Не знаю как остальные, а я храм Святое семейство впервые увидела с востока. Одна из многочисленных надписей на фасаде звучит "Ex oriente lux" - свет, приходящий с Востока.
Этому фасаду, архитектор Антонио Гауди, успел посвятить всё своё внимание и жизнь, и именно поэтому он самый интересный.
Потому что он хранит его прикосновения.
Продолжая
http://alla-kot.livejournal.com/40216.htmlУ стен, ограда и забор стройки, доходящие до проезжей части улицы.
Напротив, через дорогу, находился сквер. Хотелось охватить взглядом сооружение целиком, поэтому все направлялись в тот скверик, где нас ждало небольшое разочарование.
Сейчас, перебирая фотографии, понимаю, почему у меня мало фотографий этого фасада. Панорамным снимкам мешали деревья по краю дороги. Они закрывали всё крыльцо и порталы входов до середины. Детали оформления и украшения фасада, издалека, были плохо видны.
Строительство храма началось именно с этого, с восточного фасада. За более чем сто лет камень потемнел, и «Фасад Рождества» выглядит единым и монолитным. Издалека, можно увидеть, что фасад не симметричный. Порталы, справа и слева от центрального, оформлены по-разному.
Отделка фасада так насыщена деталями, что они поначалу не воспринимаются по отдельности. И только вблизи, поражают воображение.
Построенный в 1895 году этот фасад с порталами, гротами и с башнями напоминает вышедшую из моря скалу, всю в стекающей пене и поросшую диковинными украшениями. С крыльца, большого, но замкнутого в ограду никак не заглянуть наверх, за гроты над арочными Порталами входов и не видно, что над ними.
Фасад Рождества, большая часть которого создана при жизни Гауди, образован тремя перспективными порталами, прославляющими христианские добродетели - Веру, Надежду и Милосердие и не имеет наружних ворот.
На фасаде стоят три витых колонны. Центральная, пальма увитая лентами с надписями имен предков Иисуса (по Матфею), колонна Христа. Две другие громадные витые колонны, справа и слева от портала, тоже именные и являются символами образов Иосифа и Марии.
Каждая колонна в основании опирается на черепаху, как на символ стабильности и неизменности мира. Пишут, что одна морская со стороны моря, другая сухопутная со стороны гор, но я не заметила разницы. Вернее, мне в голову не пришло их сравнивать. В другой раз.....
На верху, колонны увенчаны пальмовыми ветками и ангелами, трубящими в длинные тонкие трубы.
Выходя на высокое крыльцо, под арку входа, ощущаешь себя, как будто вышел из пещеры на край уступа на склоне горы поросшей буйной растительностью.
Порталы украшены скульптурами, выполненными в реалистичной манере, посвящёнными жизни Христа по сказаниям в Библии. Интересно, что фигуры на всех ярусах выглядят одинаковыми по величине - примерно в человеческий рост, хотя на самом деле, чем фигура выше, тем она больше (до 3-х метров).
Если смотреть на фасад, то левый портал - портал Надежды.
На самом верху портала, в гроте, сцена обручения молоденькой Марии и старого Иосифа. На левой стороне портала, скульптурная группа сцены бегства в Египет. На правой стороне, сцена «Избиения младенцев по приказу Ирода». Иоанн Креститель и отрок.
Навершие над порталом Надежды, по виду напоминающее дерево с темной надписью «Спаси нас», символически изображает гору Монсеррат.
Центральный портал - портал Милосердия и Любви.
Хочется охватить все детали сразу. На самом верху, на тридцатиметровой высоте под сенью гигантского грота в окружении апостолов происходит коронация Марии, прославление Мадонны. Этим четырём апостолам, Варнаве, Симону, Фаддею и Матфею посвящены четыре шпиля фасада Рождества.
На центральном столбе, на облаке подушке с надписью «Iezus», святое семейство с младенцем. Головы лошади и рогатой коровы обозначают ясли(кормушку животных). Над ними, в цветах и растениях вьются буквы и слова надписи, понятной внимательным знатокам.
Над святым семейством, в продолжения центральной оси, столбом кометы взметнулась вверх Вифлиемская звезда. Все события и сцены портала расположены вокруг центральной оси. Все радуются, ангелы трубят и многочисленные музыканты играют. Играют, наверное, ангельскую музыку возвещая о рождении Христа.
Левую сторону портала украшает скульптурная группа Волхвов, подносящих дары
Другую сторону портала украшает скульптурная группа из простых жителей. Поклонение пастухов и кочевников.
Правый портал от центрального - портал Веры
Портал Веры содержит скульптурные картины посвященные периоду отрочества Иисуса. Справа, с молотком в поднятой руке «Иисус, работающий в мастерской плотника».
Центральное место портала Веры занимает отрок Иисус, восседающий в храме и беседующий со знатоками книжной премудрости.
Скульптурным группам приданы, настолько тщательно проработанные детали, что поневоле обращаешь внимание на всякие мелочи. Птицы, складки, орнаменты.
По краям и сверху проёма каменные наплывы. Фигуры хамелеонов по обеим сторонам фасада символизируют постоянное изменение природных форм.
На самом верху, между башен и над порталами, в пещере, гнездо белого пеликана, как символа божественной любви, сострадания и жертвенности.
А над ними, рождественское дерево. И не говорите мне, что это кипарис. Я вижу ель, ещё в упаковке пут, и белоснежные голуби скорее защищают его, а не украшают.
Пока храм строится, выход из здания организован на эту сторону, фасада Рождества. Мне кажется, правильно проходить именно таким путём. От искупления к новому рождению, очистившись в храме. Жалко уходить, но время торопит. Ухожу, оглядываясь, стараясь охватить взглядом и запомнить. Запомнить, что бы вернуться вновь.
Оглядываюсь назад, и всё поражает.
Во-первых, совершенно иное настроение. Другая тема. Всё плавное, трепещущееся, живое. Всё дышит жизнью. На стенах проёмов птицы, животные и люди. Человеческие фигуры полны благоговения и внимания. Свободное пространство стен портала заполнено растительным рельефом. Не знаю мох ли это или завитки салата, а может это кораллы. Ни одна из деталей общей композиции не оказывается лишенной своего внутреннего смысла.
Я хочу побывать в нём снова. Увидеть, как винтовые лестницы спиралью уходят вверх. Они напоминают о ракушках или о пружине, потому что у них нет центрального столба. Подняться по лестницам восточных башен до балкончиков, гротов и переходов. Заглянуть из их окон в храм, с высоты перекрытия. Хочу увидеть цветные витражи, полированный до блеска камень.
Собор не закончен до сих пор. Гауди любил говорить: «Мой заказчик не торопится». Но нам стоит поторопиться и посетить это потрясающее место, адрес которого - Барселона, Саграда Фамилия.