Традиционное - мы вернулись!

Jun 13, 2017 19:30

На сей раз из одного из самых прекрасных и незабываемых наших путешествий - по Швейцарии и небольшому кусочку Франции.
Во первых строках этого длинного повествования я хочу поблагодарить доброго ангела этого нашего путешествия innash, чьи интересные посты и подробные ответы на мои многочисленные вопросы во многом и помогли сделать это путешествие настолько незабываемым. Большое спасибо также irenase и sergey_il, ваша информация мне тоже очень помогла.

В Швейцарию я хотела попасть давно, но все как-то не складывалось, но когда два года назад я прочла пост dreiviertel про путешествие Толкина по Швейцарии, то как в том анекдоте, поняла - ехать надо.
Маша еще нашла и линк на сайт, где толкинисты собрали всю информацию по толкиновским местам Швейцарии и водят экскурсии для богатых американцев. И моя задача облегчилась до предела - надо было только взять программу такой экскурсии и претворить ее в жизнь, но только самостоятельно. Ну а попутно еще можно было много всего интересного посмотреть.

Итак, по порядку.
Летели мы, как обычно, Изи Джетом, на сей раз в Женеву. Билеты я покупала 6 октября - в первый день продаж на эти даты, и сразу же начала искать и бронировать жилье. Всего я заплатила за билеты и один чемодан (мы летели втроем с Семой и Ариком) €297.20, т.е. каждый билет с багажом обошелся меньше, чем в 100 евро. В Женеву. В конце мая - начале июня. На Шавуот.
Благодаря тому, что улетали мы за час до отлета из Израиля Трампа, регистрацию нам перенесли в третий терминал вместо первого, а рейс, вопреки моим опасениям, не задержали ни на минуту.

23 мая. Прилетели мы вовремя, очень быстро получили чемодан, затем выяснили, где остановка нужного нам автобуса. Автобус из аэропорта прямо до дверей дома, в котором я сняла квартиру на Аirbnb. Правда мы не сразу разобрались, где именно была остановка этого автобуса в аэропорту, так что два автобуса пропустили, но они ходят каждые 5-7 минут.
Я сняла квартиру у русского хозяина Николая, накануне он прислал мне коды от всех дверей, так что нам с ним не понадобилось даже встречаться. Квартира очень удачно расположена на пересечении Rue Lombard и Rue Sautter, в 15 минутах ходьбы от Женевского озера и цветочных часов, в 10 от старого города и кафедрального собора Св. Петра и в 5-ти от Musée d'art et d'histoire, в который мы в результате так и не зашли - очень уж была хорошая погода, хотелось гулять по городу и плавать на кораблике, а не бродить по сумрачным музейным залам. Стоила нам квартира на две ночи 150 евро на троих. Она включает в себя большую комнату, где легко поместилась двуспальная кровать и дополнительная односпальная, ванную комнату с ванной, небольшую прихожую, небольшую кухню и балкон. Поскольку квартира находится прямо напротив университетской больницы, я боялась, что ночью будет шумно из-за сирен скорых, но их вообще не было слышно.
Заселившись и выяснив, что пиццерия на первом этаже нашего здания работает до полдесятого, мы отправились на набережную Женевского озера. Полюбовались им и Цветочными часами в последних лучах садящегося за горы солнца, поснимали красивый закат, прошлись немного по набережной, вернулись домой, поужинали в пиццерии и пошли спать.

24 мая. С утра отправились сначала в старый город, собор был еще закрыт, так что мы сначала прогулялись к Университету, в его парке полюбовались на знаменитую Стену Реформации, а над ней на самую длинную в мире скамейку, в этот час совершенно пустую. Затем зашли в собор, поднялись на обе его башни и поснимали Женеву с высоты птичьего полета.
Затем вышли на набережную и выяснили, что длинные круизы вдоль всего озера еще не ходят, а есть только часовые или трехчасовые. Мы выбрали трехчасовой с заходом в Нион и Ивуар, вот только высаживаться там у нас времени не было - стоянка была всего пять минут. Летом корабли ходят намного чаще, а в мае всего три раза в день, а 4 часа (разница между двумя ближайшими рейсами) в Ивуаре делать решительно нечего. Ладно, решила я, пока мы просто покатаемся по озеру, а в Ивуар заедем на обратном пути - так мы в результате и сделали.
Пока ждали кораблик, пошли поели блины на набережной, потом прогулялись на остров Руссо и дальше почти до Ботанического сада.
Прогулка на кораблике была совершенно чудесной - прекрасное озеро, роскошные виллы по берегам, старинные городки с замками. А сам кораблик заслуживает отдельного рассказа - это старинный колесный пароход начала ХХ века, отреставрированный и переделанный под электромотор.
Приплыли вечером назад в Женеву, немного еще погуляли по набережной, потом поужинали, снова полюбовались закатом и вернулись в квартиру.

25 мая. Утром сложили вещи, спустились и прямо у подъезда сели на автобус, который снова довез нас до аэропорта. Там не без некоторого труда нашли прокатные конторы, и с ужасом увидели, что в нашу (Аламо) стоит длиннющий хвост. Делать нечего, пришлось ждать своей очереди. Ожидание длилось примерно час, зато когда очередь наконец-то подошла, выяснилось, что забронированного ручного Гольфа у них уже нет, а есть только Форд Фокус стейшн (Даш, такой точно, как у нас с тобой был в Германии), да еще и автомат. Все наши чемоданы влезли в багажник без малейшего труда.
Важная деталь для тех, кто берет в Женеве машину на швейцарской стороне: стоянка машин не рядом с прокатными конторами, к ней (и соответственно, от нее) надо ехать на специальном шаттле. Шаттл бесплатный и ходит каждые 5-7 минут.
В общем, получили мы свой фордик, загрузились и поехали.
Первым по плану у меня был воспетый Байроном Шильонский замок (Château de Chillon) на противоположном конце Женевского озера. Доехали мы туда не очень быстро - несколько раз попадали в пробки, не смертельные, но все же неприятные.
Сам замок, конечно, очень туристический, но все равно замечательный - можно погулять по его стенам, спуститься в подвал, где найти на колонне автограф великого лорда, заботливо обнесенный рамочкой и подсвеченный. :))
В большой трапезной замка можно попробовать аутентичные блюда и напитки - фиалковый сироп и слегка забродивший виноградный сок, еще мучная похлебка и что-то мясное типа сосисок. Мы ограничились напитками.
После Шильонского замка ненадолго заехали погулять в городок Монтрё (Montreux) - полюбовались на памятник Фредди Меркьюри, посмотрели, как народ уже во всю купается в озере.
Следующим пунктом программы был замок Грюйер (Chateau de Gruyeres). В сам замок мы уже не успели, но вокруг него было погулять очень приятно, а виды на окрестные горы и долины совершенно крышесносные. Очень симпатичная деревушка у подножия замка - тоже насквозь туристическая, но дома сохранились действительно старинные. Не удержалась от того, чтобы полазить по крепостным стенам, окружавшим деревню.
Ночевать поехали в Hotel Hacienda в 20 мин езды от Берна. Гостиница очень так себе, 126 евро за ночь на троих за относительно небольшую комнату без завтрака. Мексиканский ресторан при гостинице был очень дорогим, хоть и весьма неплохим. Но мы уже начали понемногу смиряться с тем, что ресторанная еда в Швейцарии стоит совершенно заоблачных денег (Сема всю дорогу вздыхал по болгарским ценам ;)).
После ужина Арик объявил забастовку, а мы с Семой все же рванули в Берн. По моему изначальному плану, Берн мы должны были смотреть на следующий день, но я посмотрела на прогноз, посмотрела на фотографии и видеоролики и поняла, что тратить теплый солнечный день, которых по прогнозу оставалось всего два или три (к счастью, прогноз обманул, и хорошая погода нас сопровождала до конца поездки), на в общем-то не слишком интересный город, когда вокруг такая офигительная природа, мне решительно жалко.
В общем, мы вооружились штативом и поехали. За пару часов обошли весь центр, поснимали кафедральный собор - самый большой в Швейцарии и действительно очень красивый, швейцарский парламент, Часовую башню, все знаменитые фонтаны, дом Эйнштейна и Исторический музей, рядом с которым и припарковались. Не увидели только живых медведей во рву, но уж как-нибудь переживем без них.

26 мая. Объехали Берн по автобану и направились у Тунскому озеру (Thunersee) у западного берега которого возвышается величественный Тунский замок (Schloss Thun). Вот этот замок был совершенно прекрасен - он намного менее туристический, чем его знаменитые собраться, при этом очень атмосферный, можно забраться в его башни, и с них открываются потрясающей красоты виды. А у подножия замка чудесная совсем не туристическая деревенька.
В следующий замок Оберхофен (Schloss Oberhofen) мы заходить не стали, полюбовались видами озера и погуляли по его красивому парку.
Затем поехали в Интерлакен. По дороге проезжали мимо монастыря и пещеры, о которых писала Маша. Но опять же погода была слишком хорошей, чтобы лазить в пещеру, так что мы оставили ее на потом, ну а потом уже не сложилось. Но честно говоря, я не особо и жалею - был там Толкин или нет, это еще бабушка на двое сказала, а вот дракона там нет сейчас наверняка. :)
Оставили машину на стоянке у вокзала и супера, перешли по мосту канал, соединяющий Тунское и Бриенцское озера и поднялись на фуникулере на гору Harder Kulm, о которой я узнала из поста irenase. Оттуда с панорамной смотровой площадки выступающей далеко над обрывом, открывается совершенно потрясающий вид на долину двух озер. Но мы ведь приехали в Швейцарию не только на фуникулерах кататься, к тому же этот фуникулер и не доходит до самой вершины горы Харгер, так что мы отправились по лесной тропинке на нее пешком. Круговой маршрут не осилили, но до вершины добрались и вернулись обратно. В общей сложности гуляли часа три с перепадом высот метров в 400.
Спустились вниз, я поснимала сусликов и горных козлов, которые живут у подножия горы.
Затем мы зашли в супер в Интерлакене, закупились продуктами и поехали в нашу деревню, о которой надо рассказать отдельно и подробно.
Рыбацкая деревушка Изелтвальд (Iseltwald) на самом берегу Бриенцского озера - самая прекрасная из виденных мной деревень где бы то ни было, когда бы то ни было. Деревянные домики сплошь покрытые резьбой, тонущие в цветах и винограде. Лагуна, вдоль которой расположилась деревня, заканчивается длинной косой, на оконечности которой стоит небольшой замок.
Наша гостиница "Озерная" (Chalet Du Lac) стоит на самом берегу, в ней есть очень вкусный (хоть и ожидаемо весьма недешевый) ресторан, а главное семейные апартаменты - Family-Apartment Du Lac - квартира с двумя спальнями, двумя ванными комнатами, небольшой кухней и обеденным уголком, а также с отдельным входом и личной парковкой. Все это удовольствие стоило очень недорого по швейцарским ценам - 411 евро на троих за четыре ночи.

27 мая. С утра поехали в сторону Люцерна. Немного не доезжая остановились в городке Alpnachstad, где находится конечная станция зубчатой железной дороги Пилатусбан (Pilatusbahn). Поскольку была суббота и отличная погода, народу было очень много, так что пришлось ждать почти час нашего поезда. Пока попили пиво и полюбовались окрестными пейзажами.
Наконец подошла и наша очередь, поднялись на Пилатус - виды еще более захватывающие, чем вчера - на все четыре стороны, с каждой своя долина с озерами и деревушками-городками. Для увеселения туристов мужик в национальном костюме играет на национальном же инструменте - альпийском длинном роге или его еще альпенгорном называют.
Гуляли по смотровым площадкам часа три, был большой соблазн вылезти на склон и спуститься по нему вниз - там есть небольшой туннель, который выводит на тропу, но на ней все еще было слишком много снежников, так что все же не рискнули. Изначально я планировала спуститься не на поезде, а на фуникулере прямо в Люцерн, а потом вернуться к машине на пароме, но Сема так не захотел, так что спустились вниз снова на поезде и поехали в Люцерн.
Люцерн совершенно прекрасен! Он мне понравился еще на стадии подготовки по фотографиям и роликам, и я в нем совершенно не разочаровалась. Знаменитые деревянные мостики и башенки, снова колесные бывшие пароходы на озере, Умирающий лев и рядом с ним Альпийский музей (Alpineum) - крошечный, но очень симпатичный с 3D-панорамными видами всех известнейших швейцарских горных пиков, многие из которых мы потом увидели в живую. И наконец чудесные домики с фресками - в общем, совершенно мой город, даже несмотря на жару и высокую влажность.
В качестве опции я еще в этот день рассматривала подъем на Rigi Kulm, но мы так долго и со вкусом гуляли по Люцерну, что на эту гору времени уже не осталось. Жалко, но надо же что-то и на следующий раз оставить. :)
По дороге домой остановились поужинать в очень живописном месте Gasthaus Brünig Kulm на одноименном перевале, откуда видна гора на противоположной стороне долины с двумя водопадом и лицом каменного тролля возле одного из них.

28 мая. Первый день, когда по прогнозу должен быть дождь, но с утра по-прежнему яркое солнце. Начинаем осваивать ближайшие окрестности. Первым делом, естественно, я выбираю долину Гринделвальд - прообраз Ривенделла. Проезжаем по долине - она прекрасна! Горы по обеим сторонам от дороги покрыты лесом, по скалам стекают бесконечные водопады, а по самой долине течет быстрая горная речка.
Доехали до деревни Grindelwald Grund, там на стоянке оставили машину и снова на горном поезде поднялись до станции Kleine Scheidegg. Виды по дороге такие, что голова идет кругом в буквальном смысле. Вышли на станции и пошли по самому длинному и известному треку швейцарских Альп - 1 Via Alpina на юго-восток к подножию Юнгфрау (Jungfrau). На тропе было еще довольно много снежников, часть можно было обойти, а некоторые небольшие пришлось форсировать. Дошли до полурастаявшего озера, полюбовались на него и на Юнгфрау и повернули назад к станции, тем более что дальше тропа уже шла целиком по снегу безо всяких обходных путей.
Изначально я не планировала подниматься на Юнгфрау, так что мы взяли билеты до деревни Wengen на склоне соседней долины Lauterbrunnen, по которой я собиралась долго и со вкусом гулять на следующий день. Но когда мы вернулись на станцию, Сема уговорил меня все же подняться на Юнгфрау, а они с Ариком ехать не захотели. Я была без пуховика и зимних кроссовок, но кассирша позвонила наверх и сказала, что там не очень холодно - +6 или около того. В общем, я решилась, хотя билет на поезд стоил столько, что даже озвучивать эту цифру страшно. :) Цена настолько большая, потому что это самый высоко забирающийся поезд в мире, к тому же большую часть пути он идет по туннелю внутри горы.
Зато когда я вылезла на смотровую площадку под обсерваторией на вершине прямо напротив Юнгфрау, я забыла и о холоде (да в общем-то на солнце действительно было совсем и не холодно), и о цене билета. Боже, КАК же там красиво! У меня было два часа до отхода поезда вниз (билеты продаются строго на определенный поезд), из них я провела на смотровой площадке больше часа.
Еще два поезда отправляются от обсерватории - один идет 15 мин и привозит внутрь ледника, где можно погулять по ледяным залам и полюбоваться ледяными скульптурами. Но во-первых, внутри ледника жуткий холод, а я, напоминаю, была без пуховика, а во-вторых, одновременно со мной туда приехало штук пять-шесть тургрупп индийцев! И они все по очереди - один за другим - фотографировались у КАЖДОЙ скульптуры! В общем, я не стала там даже фотографировать - быстренько пробежала, полюбовалась голубым льдом и назад на поезд. А потом в подобном леднике мы побывали еще в Шамони, и вот там я уже была в пуховике, индийцев было на десять порядков меньше, так что я спокойно все рассмотрела и поснимала.
Еще один совсем короткий поезд пять минут едет к станции, откуда можно выйти на склон и покататься на санках - ну или лыжах, у кого они есть. Но на это у меня уже не было времени (да и это тоже отнюдь не дешевое удовольствие было), так что я предпочла снова пойти на смотровую площадку и еще немного полюбоваться величественной Юнгфрау.
Как только села в обратный поезд, пришло сообщение от Семы, что в Венгене особенно делать нечего, так что они меня там не ждут, а возвращаются назад. И это было очень правильное решение, потому что когда я подъезжала к Kleine Scheidegg вдруг полило как из ведра - прогноз все-таки не ошибся. Мы быстренько вскочили в поезд, который спускался вниз к Гринделвальду. Пока доехали, дождь кончился, но небо все равно оставалось хмурым, а потом и снова начало моросить. В общем, подумали и решили больше не приключаться, а вернуться в гостиницу.

29 мая. Продолжаем гулять по Толкиновской Швейцарии. Утром доехали до городка Lauterbrunnen, там сначала полюбовались капельным водопадом Штауббах (Staubbachfall), затем сначала на фуникулере, а потом на горном поезде поднялись в деревню Мюррен (Mürren). Я изначально хотела подняться еще выше - на гору Birg, но туда фуникулер еще не работал, так что от Мюррена мы пошли вниз в Lauterbrunnen снова по 1 Via Alpina. И шли мы по дороге красоты сказочной - прекрасный лес с высоченными соснами над головой и цветущим ковром под ногами, в просветах между деревьями открываются крышесносные виды на долину и горы на противоположной ее стороне, на деревню Венген, куда я вчера так и не доехала, но зато полюбовалась ей теперь, каждые сто метров дорогу пересекают водопады, через которые переброшены деревянные мостики. В общем, гуляли мы по этой тропе часа три - не спеша и со вкусом. :)
Спустившись, добрели до машины и поехали смотреть еще один необычный водопад - Trümmelbachfäll. Невероятная мощь воды за сотни тысяч лет пробила себе путь внутри скалы. Сначала ты поднимаешься на лифте почти к самому верху водопада, затем по лестницам спускаешься. Там прохладно даже в самую жару, а мощь воды потрясает.
Вернувшись в машине, решили попробовать посмотреть знаменитый водопад Шерлока Холмса - Рейхенбахский. Вообще-то я его планировала на завтра, но небо опять стало хмуриться, а завтра обещали сплошные ливни, так что решили не рисковать. По дороге немного поплутали - сначала по навигатору подъехали к верхней точке водопада, но мне хотелось прокатиться на старинном фуникулере, так что мы спустились вниз, но опоздали - последний уже пустой фуникулер ушел наверх у нас на глазах. Снова поднялись наверх, припарковались и пошли вниз вдоль водопада. Тоже захватывающее зрелище! Одно могу сказать - почему именно в нем Конан Дойль утопил Шерлока, я понять могу, а вот как Шерлок из него спасся - ну совсем никак. :)
Ровно в тот момент, когда закончили фотографировать водопад с верхней станции фуникулера (и да, оба не преминули сфотографироваться Шерлоками ;)), начался давно собиравшийся дождь. А к тому времени, когда поднялись к машине, он уже превратился в настоящий ливень. Окрестные горы утонули в плотном тумане и низких облаках, так что, когда мы приехали снова в полюбившийся нам Gasthaus Brünig Kulm, горы напротив не было видно от слова совсем. Я разглядела в меню сырное фондю и решила, что побывать в Швейцарии и не попробовать его, просто преступление. :))

30 мая. С утра никаким обещанным ливнем даже не пахло. Пока Сема расплачивался за гостиницу, мы с Ариком еще раз напоследок прогулялись по нашей замечательной деревне, дошли до замка, правда вход на территорию был закрыт.
Еще готовясь к поездке, я выяснила, что все перевалы - Susten Pass, Furka Pass, Grimsel Pass в это время года еще закрыты, и откроются - вот же обидно! - буквально через несколько дней после нашего отъезда - один 6-го июня, остальные 10-го. Но несмотря на такую печальную картину, Гугл Мапс кратчайший маршрут к Цирматту прокладывал все же именно в эту сторону, так что туда мы и поехали, распрощавшись с гостеприимным Изелтвальдом.
Сначала заехали в совсем небольшой городок Бриенц (Brienz) у дальней оконечности одноименного озера, на берегу которого мы ночевали все предыдущие дни. Полюбовались на старинный паровозик еще одной зубчатой железной дороги, я для себя поставила зарубку непременно прокатиться на нем в следующий раз.
Затем закрыли оставшийся со вчерашнего дня гештальт - поднялись на старинном фуникулере к нижней части Рейхенбахского водопада. По дороге, как оказалось, можно полюбоваться еще несколькими его частями. На самый верх лезть уже не стали, спустились и пошли немного погулять по городку Меиринген (Meiringen).
Нашли дом-музей Шерлока Холмса в бывшей церкви и гостиницу, в которой останавливался Конан Дойль. Музей открывался только через полчаса, так что пока пошли посмотрели на еще один небольшой водопад в самом городке. По дороге нашли первую спелую землянику и урча ее оборвали и слопали. :))
Рядом с водопадом еще один фуникулер на ближайшую гору, там тоже куча пешеходных троп с роскошными видами, но увы, нельзя объять необъятное. В районе Интерлакена и озер можно и целый месяц провести, и будет, чем заняться и куда пойти погулять.
Музей открылся и мы его посмотрели - симпатично, хотя, конечно, с музеем на Бейкер-стрит не сравнить, но ни Сема, ни Арик на Бейкер-стрит и вообще в Лондоне еще не были. :)
Вернулись к машине, забили адрес нашей следующей ночевки, и вот тут обнаружили, что ни на какой перевал ни Вейз, ни машинный навигатор не ведут, а ведут вовсе даже назад в сторону Интерлакена, а потом через туннель Лёчберг (Lotschberg tunnel). В общем-то я именно туда изначально и собиралась, но Сема сказал, что не хочет. Дело в том, что это не обычный машинный туннель, а железнодорожный, к тому же второй по длине сухопутный туннель в мире. А при чем же тогда машина? При том, что машины заезжают на железнодорожную платформу, а дальше поезд везет их через туннель. По мне, так очень интересная аттракция, хотя в туннеле, конечно, темно и ничего не видно. Ну в общем, выбора все равно особенного не было, так что мы поехали. Ну а раз так, то по дороге у меня было припасено еще одно замечательное место, которое очень хотелось посмотреть, но в предыдущие дни не было возможности.
Пока же мы вновь проехали мимо обоих озер - Бриенского и Тунского, только Тунское на сей раз объехали по южному берегу, а не по северному. Ну и пару раз не утерпели, остановились поснимать там, где виды были особенно крышесносными.
Дальше наткнулись на ремонтные работы, навигаторы, как всегда, были не в курсе. Хорошо, что в Швейцарии даже дорожные рабочие хорошо говорят по-английски, объяснили, как объехать.
В общем, мы сделали небольшой крюк и прибыли к намеченному мной заранее удивительному месту - озеру Блаузее (Blausee). Название свое озеро получило за удивительный цвет воды, и оно его вполне оправдывает. А вокруг озера лес. Вернее Лес. Настоящий Мирквуд - вот ровно такой, каким он мне всегда рисовался по описаниям Профессора. Темный, с сомкнувшимися над головой кронами, покрытыми мхом валунами и перекрученными торчащими корнями вековых деревьев. В общем, описать лучше Толкина у меня все равно не получится, я вам его потом просто покажу. :)
А в озере к тому же водится форель, которую прямо не отходя от озера можно и попробовать, что мы не преминули сделать. :)
Вход в парк с лесом и озером платный, но стоит недорого - 6 франков с человека.
Полюбовались мы лесом и озером и поехали по долине дальше на юг в сторону тоннеля.
Загрузились на платформу, проехали по тоннелю, а там уже и до деревни Санкт Никлаус (Sankt Niklaus), где у нас на следующие две ночи был забронирован Bergluft schnuppern und Quellwasser trinken, рукой подать было. Это жилье я бронировала тоже через Аirbnb, вернее, нашла его я, а бронировал Арик по моей реферальной ссылке, так что вместо 90 евро за ночь стоило оно нам 80, но я бы за такой дом и 150 не пожалела! Первый этаж большого деревенского дома с собственным входом и садиком, большая удобная спальня, гостиная с настоящим камином и дровами во дворе (Арик порывался их наколоть, но они уже были наколоты и сложены в аккуратную поленницу), большая кухня со всем необходимым, включая посудомойку, а главное - ванная со стиральной машиной, которой я тут же радостно и воспользовалась.
И да, никаким дождем в этот день так и не запахло, хотя и было облачно ближе к вечеру.

Продолжение нашего маршрута в следующем посте.