Антверпен, как известно, второй по величине город Бельгии и самый большой во Фландрии.
Морской порт Антверпена - второй по величине в Европе после Роттердама.
Упоминания о городе встречаются с VII века. Известно, что он неоднократно подвергался нападениям врагов, а в 863 году город был разрушен норманнами. Находясь в девяноста километрах от моря, в верховье устья Шельды, глубина которого позволяет проходить морским судам, Антверпен постепенно становится одним из важнейших портов Европы. В XIV веке он входит в Ганзейский союз городов и начинает борьбу с Брюгге .
В следующем столетии иностранные колонии понемногу одна за другой покидают «Северную Венецию», предпочитая обосноваться в Антверпене, где большое развитие наряду с текстильной и ковровой мануфактурой получают с 1488 года обработка алмазов и банковские операции. Если в Брюгге происходил лишь обмен денег, то и Антверпене банки начинают давать их под проценты в рост. Торговцев особенно привлекали большие городские ежегодные ярмарки. Став в XVI веке международным городом, Антверпен создает свою собственную художественную школу, затмив прежние центры искусства. В 1566 году при жизни П. Брейгеля перепись населения показала цифру в сто пять тысяч жителей, из которых пятнадцать тысяч было иностранцев.
Благодаря активным международным связям антверпенская школа оказывается втянутой в атмосферу тенденций и проблематики других художественных школ Европы, в особенности же итальянской, которая оказывает на нее существенное влияние. Но серьезные политические события прерывают блистательный расцвет города. В 1585 году он был захвачен испанскими войсками под предводительством Александра Фарнезе, устье Шельды оказалось в руках голландцев. Разоренный войной и отрезанный от моря, Антверпен, в начале XVII столетия, по словам современника Рубенса, представлял собой «большой город и большую пустыню». Мюнстерский мир 1648 года закрепил для него отъединение от моря до 20 апреля 1796 года, когда после завоевания Бельгии и Голландии Французской республикой первый морской корабль вошел в его порт. После Ватерлоо Бельгия оказалась в составе Голландского королевства и Шельда снова была закрыта для Антверпена. Полное освобождение порта произошло в 1863 году. С тех пор он снова стал международным торговым и транспортным узлом. Как я уже писала, в Антверпене мы жили в
апартаментах, выходящих окнами на главную торговую улицу Меир. Вот это утренний вид из окна салона нашей квартиры:
Позавтракав, мы отправились осматривать город:
Церковь Св. Карло Борромео (St. Carolus Borromeuskerk) находится на площади Hendrik Conscienceplein в 300 м к востоку от Гроте Маркт.
Эта барочная церковь, построенная в 1615-1621 годах иезуитским орденом, изначально была посвящена основателю ордена Игнатию Лойоле. После упразднения ордена в 1773 году церковь посвятили Карло Борромео, бывшему архиепископу миланскому. Некоторое время в церкви находилась религиозная школа, а с 1803 года церковь получила статус приходской. В период с 1816 по 1830 год здание церкви, по решению нидерландского короля Вильгельма I, было передано голландской реформаторской церкви. Оно было лишено своего пышного убранства, которое противоречило традициям этой церкви. Ее оригинальный облик был возвращен в ходе реставрационных работ в конце ХХ века.
Церковь святого Карла Борромео представляет собой типичную церковь периода Контрреформации, когда католическая церковь стремилась вернуть уважение и любовь прихожан, привлекая пышностью и роскошью своих храмов. Ведущую роль в этом играл вплоть до своего упразднения орден иезуитов.
Фасад церкви был спроектирован по примеру церкви Иль-Джезу в Риме. Его высота на восемь метров выше собственно здания церкви. В плане церковь представляет собой трехнефную базилику. Над боковыми нефами, поддерживаемыми изящными колоннами, расположены галереи с широкими окнами, благодаря которым дневной свет хорошо освещает интерьер церкви. Хор по всей ширине главного нефа разделен деревянной алтарной оградой, украшенной сценами из евхаристии. Апсида окружена венцом капелл, в левой части которого находится алтарь, посвященный Франциску Ксаверию, христианскому миссионеру в Юго-Восточной Азии. Исповедальни декорированы скульптурными изображениями ангелов и библейских персонажей.
Самыми яркими украшениями церкви являются работы художника Корнелиуса Схюта. Раньше в церкви находились картины Питера Пауля Рубенса, но теперь они входят в собрание Музея истории искусств в Вене. Рядом с церковью Св. Борромео находится
Католический университет Лёвена, кампус Carolus в Антверпене:
Подходим к Гроте Маркт:
Бельгийский Антверпен - это город-сказка, сотканный из миллионов каменных кружев и прошедший сквозь череду веков практически в первозданном виде. Эпицентром неземной красоты является главная достопримечательность Антверпена и одновременно центральная площадь города - Гроте-Маркт, ставшая живым воплощением расцвета антверпенской торговли и связанного с этим фантастического богатства города в XVI-ХVII веках. В эти времена в Антверпен со всех концов земли съезжались купцы, привозя с собой несметные богатства.
Всю северную сторону Гроте Маркт занимают роскошные, богато декорированные и украшенные золотыми статуями дома, принадлежавшие различным гильдиям. Эти здания были построены в ХVI-ХVII веках, а их местположение было выбрано отнюдь не случайно - Гроте Маркт находится всего в паре сотен метров от реки Шельды и старинного порта.
В 70-х годах XVI века во время "Испанской ярости" довольно много зданий Антверпена были уничтожены испанцами. Лишь дома под номерами: 40, 24 и 38 сохранили свою оригинальную архитектуру. Основная часть зданий сочетают в себе черты сразу двух стилей - готический и ренессанс, типичный для Нидерландов.
Самым роскошным и высоким гильдейским зданием является дом Арбалетчиков (дом №7). Построили его испанцы в 1582 году, так что второе его название «Испанский дом». Его крышу венчает позолоченная статуя Святого Георгия Победоносца, пронзающего копьём поверженного дракона. Автором этой скульптурной композиции стал мастер Жозеф Ламбо.
Крыши всех остальных домов гильдий тоже украшены скульптурами:
В центре Гроте-Маркт, перед изящной ренессансной ратушей, красуется символ Антверпена - фонтан Брабо, построенный в 1887 году все тем же скульптором. Монументальная бронзовая статуя изображает бесстрашного легионера и по совместительству племянника Юлия Цезаря Сильвио Брабо, с именем которого связано происхождение названия города. Герой легенды был римлянином из Тонгерена, города, лежавшего на торговом пути из Кельна в Париж. Все суда, проходящие по этому пути, обязаны были платить дань свирепому и жадному великану
Дрюону Антигону. А, все те, кто не хотел ему отдавать пошлину, лишались руки.
Узнав об этом, Брабо отправился на поиски великана, и в битве с ним отрезал чудовищу руку, бросив ее в Шельду. Основанный на этом месте город и получил название Антверпен, произошедшее от «hand werpen», что означает «бросить руку». И хотя легенда не имеет никакого отношения к реальности, рука стала символом города. Главной особенностью фонтана является отсутствие чаши, куда сбегала бы вода, поэтому она просто стекает под камни, на которых установлена скульптура.
Нас удивило, что скульптура Брабо была одета в матросскую форму (ну вернее в верхнюю ее часть ;)), мы тогда не поняли, в честь чего оно так. Но скоро узнали, когда дошли до набережной Шельды.
Пожалуй, одним из главных зданий на площади является Ратуша, возведенная в период с 1561 по 1564 года. Это одна из самых ранних построек в стране, которая выполнена в стиле ренессанса. Первый этаж включает 45 помещений, где располагались небольшие торговые лавки. Арендная плата за них полностью уходила на дорогостоящее строительство здания ратуши.
С площади хорошо виден собор Антверпенской Богоматери, но мы к нему подошли немного позже:
Панорама площади со стороны ратуши:
Идем дальше, по дороге наблюдая всякие интересности, типа валяющейся коробки с видеокассетами и странных рук на чем-то напоминающем обычную урну:
Прошли мимо Музыкального музея
Vleeshuis, но внутрь заходить не стали:
Вышли на набережную, а там тоже стоят симпатичные домики:
А на противоположной стороне улице, на берегу реки Шельды находится замок Стен:
Замок Стен является самым старым сооружением города Антверпена, которое было возведено еще в 1200 году. Замок стал первой крупномасштабной постройкой из камня, благодаря чему получил имя "Стен", ведь в переводе с нидерландского это означает "камень". То здание, которое дошло до наших дней - всего лишь малая часть крепости.
Когда-то замок занимал очень большую площадь, на территории которой располагалась часовня святой Вальпургии, подсобные помещения и складские постройки, а также другие хозяйственные сооружения. По всему периметру крепостной комплекс окружали оборонительные стены.
Много раз замок подвергался перестройке, самая серьезная произошла в 1520 году, во время правления Карла V. Начиная с 1549 и до 19 века крепость использовалась, как тюрьма. В 1862 году в его стенах был открыт археологический музей. Вскоре администрация Антверпена приняла решение о расширении русла реки, чтобы предотвратить ее разливы и соорудить новую набережную. После принятия проекта было снесено около 500 различных старинных построек. Лишь чудом удалось спасти сам замок.
Самой крупной частью крепости являются ворота, которые напоминают собой прежнее величие средневекового сооружения. Над воротами сохранился барельеф языческого бога плодородия и молодости Семини. Согласно древним легендам, племена, заселившие город пошли именно от него. В конце XVI века барельеф был сильно поврежден одним из фанатиков ордена иезуитов.
В 1963 году перед входом в замок был поставлен памятник
Длинному Вапперу, персонажу антверпенского фольклора.
Сема назвал эту статую Brexit - Британия смотрит на Европу. ;))
От нескольких улиц, ранее составляющих единое целое с комплексом, остался лишь внутренний двор. В течении полувека на территории замка располагался Национальный морской музей. После того, как он переехал в новое здание, осталось несколько кораблей.
Памятник канадским солдатам Второй мировой войны:
На набережной играл шарманщик:
И наконец самое интересное, что мы увидели в Антверпене - парусники, участвовавшие, как подсказала
formenel, в
Tall Ships Races - и в этом году был ее бриллиантовый юбилей - 60 лет!
В Антверпене регата стартовала, и корабли находись там с 7 по 10 июля - а мы там были как раз 8 июля.
Ближе всего к замку стоял мексиканский парусник "CUAUHTEMOC":
Следом за ним два знаменитых российских парусника - "Мир" и "Крузенштерн".
Красавец "Мир":
И "Крузенштерн", от одного названия которого перехватывает дыхание:
На "Крузенштерн" мы поднялись и осмотрели его подробно:
На форштевне "Крузенштерна" удобно устроился баклан, который совершенно не боялся людей и то мирно дремал, то расправлял крылья, но даже и не думал никуда улетать:
Спросила разрешения сфотографировать одного из курсантов:
И не смогла устоять перед искушением потрогать штурвал:
Дальше вдоль набережной стояли норвежский "STATSRAAD LEHMKUHL", польский "DAR MLODZIEZY", венесуэльский "SIMON BOLIVAR" и парусник поменьше, название которого я не разглядела:
Здесь есть список всех участвовавших в регате кораблей.
Налюбовавшись замком и парусниками, идем дальше по улице Suikerrui:
Мимо бокового фасада ратуши:
И сбоку от Гроте Маркт:
По одной из небольших улочек:
Мимо вот такого затейливого дома 1702 года построки:
Сейчас в нем находится галерея "De Zwarte Panter" (а над табличкой с названием галереи табличка, рассказывающая историю дома и на ней изображен лев, подозрительно напоминающий герб Иерусалима):
И вышли на площадь Groenplaats:
Где находится памятник Рубенсу:
Затем, как я уже писала, мы подошли к Собору Антверпенской Богоматери:
Большой магазин знаменитого бельгийского шоколада Леонидас:
Скульптура у собора и живая скульптура там же:
Площадь перед собором и кафе напротив него, в котором мы перекусили бельгийскими вафлями:
Колодец на площади:
Собор Антверпенской Богоматери:
Перед входом в собор играли музыканты:
От собора мы пошли дальше:
И через пару минут вышли к началу улицы Меир, на которой жили:
Вот в этом доме на последнем этаже:
Этот дом я снимала из окна салона утром:
Через примерно 50 метров от нашего дома мы свернули за угол возле вот этого фонтана:
И по улице Wapper:
Дошли до Музея Рубенса, о котором я расскажу подробно в следующем посте.