Приди, кем бы ты ни был, все равно приди!

Aug 21, 2011 16:56

«Приди, приди, приди, кем бы ты ни был. Приди, даже если ты огнепоклонник, неверный или же язычник. Наша обитель - это не обитель безнадежности . Приди, даже если ты сотни раз грешил». Вот что писал, великий мыслитель, один из наиболее ярких представителей средневекового исламского мистицизма, Мевлана Руми.


. Свет в зале погас, остался только слабый луч в середине. Всё действо началось в тишине и в полумраке. Из-за угловой колонны, что была от меня дальняя справа, один за другим по одиночке, появлялись дервиши в черном одеянии. Всего их было одиннадцать. Каждый проходил в центр площадки, кланялся, сдержанным, но четким полупоклоном в сторону главной трибуны, что была слева от меня. Там, меж колонн на полу рядком лежали лохматые белые шкуры и одна из них, в середине, словно испачканная красным. Как узнала потом, она олицетворяла «Престол Джелаледдина Руми Мевланы».

В районе Каппадокии, нам посчастливилось наблюдать действо дервишей, танец «Сэма». «Сэма» - ритуальный танец вращения дервишей, вводящий их в глубокий транс. Это совсем не тот танец, что исполняют соло с цветастой юбкой в туристических районах. Это происходило в отремонтированном и приспособленном для показа караван-сарае, в общем типовой постройки, такой как Султан Хан, в Аксарае. http://alla-kot.livejournal.com/48314.html Гости собирались в открытом дворе. Потом, когда ко времени посчитали что все прибыли, гостей разделили на четыре группы и пропустили в крытый зал. Как оказалось, по числу устроенных там трибун. Под куполом, в перекрестье центральных сводов, была обустроена квадратная деревянная площадка, прямо по каменному полу. Трибуны были сооружены в пролеты сводов, по четырем сторонам от площадки. Они круто уходили вверх, для лучшего обозрения, но первый ряд начинался за колоннами.
Это было не шоу, дервиши были не артистами, поэтому ни фотографировать, ни аплодировать не разрешалось.

Поприветствовав «Престол», каждый становился на отведенное ему место меж колон, за линией квадратной площадки. Первые пять дервишей прошли к правой трибуне, не оборачиваясь, а делая шажки назад. Они сели на сидения, к музыкальным инструментам.
На голове у дервишей были шапки высоченными колпаками. Больше, похожие на валенок, коричневатого оттенка. На одном из дервишей был белый колпак, это был шейх.
Шейх и остальные пять дервишей, прошли к трибуне напротив нашей и сели на пол в ряд. Близко друг к другу, по-восточному поджав под себя ноги, и закутавшись в темные накидки.

Первым встал шейх и прочитал молитву на фарси. После некоторой паузы тишины, на край площадки из темноты выступил один из музыкантов и запел. Что это была за песня - не понимаю. Слова вроде есть, и вроде их нет. Как мы бы напевали себе, но эта песня была направлена явно к небесам. По ритуалу, это было восхваление учителя. Закончилась песня и заиграл Ней(подобие флейты). Тихая мелодия как слова, как шелест, как летающая душа. Она одна, но не одинока тем одиночеством, что рядом с тоской, а просто одна. Как будто говорит с собой, с кем-то и обрывает фразу на полуслове, и, пожевав губами, начинает вновь. К первой флейте присоединилась вторая, я видела это, но слух мой не различил дуэта. Потом присоединились звуки Кауна (типа гусли) и Аль Уд (типа домры). Но то, не был оркестр в нашем понимании музыкального сопровождения. Необычное восточное звучание. Я нашла для себя музыкальный ролик, с исполнением, очень похожим на сопровождение исполнением.

image Click to view



Гулко бухнул барабан. Девиши, сидящие напротив нас, дружно рухнули в шумном поклоне, грохнув руками об пол. Вот так, с положения сидя, на колени, лицом в пол и вытянув руки. Рухнули и дружно встали. Шейх, в белом колпаке, ступил вперед и пошёл по кругу против хода солнца, остальные дервиши пошли за ним. По очереди вставая и в определенном ритме вступая в круг, друг за другом. Они шли размеренно и тяжело ступая, отмеряя определенное количество шагов и держа дистанцию. Это действо было посвящено поклонам друг другу. Поклоны совершались, когда один из них стоял в центре круга, а кто-либо другой, напротив красной подстилки Руми. Так и шли за белой шапкой шейха, который вел их по спирали. Шагнули и остановились, поклонились повернувшись. …. Зрелище завораживало и интриговало. В полной тишине был слышен только шорох легкого шарканья ног по деревянному полу.
Пройдя круг, и поприветствовав друг друга четыре раза, дервиши подошли к своим местам и сняли свои черные плащи. Все, кроме шейха. Накидки снимали просто, без всякой театральности. Под плащами у дервишей оказалось белое одеяние. Белые тканевые брюки, круглая как солнце длинная юбка и короткая до пояса рубаха с широкими прямыми рукавами и без застежек. Правый угол рубахи внизу имел тесьму, конец которой был заткнут за пояс, черного цвета, по виду как намотанный длинный шарф. Левая пола рубахи была свободной. Разделись и стали рядом, плечо к плечу, скрестив руки и положив ладони себе на плечи!

Шейх прошёл вперед и встал «перед лицом престола Руми», напротив красной шкурки, а дервиши подходили к нему по одному, со скрещенными у груди руками. Дервиш преклоняет свою голову Шейху на плечо, целует руку и, сделав боковой шаг в сторону и вперед, начинает своё кружение за спиной шейха, к центру. В начале кружения дервиш спускает руки с плеч до уровня пояса, затем разводит их в стороны и поднимая в верх. При этом, ладонь правой руки направлена к небу, как бы собирая нечто в ладонь, а левая повернута вниз безвольным листиком.
Второй дервиш начал своё вращение по краю круга. Теперь они вращались вдвоём, один в центре, а другой на краю. В это время к шейху подошёл следующий дервиш и, когда ему нужно было начинать кружение, предыдущий освободил ему место, переступив на другое. Так они и передвигались, вступая в круг вращения. И вот, наконец запущены пять дервишей, четыре по кругу и один в центре.
Они кружились и кружились, переходя с места на место по кругу, по неведомому знаку шейха, который за ними наблюдал со стороны, и иногда ступая меж ними. У каждого дервиша был свой ритм кружения и своя манера. Каждый по-своему, расставлял руки, отклонял голову на бок, как бы прислушиваясь к голосу свыше. В тишине было слышно только мягкое шарканье подошв и шуршание колокола юбки в воздухе.
Свет погас, дервиши остановили кружение и все вместе с шейхом встали в круг по краю. Шейх поклонился им и встал на свое первое место у колонны. Остальные дервиши поклонились друг другу и тоже, встали на место меж колонн. Плечом к плечу, скрестив руки и положа ладони себе на плечи.

И опять шейх встал напротив красного места, и опять стали подходить к нему дервиши, отходя, начиная кружение, но в центр круга был направлен другой дервиш. И опять кружились дервиши на своих местах, а шейх ходил меж ними, подавая неведомые знаки по которым они меняли положение на круге.
В наблюдении за всем этим действием я не заметила, с какого места стала звучать музыка. Музыка становилась всё громче и ритмичнее. Каждый дервиш казалось, слушал свой инструмент. Юбки кружатся-кружатся, и слышно как струится их край.

Когда действия дервишей стали повторяться, немного расслабилась и стала внимательнее наблюдать за отдельными танцорами. Присматриваясь к движению ног, отмечаешь особую технику кружения вокруг одной точки пола, с которой не сходит нога. Вглядываться в лица, выискивая эмоции, и сравнивать их друг с другом. Все разные, каждый всецело и свободно погружен в действо сема (слышание). Глядя на них, ожидала что вот-вот в поднятые ладони дервишей станут падать звезды, а они рассыпят их нам, каплями влаги или белыми лепестками цветов из другой ладони. Завораживающее и фантастическое зрелище.

Песня и музыка замерли. По неведомому знаку, кружение этого смертельного танца прекратилось. Дервиши пошли к своему месту и стали одеваться. Укутавшись в накидки, шейх и дервиши сели в рядок, все разом сделали поклон лбом меж протянутых на полу рук и остались сидеть.
Первым встал шейх и, подойдя к красной подстилке, поклонился в её сторону. Раскрыв ладони прочитал стих писания. Окончив читать, провел ладонями по лицу и ушёл.
Затем, каждый дервиш и музыканты, тихо и бесшумно прошёл в центр круга, поклонился отмеченному месту учителя и так же бесшумно скрылся за колонной, откуда они все пришли в начале.

Наш Гид сказал нам, что после ритуала, дервиши потом некоторое время медитируют в своей комнате, чтобы вернуться в наш обычный мир. Ведь они не монахи. У каждого из них есть дом, семья, работа и гражданское занятие.
В Интернете мне удалось найти видео ролик, наиболее близко отражающий дух и суть этого действа, по счастью, при свете дня.

image Click to view

Культура, Традиции, Турция, Музыка, Путешествия

Previous post Next post
Up