входного портала и фруктовый сад. Здесь расположился самый первый музей в Иране и на сегодня это самый раскрученный туристический объект Тегерана.
Стоит заметить, что уже став музеем, в 2007 году Голестан претендовал на внесение в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, однако «не прошел по конкурсу»…Может, поэтому он не прошел, в памятники ЮНЕСКО.
Нам повезло, что у этого музея выходной день по четвергам, а не в понедельник.
Завернули за угол ко входу, а комплекс оказался закрытым, по причине отсутствия света. Ну не смешно ли, на улице ослепительно сияет солнце.
Главный вход в Голестан с площади Panzdah-e Khordad, которая больше похожа на бульвар. На небольшой площадке перед о музеем присел отряд военных получая утренний инструктаж.
Пока гид покупал билеты, мы просочились во двор. Решетчатая ограда, от касс продолжилась стеной глухого забора. Здания скрываются за деревьями сада, лишь кое-где просматриваются отдельные башни или фронтоны. Широкие проходы и дорожки выложены квадратными плитами из камня.
Не представляю, что здесь были государственные учреждения.
Наблюдая за проходом других туристов, мы увидели у них в руках буклеты и попросили у своего гида получить такие и для нас. Удобные памятки увиденного. Во многих музеях нельзя фотографировать, к тому же многие экспонаты отделены или скрыты под стекло, которое бликует, да и все детали не запомнить при беглом осмотре.
Прошли чуть от касс вдоль ограды и перед нами открылась перспектива, узкая ванна фонтана, уходящая вдаль на всю длину садовой аллеи, в дальнем конце которого виднелось театральное здание, только шторки не хватало.
Громадная площадь с пустым бассейном начинается от стен дворца и доходит до ограды у касс. Рядом высится офис 20 -го века, похожее на здание заводской администрации. (Куда только смотрит ихнее гиоп). Перед самим дворцом площадка приподнята ступенью и на ней размещен овальный фонтан (тоже пустой). Непривычный вид сухого фонтана дополняли каменные водометы особого стандарта. Эти ванны фонтана, градусником, во всю длину аллеи перед павильоном, мешали делать панорамные снимки здания, а с близкого расстояния доступны только отдельные детали.
Всё здание стоит на высоком цоколе как на подставке. В центральной части фасадная стена, та что выше цоколя, отсутствует на высоту двух этажей. Кровля здания опирается на мощную балку, которую подпирает изящная пара колонн. На открытой веранде за колоннами стоит резной каменный трон. Просторная тахта на высоких ножках. За троном, на задней стене веранды, громадная арка айваном (углублением). Сам павильон, дворцом его как то не назвать, язык не поворачивается, смахивает на кукольный домик. «Tarhtte marmar Eivan», так это названо на туристическом плане.
Я считаю что нам повезло и веранда павильона на которой стоит каменный трон не была закрыта шторой. Вот удивительная деталь, занавес, с которой я была знакома по тибетским храмам, но совсем не ожидала увидеть их в Иране.
Короче, это здание с расположенной в ней мраморной тахтой, относится к 1806 году. Возведено по приказу Фетх Али-шаха, на месте снесенных для этого старых построек. Тогда же и изготовили мраморный трон, первым на нем восседал сам Фетх Али-шах. Зал(веранда) использовался для официальных приемов, в 1925 и в 1941 году в нем проходили коронации очередного шаха. Резы Пехлеви и его сына - Мохаммед Реза-шаха.
В отделке и в убранстве веранды в глаза бросаются лишь камень и зеркала. От серебряного блеска отражений, легкий шок от впервые увиденной такой отделки. Стены и потолок отделаны зеркалами. На потолке плоские квадраты как плиты подвесного потолка, а на стенах кажется хрустальная резьба. Потому что кусочки зеркал не просто выложены мозаикой, а собраны выпуклым орнаментом из плоских кусочков.
Такая отделка давно существовала в Иране, для мавзолеев святых, а в дворцовой отделке впервые была применена только в Шахских дворцах.
Двери, расположенные на задней стене веранды, традиционные. Прямоугольные, не высокие, декоративные. Угловые проемы особенные, с высоким порогом в обрамлении, для вентиляции.
В задней стенке айвана ряд дверных полотен, одинаковых как у ширмы. К ним, на выход, поднимаются широкие ступени. Боковые выходы, из светлого дерева, ближе к европейским. Только арки над входом украшены иранскими витражами.
По низу стен, по периметру пола, идут невысокие резные панели. Главная тема которых, Дерево Жизни.
Дерево жизни, интересный цветочек, который в Иране встречается так же часто как слово бога. Та же тема на колоннах, сосуды с ростком и знак на базе.
Трон, то ли мраморный, то ли из алебастра, но камень точно из района города Язд. Сияет и просвечивается как драгоценный, желтыми и зелеными оттенками. Даже пол тахты, как прозрачный. Трон, сборно-разборный, по проекту Mirza Baba Naghash Bashi. Видимо, первоначально был раскрашен. Остатки золота и краски видны на некоторых деталях (короны, пояса скульптур) и особенно хорошо на колоннах под платформой.
При том что трон изготовлен к 1806 году, он выглядит по меньшей мере странным, если только это не копия когда либо существовавшего трона.
Ступени опираются на восточные драконы. Их охраняют гривастые львы и мифические существа, с когтистыми лапами и с клыками торчащими изо рта.
Это воинствующие боги, Ас с молотом и Дэв с мечом.
К открытой веранде на которой стоит трон, справа и слева как два крыла, примыкают двухэтажные пристройки. Их окна смотрятся как балконные двери без балконов. Большие плоскости фасада украшены керамическими панно, на которых, сосуды, рождающие цветочные поля, замысловатые розетки и вставки медальонов с чужестранными пейзажами. Это всё более поздние элементы декора здания. Здание со времени постройки изменялось и перестраивалось. Первоначально на первом и на втором этаже были просто открытые веранды за шторами.
А вот, пары входных порталов, айванами, с самого начала имеют традиционную иранскую облицовку в цветовой гамме эпохи Каджаров. Как отражения в калейдоскопе, размножены мозаики из кусочков цветной плитки.
На глаз и не заметно, что на этой территории объединились два сада, сад двора напротив входа и следующий, направо с небольшим разворотом на север.
В этом ряду первым у ограды стоит офисное здание.
К нему примыкает «Веранда с мраморным троном». Последнее на этой линии, угловое здание с тремя арочками, самая старая часть Голестана. За украшенным фасадом, все что осталось от здания 1759 года, Тегеранской резиденции Карим-Хана Занда.