Продолжаю краткий отчет о Швейцарии. Начало
здесь.
31 мая. Церматт и Маттерхорн! Это было самое узкое место в моих планах, поскольку тут почти не оставалось вариантов форс-мажора на случай плохой погоды. Ну в самом крайнем случае можно было бы отложить подъем к Маттерхорну на 1 июня, но это, во-первых, очень сильно нарушило бы все дальнейшие планы, а во-вторых, вышло бы очень скомкано. Но нам повезло - весь день погода была замечательной! А утром вообще без единого облачка.
За 10 минут мы доехали из нашей деревни до Тэша, где припарковались и собрались пойти на поезд до Церматта, но тут нам владелец парковки предложил за 15 франков с человека отвезти в Церматт на шаттле, плюс тогда и стоянка будет бесплатной. Билет на поезд стоит 16 франков, так что мы согласились.
В Церматте сразу зашли в туристическую информацию и выяснили, что большинство фуникулеров еще не работают, а горный поезд, который идет к обсерватории напротив Маттерхорна, вполне себе готов нас туда отвезти. Пошли на поезд. По дороге из окон снимали роскошные виды и гвоздь программы - торчащий зуб Маттерхорна.
Смотровых площадок, как и на Пилатусе, там тоже несколько, на разных уровнях и с разными ракурсами, по ним можно доооолго гулять, наслаждаясь видами. С верхней смотровой площадки через нагромождение камней вылезли на тропу, но прошли, увы, недалеко - сначала она была только наполовину в снежнике, а метров через 50 уже целиком - снег талый, рыхлый, по нему без снегоступов не пройти никак. Пришлось вернуться.
Когда поехали вниз, вышли на средней остановке, там снега было уже значительно меньше, так что около часа погуляли по тропе Марка Твена. Спуститься по ней вниз в Церматт тоже не получилось - снежники, и сама тропа была очень размокшая, даже с палками довольно опасно. К тому же на высоте все же было трудновато дышать.
Вернулись к поезду и спустились на нем в Церматт. Прошлись вдоль и поперек по всему городку. Очень впечатлили домики на курьих ножках - ну то есть на высоком - метра два - бетонном основании, на которое поставлены сваи, и только потом сам деревянный дом. Видимо для того, чтобы зимой из этого дома можно было хоть как-то выйти.
Вечером ужасно довольные вернулись в свою деревню.
1 июня. Скрепя сердце, пришлось покинуть наш чудесный домик в Санкт Никлаусе, обязательно туда вернемся, чтобы еще погулять по окрестностям - там и соседняя долина прекрасна, да и вообще вокруг еще очень много всего интересного. Но на сей раз нас ждет Монблан, а по дороге к нему есть еще кое-какие планы.
Первым пунктом программы этого дня было ущелье Jolibach, куда я отправилась тоже по совету Инны. Очень хотелось пройти хотя бы по одному подвесному мосту. Одноименную деревню мы нашли без труда и поднялись к водопаду, пройдя по туннелю, в котором ты сам себе можешь зажечь свет. А вот дальше карабкаться в гору моя компания отказалась наотрез, да и я поняла, что не горю желанием. Жара (31 градус за бортом), палящее солнце (не хуже израильского), полное отсутствие растительности, а значит и тени на склоне, и в общем не такие уж и захватывающие пейзажи - все это вместе не слишком вдохновляло на подвиги. Так что решено было спускаться к машине.
Дальше поехали в очень красивое место - долину рядом с деревней Euseigne, где находится уже знакомое нам природное чудо - земляные пирамиды. Первый раз мы их видели
в Доломитах, второй в Болгарии, но впервые смогли разглядеть их с очень близкого расстояния - тут к ним можно подойти вплотную, потрогать, сфотографировать со всех возможных ракурсов. Вот только, как назло, именно теперь солнце совсем почти спряталось, так что фон у пирамид вышел серый и скучный, хоть иногда все же удавалось поймать их самих освещенными солнцем. Погуляли вокруг них около часа, потом поехали дальше.
В город Сьон я изначально заезжать не планировала, но увидев на скалах друг напротив друга два возвышающихся над городом замка, мы дружно решили, что нам туда надо.
Нашли стоянку у въезда в старый город, забрались поочередно сначала на холм, где сейчас находится Basilique de Valère, которая раньше тоже была замком, а потом на более высокий холм с развалинами замка Tourbillon, построенного в XIII веке. И эти развалины были совершенно прекрасны - за вход в них не требовали денег, они не закрывались рано, никто не запрещал по ним вдоволь лазить и снимать потрясающей красоты долину и реку Рону внизу. А в довершении всего в замке еще оказалась часовня, а в ней капеллан, который не только эту часовню для нас открыл, но и показал в ней старинные фрески и рассказал об истории замка и часовни. В общем, море кайфа и удовольствия. :)
Ну а после замков мы уже прямиком поехали в Шамони, до которого от Сьона примерно час езды, правда по дороге еще пару раз останавливались, чтобы сфотографировать долину Роны.
В Шамони у меня была забронирована
квартира в доме на главной торговой улице городка. Правда то, что она расположена именно на ней, мы поняли далеко не сразу, а вернее не поняли вовсе, пока не позвонили хозяину, и он не прибежал нас встретить.
Квартира оказалась довольно маленькой (по сравнению со всеми предыдущими), когда мы раздвигали диван в гостиной, на котором спал Арик, то пройти к кухонному уголку или в ванную и туалет была весьма нетривиальная задача. Зато укомплектована квартира была очень хорошо, на кухне имелось все необходимое, даже оливковое масло, уксус, кетчуп, соль, перец, чеснок, чай, капсулы для кофе-машинки и сама эта машинка, простые спагетти. И, само собой, посудомойка. А главное в квартире был балкон с потрясающим видом на Монблан!
Собственной стоянки у квартиры нет, но на прилегающих улицах стоянка бесплатная, вот только найти ее было не всегда можно. В первый вечер нам повезло, и мы запарковались сразу, во второй мы никуда не ездили, так что и стоянку не искали, в третий в большой гостинице напротив была свадьба, и сначала нам пришлось поставить машину на платную стоянку, и только попозже выйти и переставить на бесплатную. В четвертый стоянка тоже нашлась сразу, а к стоянке еще прилагался сюрприз, но о нем я расскажу в описании соответствующего дня.
Загрузив в квартиру вещи, мы быстренько сбегали в лавку напротив, где продавались, и весьма недешево, местные сыры и колбасы. Купили там сыр на завтрак, правда ела я его в результате одна - остальные заявили, что он слишком пахучий. Что они вообще в сырах понимают - пахучесть его мне совсем не мешала, а вкусный он был необыкновенно. Так что я совсем не возражала - мне больше досталось. :))
Обычный супер чуть дальше по улице уже закрылся, и мы решили, что остальные продукты купим на следующее утро, а пока пошли поужинать. Выбрали
Resturant Le Dru, он, конечно, был совсем недешевый, но после Швейцарии любой ресторан покажется недорогим.
2 июня. С утра абсолютно безоблачная погода, мы встали пораньше и в восемь часов уже стояли возле кассы подъемника на Aiguille du Midi - Полуденный Пик, Южная Игла - короче той самой смотровой площадки на высоте 3842 метра, с которой удобнее всего обозревать Монблан. Подробнее о том, что представляет собой эта площадка и как туда подниматься, я расскажу в посте, посвященном Aiguille du Midi, и сдается мне, он будет первым фотоотчетом об этой поездке, хоть это и одно из самых тривиальных и зафотографированных мест на планете.
Поскольку это еще не самый туристический сезон, народу в кассу не было совсем, на подъемник была небольшая очередь, так что в первый мы не влезли, но они ходят каждые 15 минут, и на второй мы успели.
Мы купили пассы на два дня по 77 евро, и хотя два других фуникулера, на которые он действует, еще не работали, пасс полностью окупился двумя подъемами на Aiguille du Midi и поездкой на ледник.
На обратном пути мы вышли на промежуточной станции фуникулера и погуляли там немного, любуясь летающими вокруг парапланеристами, а также засняв на видео, как они стартуют с этой скалы. Идея спуститься вниз пешком была признана несостоятельной по причине опять же сплошных снежников на тропах.
Внизу мы позавтракали в
Omeletterie La Poële, погуляли по Шамони мимо нашей квартиры к железнодорожной станции, но не большой, а маленькой сразу за большой, откуда отправляются поезда зубчатой железной дороги Монтенверс (Montenvers) к леднику Море льда (Mer de Glace). Как это уже стало привычным, виды из окна поезда открываются крышесносные. Приехали к леднику, там выяснилось, что еще нужно спустить вниз на фуникулере, а потом спуститься на 398 ступеней. А все потому, что ледник этот очень быстро тает - когда-то он был на высоте железнодорожной станции, в середине 80-х уже на высоте нижней станции фуникулера, а теперь к нему каждый год достраивают новые и новые ступени - верхние уже постоянные бетонные, а нижние еще временные.
Вообще меня поразило то (хотя я и раньше видела и отмечала эту разницу на фотографиях), что все ледники в Альпах сверху ужасно непрезентабельно выглядят - они серые и грязные. Исключением был только ледник Юнгфрау, он был засыпан снегом и потому был абсолютно белым. А ледники на Аляске настоящего ледникового цвета - ярко голубые. Интересно, это дело в экологии или есть другое объяснение такому феномену?
В общем, спустились мы вниз и зашли в ледяную пещеру. Она очень мало чем отличалась от своей сестры на Юнгфрау, но, как я уже писала, одета я была намного более соответствующим леднику образом, так что могла там спокойно погулять и поснимать. Встретили внутри ледника большую группу израильтян, на обратном пути поболтали с ними в гондоле фуникулера.
Наверху возле станции есть еще небольшая пещера с выставкой минералов, которые находят в окрестных горах.
Вернулись снова в Шамони. Вот тут как раз можно было бы и пешком прогуляться, но как-то после длинного подъема уже сил не осталось.
Побежали в квартиру переодеваться - за бортом-то почти 30 и парит сил нет как.
Сходили в супер, накупили всяких вкусностей на завтрак. Потом пошли снова гулять по Шамони. На большой площади недалеко от вокзала застали неожиданное действо - военную церемонию гарнизона Шамони, который относится к горным войскам - солдаты в соответствующей форме: в коротких бриджах, шерстяных носках и горных ботинках. Было довольно интересно наблюдать. Пока смотрели, начал накрапывать дождик.
Ужинать снова пошли в приглянувшийся нам Resturant Le Dru.
3 июня. С утра снова поднялись на Aiguille du Midi и не спеша досмотрели и доснимали все, на что вчера не обратили внимание или не успели. Вернулись, позавтракали дома. Погода к тому времени начала портиться, небо затянулось облаками, хотя дождя не было.
Поехали смотреть заповедник Parc de Merlet, расположенный на склонах Альп. Ламы, сурки, олени, лани, горные козлы (ибексы) пасутся себе на горных лугах, а посетители ходят вокруг них по тропинкам или кому как вздумается. Провели там несколько очень приятных часов.
Затем поехали смотреть Драматичный водопад (Сascade du Dard), от стоянки до него минут пять пешком идти надо. Красивый водопад, но мы их видели уже очень много, а вот по лесу вокруг было очень приятно погулять - лес ровно такой, как мы любим - высокие деревья со смыкающимися над головой кронами, валуны, покрытые мхом, бурная растительность внизу. Я бы с удовольствием дошла по треку вниз до Шамони, но машина осталась с противоположной стороны, так что через час примерно пришлось повернуть назад. Еще раз убедилась в полной бесполезности навигаторов на терках - местоположение твое они определяют очень приблизительно, постоянно теряют ориентацию, врут насчет расстояния и т.д.
Вернулись в Шамони и на сей раз не пошли в ресторан, а пожарили купленные в мясной лавке рядом с квартирой стейки и утиные грудки, отварили вкусную пасту и нарезали салат. Получилось еще вкуснее, чем в ресторане. :))
4 июня. Первый утренний дождь, даже не дождь, а целый ливень! Как хорошо, что мы успели вовремя подняться на Монблан дважды в идеальную погоду.
Сбегала под дождем в церковь Шамони, расписанную Матиссом, Шагалом, Леже, Браком и другими художниками во время Второй мировой войны. Но было воскресенье, в церкви шла месса, так что я сдала пару кадров от двери и сфотографировала пару витражей у входа не на религиозную тематику. А так ничего особенного в этой церкви не заметила.
Забежала в туристический офис, чтобы убедиться, что на Белое озеро сейчас не добраться никак - фуникулеры не работают, на машине дороги нет, а пешком, увы, слишком высоко и опять же дороги не расчищены и сплошь в снежниках. Жалко, но надо же что-то оставить на следующий раз. :)
Вернулась домой, мы еще чуть-чуть подождали, дождь почти кончился, так что мы вылезли и поехали квестить первый пункт намеченной на этот день программы - Gorges du Durnand, офигительно красивое ущелье с мощным каскадным водопадом. Пока по нему гуляли, небо начало очищаться и даже несколько раз выглянуло солнце.
На выходе из ущелья увидели рекламный щит, где рассказывалось о самом большом подземном озере в Европе Lac Souterrain St Leonard. Решили, что нам туда надо. Оказалось, что расположено оно опять же в Сьоне, до которого я в принципе не намеревалась в этот день доезжать, но раз так получилось, то тоже хорошо.
Пока ехали к пещере, совсем распогодилось, только окрестные горы еще кое-где живописно выглядывали из низких облаков. Покатались по пещере на лодке, снова полюбовались долиной Роны с окрестных гор, погуляли немного по деревушкам на холмах и вернулись назад в Шамони. Пока ехали, погода опять испортилась, небо затянули тучи, а совсем уже вечером снова пошел дождь.
Припарковались рядом с квартирой, я вышла из машины и ахнула - весь пригорок у стоянки был усыпан спелой земляникой! Кинулась собирать - сначала одна, потом позвала на помощь Арика. Отличный получился десерт к ужину, который мы опять приготовили сами. А цена этого ужина на троих была ровно такой же, как порция на одного в ресторане.
5 июня. С утра опять дождь, но нас это уже мало волнует, мы все равно уезжаем. Собрались, позвали хозяина и отдали ему ключи, загрузились в машину и поехали смотреть Ущелье и мост дьявола (Les Gorges du Pont du Diable). Легенду про этот мост я уже рассказывала в ФБ, тут тоже расскажу, когда буду фотографии показывать. Снова потрясающей красоты ущелье и лес вокруг. А рядом еще и плотина с большим красивым озером. Вот только солнца, увы, совсем не было.
После ущелья поехали смотреть то, что не успели в самый первый день - городок Ивуар на Женевском озере. Долго не могли понять, почему в понедельник там толпы народа, причем сплошь местного франкоговорящего. Только потом выяснилось, что в этот день была Троица - выходной день во Франции, соответственно, длинные выходные.
Городок прелестный, но очень туристический - сплошные бутики-сувениры-рестораны. Пока ехали, совсем распогодилось и снова стало довольно жарко. С дуру не поели прямо там, решили, что в Превессине, где у нас была забронирована гостиница на последнюю ночь, будет дешевле. А там в результате все едальни, кроме Макдональдса, оказались закрыты по случаю праздника. Зато работал большой супер, в котором мы закупились домой сырами, плюс мы еще нашли местную пекарню, где купили большие сандвичи в багетах на завтра в самолет.
Гостиницу на последнюю ночь я забронировала в максимальной близости от аэропорта, с очень низким рейтингом, но зато и очень дешевую - 44 евро на троих -
Première Classe Genève Prévessin. Номера, конечно, крошечные, но душ есть, лифт и стоянка тоже в наличии, супер в паре минут езды, там же заправка. На ресепшене забрала купленные перед отъездом на ЛаРедуте и французском Амазоне шмотки, с этим тоже никаких проблем не было.
Спать постарались лечь пораньше, встали в полшестого утра, до аэропорта доехали быстро и без приключений, бросили ключи в ящик, сели на шаттл, доехали до терминала. На сдачу багажа не было вообще ни единой души, проверку ручной клади и паспортный контроль тоже прошли очень быстро, по обыкновению закупились в дьюти-фри шоколадом, вылетели точно по расписанию, долетели тоже без приключений.
В качестве итога могу сказать, что я до сих пор пребываю в полном восторге от этой нашей поездки, очень хочется в Швейцарию снова. Правда второй раз если поедем, то уже вряд ли будем подниматься на дорогущих фуникулерах и горных поездах и есть в ресторанах - основные вершины мы уже посмотрели, ну разве что Риги Кульм еще остался, так что теперь больше хочется просто гулять и любоваться горами и долинами. Ну и ехать надо попозже, когда уже поспеют ягоды, которых там должно быть в сезон видимо-невидимо.