Продолжая прогулку по Стамбулу
http://alla-kot.livejournal.com/47714.htmlВ нашем маршруте не нашлось места для «Айя-София». София - мудрость, а Айя- превыше всего. Ай яй, по понедельникам у неё выходной. Поэтому это была одной из причин задержаться в Стамбуле. Подходя к «Знаменитости», неспешным полукругом, выискивала открыточные виды. Поле с фонтаном и скамейки, но к ней они совсем не относятся. Это просто рекламная уловка, фонтан и скамейки ближе к другой, действующей мечети.
Сейчас «Айя-София» музей, за отдельным забором и вход в здание вовсе не парадный храмовый, а скромным проходом между контрфорсами. Вход даже казался боковым, хотя он был, как и положено, с запада. Ну, очень невидный, теряющийся меж мощных кирпичных ребер поддерживающих стены сооружения.
Тут же, рядом, раскоп и склад найденных обломков.
На мраморных деталях древние граффити. По рисунку на стенде можно представлять, откуда та или иная деталь и как это выглядело
Плакат рассказывает, что здесь была старая София. Вход колонным портиком с аркой, всё из резного мрамора, а вообще-то эта постройка была круглая и толстая, как баптистерий, башня.
Да её, видно на старых гравюрах Царьграда. На гравюре 15 века, точнее 1422 года, которая представлена в самом музее, храм башня есть, а вот нашей Айи-Софии нет.
У такого входа в храм никто даже не фотографировался, все спешили попасть во - внутрь. Входили и оказывались, в голом и узком как коридор, приходе-предбаннике. Он, словно крытое крылечко прилепился по всему фасаду на этой стороне. Здесь были развешены, в великом множестве, стенды музея. Отсюда, в концах коридора направо и налево выходили двери на лестницы западных минаретов. Закрыто, конечно.
Из первого предбанника, вход в следующий, такой же.
На громадных входных воротах из дерева накладные христианские знаки, крест под аркой и крест под крышей домиком, гуманно изменены. Отломаны горизонтальные поперечины у всех крестов.
Второе помещение похоже на первое, но только по форме. Такой же короткий и широкий, но выше и светлее. В нем было светло от громадных клетчатых окон по задней стене. В смысле, у входящих за спиной. Это помещение тоже для «оглашенных», я так понимаю для простолюдинов, но уже имеет мраморную отделку стен и полов. Я думаю, что это помещение было заложено при строительстве храма, а то, другое, что по проще, пристроено после ремонтов храма.
Направо, в южном торце этого коридора был главный вход- выход храма. С пожарной и прочей эвакуацией, дело в храме обстоит из ряда вон плохо, где вход там и выход. Ну, так храм имперский, и толчею видимо не собирали.
Все экскурсионные группы собирались здесь, в этом тамбуре и затем вливались в главный зал, через узкие горла следующих входов.
Вдали северного конца этой «прихожки» мы увидели открытый проем, в глубинах которого исчезали, не возвращаясь, вездесущие туристы. Решив, что в зал всегда успеем, мы отправились за ними, это оказалась полутемная лестница ведущая наверх.
Зажатая глухими стеками лестница спиралью огибала громадный прямоугольник столба или закрытой шахты. Подъём был продолжительный, как наверх многоэтажного дома, а вывел на внутренние галереи храма - балконы.
Первое, что бросилось в глаза, на полу, мраморные плиты. Одинакового размера, где то метра полтора на три. С ровными полосатыми прожилками, уложенные в одном направлении они шокировали видом как фанерованный камень. Обратив на них внимание, я походила по ним и с удивлением ощутила легкое шевеление некоторых. Да-да, Дангуале не хотела в это верить пока сама не нашла такую плиту. Не думаю что храм разваливается, может там тайники?
Здесь было просторно, светло и пространство воспринималось по особому. Общее впечатление усиливалось от желтого цвета окрашенных сводов и больших окон расположенных высоко. Узкая полоса орнамента отчеркивала линии изгибов сводов и арок между колонн. Их серовато коричневая гамма гармонировала с цветами каменного убранства храма. Драгоценные колонны с ажурными капителями, мраморные панели в обрамлении цветного камня.
Длинная восточная галерея напоминает покинутый офис. Та, северная галерея, куда выходят лестницы и эта, предназначались для женщин. Интересно, какого цвета здесь лежали ковры?
Центральный балкон, над входом, был предназначен для императриц. Это место украшают четыре изящных торшера, установленные на ограждение балкона. Причудливой формы кованые светильники, сами похожие на капители, установлены на ажурные капители тонких колонн из зеленоватого камня. Расширяющаяся в стороны капитель с разлапистым светильником, в паре составили удивительный сияющий цветок на тонком стебле.
Безлюдья не дождаться.
Около самого интересного всегда полно туристов, жаждущих получить фото «здесь был я».
Каменная отделка стен и полов сохранилась, а вот некоторые детали убранства заметно пострадали. Отсюда, сверху, всё хорошо видно. Боковые галереи, центральный зал и как сияющие, но потрепанные небеса. Храм одет в жалкие лоскуты отделки. Громадные щиты оказались не железными, а круглыми подрамниками с полотном. Охристые штукатурки многими местами осыпались, не открывая ничего кроме запустения.
Оригинальные, масляные светильники, восстановленные через один, скупо освещали электричеством.
Было ощущение, что в круто пограбленном христианском храме, когда-то, на скорую руку был сделан косметический ремонт, для ведения служб по мусульманскому канону.
Прошли трудные времена, неподалеку, взамен разваливающимся обноскам, выстроен новый храм, красавица, голубая мечеть. А это, теперь в музей, нате.
Все балконы имеют двойное ограждение, между ними технический проход. По самому краю верхней галереи, по периметру зала, установлены металлические ажурные ограждения.
А чуть отступив и выше, установлены мраморные ограждения.
Глухие, с барельефами украшений в виде рыбок, фруктов, розеток. На некоторых, где были кресты, видны следы цензурной подчистки и древнее деревце жизни изменило силуэт, став похожим на разлапистые оливы.
Южный балкон, наверное, был служебным, потому что его перегораживала высокая перегородка из мрамора. Именно в этой части храма открыты фрагменты мозаик, которые показывают экскурсоводы. Честно говоря, техника мозаик впечатляет. Есть ли в мире превзойденное это мастерство, не знаю. Одинаково мелкие и яркие кусочки смальты четко передают всё, что хотели сказать изображением, авторы и художники, своим современникам.
Мозаики на стенах этих галерей значительно пострадали, золото с которых здорово поковырено. Всё сваливают на радетельных крестоносцев.
Мозаичная отделка сводов потолков и арок возможно, со временем будет открыта и мне кажется что она в большей сохранности чем картины на стенах.
Отделка стен каменными панелями в обрамлениях, очень похожа на отделку в храме Карие, построенном в один период с Софией. Это похоже на современные деревянные панели, фанерованные ценными породами древесины, с контрастной окантовкой. Балки над колоннадами имеют каменный ажурный рельеф больше похожий на выпуклую чеканку, чем на лепку.
Капители некоторых колонн, своей ажурностью и мотивами, очень похожи на резные капители из мрамора, как в храме Карие, но сейчас, с близкого расстояния видно, что это накладки из металла.
Сверху всё хорошо видно. Михраб, с направлением чуть южнее от востока. Это такие, отдельно стоящие нарядные воротца, с нишей вместо двери. Султанская молельня, ложа на столбиках, с позолоченной ажурной ширмочкой. Не могла же видеть челядь, как владыка мира оттопыривает зад, хоть и религиозный. Внизу несколько беседок и огороженных мест.
В квадрате леера пуп земли. Да да да, вот это место цветных кругов, один по центру и остальные по краям квадрата. Когда вы говорите «ты что, воображаешь что ты пуп..?», так это об этом месте. Можно спросить короче, «ты что, Омфалос»?, что в принципе одно и то же.
Правители, которые венчались на царство, стоя там, так и воображали олицетворение для всех. Государство-это я, пуп - это я, наместник бога на земле.
Все фотографировались под каким-то навесиком и я не удержалась, сфотографировалась,.
а вот стоять в очереди и вертеть пальцы, не стала Древний кессон на колонне, от сырости, превратили в туристический балаган. В медной обойме вокруг одной квадратной колонны, есть просто дырка. Рекомендуется сунуть туда большой палец, а пятернёй покрутить. Желательно полный оборот. Желающих чудес и развлечений, как всегда много.
В храме оказались еще примечательные детали, по углам справа и слева от входа.
Шарообразные, мраморные, сосуды из Пергама, из Пергамской бани. Да хоть и из бани, а хороший знак имперского тона. Выставить на вид, захваченное у покоренных народов. Бронзовые подсвечники, по сторонам михраба, например, из Венгерского храма.
Императорские ворота на выходе, совсем неприметны под навесом, в тени пилонов.
На обшивке дверей сохранились чеканные медальоны. Видимо в те давние времена, письмена в форме медальонов были особенно в ходу.
И совсем на выходе, на углу, в углу, ниша в которой питьевой кран и маленький кувшинчик, водицы напиться, как причаститься. Самое трогательное, после оставленного величия. Если честно-пречестно, то хочется вернуться и долго походить по зданию не спеша, рассматривая и прислушиваясь, к нему и к себе.
Продолжение в
http://alla-kot.livejournal.com/49297.html