Вы знаете, как печатают книги, я не знала.
Пошла в издательство А.А.Суворина, это теперь
музей печати.
История дома на углу реки Мойка и Волынского переулка очень интересна. Сейчас это шести этажное здание. Меня удивляют фундаменты старых домов, которые способны нести такие надстройки. Когда известный издатель Суворин, приобрёл дом в 1905 году, он добавил к двум этажам третий и пристроил во дворе типографский корпус.
На втором этаже были редакционные помещения, их можно и сейчас посмотреть.
По центру комнаты круглый стол для журналистов. Здесь они писали свои статьи. У окна справа, маленький столик машинистки, слева в углу стол бухгалтера. Самый большой стол редактора.
К редакционной комнате примыкает кабинет главного редактора. Именно в этой комнате много дней и часов проводил В.И. Ленин, когда работал над статьями для газет. Здесь он написал около 160 статей.
Именно здесь рождалась газета «Правда».
Правда в том, что потом, в революционные дни типографию разгромили в пух и прах. В цехах разместилась фабрика «пух перо», как это ни смешно. Делали подушки и одеяла. Пришло время, и в здании разместились цеха «Ленремчас», прошлое время.
Второй, редакторский этаж дома, переходом выходит на типографский этаж.
На первом этаже были склады и нарезка бумаги. На третьем этаже переплетный цех.
Это видно на макете.
На втором этаже типографское оборудование.
Деревянные столы, с кассами на 95 знаков, фирмы Реал. Рядом, стол наборщика строк на планке, вёрстка.
Набранные строки складывали в листы. Тогда они были не большими по размеру, но весили около пяти килограммов.
На корректурно - тискальном столе собирался макет газеты. Текст, плюс заголовки, плюс рисунки. На макет наносили краску, накладывали лист и прокатывали валиком. Один раз.На этом станке делали только один пробный оттиск. Отпечатанный макет на бумаге несли к корректору на проверку и исправление ошибок. Выявленные ошибки исправляли, и макет шёл в печатный цех.
Рядом пресс, на котором видно как печатались книги. Оказывается, печатали большими листами, сразу на 16 листов книги.
Припомните, и сейчас иногда встречаются небольшие газеты, сложенные. Для удобного чтения, такие газеты нужно разрезать на листы.
На печатном столе выкладывали одновременно 16 клише, прямо и вверх тормашками. Это по одной странице от 16 листов. Наносили краску, накладывали один большой лист и задвигали столешницу под пресс. Аккуратно, рукоятью пресса, делали оттиск и, отодвинув столешницу, вынимали лист.
На одном прессе могли печатать одну страницу листа, а на втором оборотную.
Полученный таким образом лист, складывался определенным образом в тетрадь. Тетрадь сшивалась по середине сгиба, а края обрезались по формату. Ааа, вот для чего нужны были ножи для разрезания бумаги? И вот почему книги, как будто собраны из множества тетрадочек!!
Из полученных таким образом тетрадей в переплетном цехе сшивались книги. Книги выдерживали под прессом. Вспомните новые книжки, лист к листу.
Однажды в школьные годы, мне достался новенький учебник немецкого языка, у которого одна тетрадь была с браком. Теперь я понимаю, очевидно одну сторону листа отпечатали с клише учебника по немецкому языку, а другую сторону по математике. Тогда. Я решила проблему по-детски. Написала письмо и отправила учебник в типографию. Мне прислали новый.
На углу дома, книжный магазин. Я даже не приценивалась, целое состояние. Кожа, тиснение, застёжки на фолиантах. Интересно, такие подарочные издания кто-нибудь листает-читает? Я думаю, книгам скучно под стеклом, они хотят к нам в руки, на колени, в дорогу, в карман, к нам под одеяло с фонариком…