В один из редких выходных дней я, одна, решила сходить в Эрмитаж. Уже во дворе, направляясь к кассам, услышала приглашающее объявление на эксклюзивную экскурсию,
в зимний дверец Петра Первого.
У меня были двадцать минут, чтобы найти этот адрес. Дворцовая набережная 34, это Эрмитажный театр. Вернее, Эрмитажный театр наверху и вход у него из соседнего здания по переходу над аркой перекинутой через Зимнюю канавку.
Дворцовая набережная 34, вход обыкновенный, даже не парадный и только табличка у дверей говорила, что здесь музей «Зимний Дворец Петра Первого»
А дальше, меня ждали удивительные открытия.
На Петровской набережной, Петроградской стороны, стоит первый домик Петра I. Царь Петр жил в нём не долго (
http://alla-kot.livejournal.com/21881.html) и переехал в Зимний дворец. Я знала, знала, но всё напутала. Это был совсем не тот Зимний дворец, о котором сегодня все знают, а тот, что стоял на этом месте. Построенный и перестраиваемый на этом месте дворец в разное время назывался: Первый Зимний дворец Петра I, Свадебные палаты, Старый Зимний дворец. Именно в это время был прорыт соединяющий канал Зимняя канавка. И именно во дворе этого дома находился эллинг и маленькая гавань, где стояли ботики Петра I.
А мостик через канавку, на набережной, был подъемный, с верхними противовесами.
С первого этажа мы спустились вниз, по лестнице узкой каменой и прямой. Как будто в подвал, в темное небольшое помещение без окон. Потом, ещё ниже и это уже действительно был подвал. В остекленную дверь проема, в подсветке, были видны толстые опоры низкие каменные своды. Это складской этаж для дворцовых припасов.
Затем, пройдя коридором, каким-то узким и темным, мы вышли в низкую дверь и неожиданно оказались во дворе. Мы оставались в подвале и в то же время мы видели, что находимся во дворе дома. Вот, мостовая из кирпичной брусчатки, вот арки галереи дома и освещенные окна дома в глубине.
Только черный потолок и черного цвета остальные стены двора зримо и твердо убеждали, что это не театральные декорации, а раскоп. Дворовые фасады «Ново построенных палат» обрамляла каменная аркада в 98 проемов, отделяя по всему периметру крытую галерею шириной 2.5 метра.
Когда строился Эрмитажный театр, эта дворцовая постройку попросту была засыпана мусором и перекрыта сводами. Это не обыкновенное чувство, осознание, что ты не просто на раскопках где нашли фундаменты, а открыто целостное здание. Подобное я переживала в Италии, находясь на улицах раскопанного и расчищенного от пепла города Помпеи.
И ещё, в археологическом заповеднике Туниса Bulla Reja, где древнейший город имеет в прекрасной сохранности подземные жилые этажи.
В открытых помещениях Дворца Петра I, реконструировано несколько комнат: гостиная, мастерская, кабинет, тронный зал и представлена небольшая выставка.
В гостиной висит гобелен. Оказывается, по царскому указу, в России было организовано производство гобеленов. Их качество не уступало лучшим зарубежным образцам.
В тронном зале на троне, восковая кукла Петра I. Кукла представляет собой точную копию самого Петра, даже волосы и костюм его. Что было интересным, так то, что глядя на него, всем сразу вспомнился Шемякинский Петр во дворе Петропавловской крепости. Шемякин изобразил его в несколько гротескном виде, но прототипом и образцом ему служил именно этот достоверный образ.
Среди экспонатов этого небольшого музея моё внимание привлекли миниатюрные портреты на эмали. Миниатюры на эмали часто встречаются в музеях, но я никогда не знала их секрета. Секрет в том, что каждый цвет краски эмали требует свою температуру и режим обжига. Глядя на миниатюру, подсчитайте, сколько раз эта штучка отправлялась в обжиговую печь.
На стенах висели гравюры. Этому искусству тоже покровительствовал Пётр I.
Известная гравюра Зубова «Свадьба Петра I и Екатерины I.» имеет прямое отношение к этому месту. Потому что эта свадьба проходила в Свадебных палатах, которые стояли именно на этом месте. А я, заблуждаясь, думая, что это происходило в Петродворце.
Разглядывая еще одну гравюру и слушая рассказ, я обнаружила еще одно своё заблуждение. Это касается этапов строительства Эрмитажа
На старинной гравюре Зимний дворец времен Петра I , крайний слева за мостиком канавки. А справа от мостика и до угла около адмиралтейства, жилые дома городской знати, а не пустырь, как я себе представляла. Царское строительство началось со стороны Адмиралтейства и заняло весь квартал до Зимней канавки
Сегодня музей, который мы называем Эрмитаж, занимает много зданий, шесть из которых составляют единый архитектурный ансамбль вдоль набережной Невы.
Это: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж, Новый Эрмитаж, Эрмитажный театр
18 век оказался веком бурного дворцового строительства. Причем первым был построен Зимний дворец, тот что выходит фасадами на дворцовую площадь и Неву и имеет внутренний двор сад.
Вторым, по времени постройки были два здания соединенных вместе и выходящие фасадами на противоположные стороны. Одно, на миллионную, второй, на Неву. Здание на набережной Невы и было первым, Малым Эрмитажем. Следом, на набережной Невы был построен Старый Эрмитаж, в восточную сторону до Зимней канавки.
Последним в ансамбле зданий Эрмитажа был возведен «Императорский музеум», или Новый Эрмитаж. Монументальное здание с Атлантами около Зимней канавки, ориентированное главным фасадом на Миллионную улицу.