Экспозиция Музея замка, в отличие от стандартных музеев, имеет характер исторической музейной инсталляции XIX века. Интерьеры оснащены историческими осветительными приборами, отреставрированными изразцовыми печами и репликами старинных музейных витрин. Зал крумловских герцогов (история XVII - XVIII веков)
Время правления камер-коллегии Габсбургов в имении Чески Крумлов длилось всего двадцать лет. Император Рудольф II выкупил это имение у задолжавшего последнего Рожмберка в 1602 году, а уже в 1622 году император Фердинанд II даровал «владение Крумловское» аристократическому роду Эггенберг из Штирии. Когда в 1719 году этот род, не оставив потомков по мужской линии, вымер, имение перешло к родственникам Шварценбергам. С 1628 года хозяева «владения Крумловского» могли величаться титулом «герцогов Крумловских».
Канцелярия администрации шварценбергского имения
В 1719 году Чески Крумлов стал городом резиденцией и главным административным центром шварценбергского майората. Даже когда в 1848 году княжеская семья переместила свою главную резиденцию в Глубока, крумловский замок, в определенном смысле, и далее сохранил свою центральную административную роль. Шварценберги уделяли повышенное внимание социальному обеспечению работников княжества, для которых организовали не только Пенсионный фонд (1765), но и своего рода заводскую больничную кассу (1852). Высокие стандарты социального обеспечения обеспечивало экономическое процветание шварценбергских предприятий в целом ряде отраслей хозяйства. О некоторых из них, например, в лесодобыче, земледелии, охотничьем хозяйстве, рыбоводстве, пивоварении и добыче полезных ископаемых повествуют экспонаты в витринах. Для экспозиции канцелярии администрации имения была подобрана аутентичная мебель в соответствии с сохранившимися фотографиями той эпохи.
Канцелярия управляющего
В начале XIX века на втором этаже Малого Града была устроена канцелярия управляющего имением и его контора, а после этого на первом этаже были оборудованы контора по управлению лесным хозяйством и склад дичи. Множество мероприятий и проектов, реализованных администрацией Шварценбергов в ходе XIX столетия, сопровождалось ранее невиданной в помещениях Малого Града кипучей деятельностью. Управляющий имением был преобладающую часть года самой главной персоной в замке, потому что княжеская семья находилась в нем только несколько месяцев в году. Его квартира одновременно служила местом семейной и общественной жизни наиболее высокопоставленных княжеских чиновников.
Эта часть экспозиции делает попытку, хотя бы в общих чертах, осветить черты мещанского быта высокопоставленного чиновника администрации второй половины XIX века. Канцелярия управляющего в отличие от предшествующей чиновничьей канцелярии обставлена с большей роскошью и соответствующим образом представляет высокое общественное положение своего хозяина. Кроме вещей, которые обычно можно было обнаружить в канцеляриях этой эпохи, здесь выставлены и мужские предметы личного характера, включая подарки, которые князь получил от своих подданных.
Салон:
Спальня
Внешние черты мещанских квартир определялись, прежде всего, насущными жизненными потребностями семей, которые тогда бывали весьма многочисленны. В XIX веке и в первой половине XX века в Средней Европе было привычным, что семья имела от 7 до 12 членов. Просторные квартиры состояли из супружеской спальни, комнаты для мальчиков, комнаты для девочек, салона, столовой, кухни с кладовой и помещением, приспособленным для купания и стирки белья, комнаты для прислуги и большой прихожей.
В мещанских семьях не прижился дворянский обычай присутствия отдельных спален для супругов. Убранство спален, где происходил и утренний туалет, устоялось уже в начале XIX века. На мраморной доске туалетного комода стоял большой и глубокий умывальник, кувшин для холодной воды и кувшин поменьше для горячей, мыльница, продолговатая кювета с крышкой для зубных щеток, кювета меньшего размера для зубного порошка и продолговатая кювета для расчески.
Лично меня больше всего впечатлило удобство кресел и пуфика для справления естественных нужд. :))
Столовая
Роспись столовой с неоренессансными гротескными мотивами и розетками на потолке относится к 1881 году, времени, когда в этой квартире проживал управляющий шварценбергским имением Антонин Недобиты и его семья. В таких мещанских семьях хозяйка дома строго отделяла рабочую часть дома от его жилой части. Семья питалась в столовой, кофе или чай подавались во второй половине дня в салоне. Блюда на стол подавала хозяйка дома, в то время как прислуга подносила их из кухни. Всем домашним хозяйством с организационной, финансовой, практической стороны заведовала хозяйка дома, принимая во всём непосредственное участие. Для тяжелой работы в ее распоряжении находилась служанка (подноска воды, дров, угля), помощь при покупках, составлении меню и приготовлении пищи осуществляла кухарка, а с каждодневной уборкой всей квартиры, со стиркой и накрыванием стола помогала горничная. Организация ведения домашнего хозяйства и приготовление пищи преподавались в специальных школах. Ведение домашнего хозяйства было в плане менеджмента и загруженности сложной профессией, близкой к управлению пансионом или небольшой гостиницей.
Посреди столовой стоял раздвижной стол, а вокруг него мягкие стулья. По периметру находился один или несколько сервантов, когда-то называвшихся «креденция», позже на французский манер буфет, сервировочные столики, столики-тумбы для цветов и незаменимая витрина с редкостными экземплярами фарфора и настольных украшений. Стены были украшены картинами, преимущественно представляющими собой гравюры натюрмортов, цветочных натюрмортов или пейзажей.
Предметы азиатского искусства хранящиеся в ческокрумловском замке включают в себя довольно большое количество китайских фигурок вырезанных из воскового камня. Основу собрания, насчитывающего более ста экземпляров, составляют фигурки, относящиеся к периоду царствования династии Цин (1644 - 1911). Большая их часть представляет собой персонажи таоистской и буддийской иконографии. Предполагается, что эти коллекции, к которым принадлежит и сервиз высококачественного японского фарфора, посылал в Чески Крумлов Карел Вавринец из Шварценберга, в начале XX века трудившийся в качестве секретаря австрийского посольства в Токио.
В эпоху романтизма вновь обрели популярность ренессансные пивные кружки, чаши и огромные кубки, покрытые цветными эмалями с историческими и геральдическими сюжетами, эмали мы обнаруживаем и на этом так называемом лесном - зеленом стекле 70-х лет XIX века. Зеленое стекло различных оттенков производилось в средней Европе в течение нескольких веков, потому что стекловары не были способны используемыми в то время технологиями устранить его естественный оттенок. Добываемые у нас кремневые пески, которые служили в качестве основного сырья для производства стекла, содержат окислы железа, придающие ему зеленую окраску. Способ, которым окислы железа во время плавки можно устранить, и с его помощью произвести в наших условиях чистое как горный хрусталь стекло был обнаружен еще в 1683 году мастером-стекловаром Михаэлем Мюллером из, находившейся в регионе Шумава, Яноушковой стекловарни. Мюллер и получил, в 1688 году, привилегию на производство такого стекла. Несколькими годами ранее, в 1680 году, технологический процесс производства неокрашенного стекла разработал мастер-стекловар дэ Оссимон, работавший у графов Букуой в их имении Нове Грады.
Кубок, относящийся к 70-м годам XIX века, представляет собой первоклассный образец чешского стекла. Он был произведен в известной стекловарне Адольф у Вимперка. Местечко получило название Адольф как раз по имени Яна Адольфа II, так же как находящееся рядом поселение Ленора (Элеоноренхайн по-немецки) было названо по имени его супруги Элеоноры.
Кубок со шварценбергским гербом, помещенным внутри изображения ордена Золотого Руна и украшенный рубиновой спиралью, принадлежал Адаму Франтишку из Шварценберга, этот предмет ведет свое происхождение из Яноушковой стекловарни недалеко от города Вимперк, которая действовала на территории его имения, и которая принадлежала к числу наиболее прогрессивных стекловаренных производств своего времени. Кубок, по всей видимости, был произведен в период между 1712 и 1732 годами.
Сокровищница сакрального искусства
Духовные аспекты жизни и атмосферы ческокрумловской замковой резиденции, окружающего ее владения, в особенности материальные проявления католического религиозного благочестия эпохи барокко являются главной темой экспозиции в этом помещении.
Выставленные предметы можно разделить на три основные группы:
1) Самостоятельным ансамблем являются артефакты, происходящие из сакральных и светских помещений замка, в частности литургические облачения и богослужебная утварь, связанные с проведением богослужений в замковой капелле святого Иржи (Георгия), а также предметы, свидетельствующие об особом религиозном благочестии обитателей замка. К этому собранию тоже относятся разнообразные религиозные украшения и мощевики.
2) Вторую группу артефактов представляет собой собрание частей внутреннего устройства священного места паломничества в эпоху барокко - капеллы Святого Креста на Крестовой горе, известным благодетелем которой был князь Ян Кристиан из Эггенберга и его супруга Мария Эрнестина. Выставленные предметы церковного убранства капеллы стали жертвой вандализма и с 60-х лет XX века хранятся в замковых депозитариях.
3) Третью группу создает собрание уникальных, недавно отреставрированных ковчежцев с мощами так называемых «катакомбных святых» эпохи позднего барокко. Они ведут свое происхождение из алтаря бывшего ческокрумловского монастыря минориток. Отделка этих ковчежцев проводилась в монастырской мастерской чешкокрумловских кларисок. Монастырь миноритов и прилегающий к нему монастырь кларисок с замковой резиденцией соединяли самые тесные узы. Они были основаны в XIV веке Рожмберками и всесторонне поддерживались позднейшими владельцами имения.
Мощи, которые относятся к периоду II - V веков, считаются принадлежащими св. Репарату. В соответствии с сохранившимся аттестатом 1769 года они ведут свое происхождение из римских катакомб св. Анежки на Виа Номентана, откуда были подняты и привезены в монастырь миноритов в Чески Крумлов. Для тела святого был изготовлен застекленный позолоченный корпусной ковчег. Тончайшую отделку мощей шелковым аксамитом, органзой, муслином, серебряной канителью с протканными канительной нитью кружевами, стеклянными бусинами и шелковыми цветами исполнили крумловские сестры-клариски. Отсутствующую часть стоп и пальцев на ногах они дополнили деревянными имитациями костей. В правой руке святого лежат фрагменты пальмовой ветви, которая была символом мученичества.
Арсенал
Исторически наиболее раннее свидетельство о вооружении, хранящемся в крепости Крумлов, приводится в инвентарной переписи 1545 года. В это время арсенал находился как раз в здании Малого Града. В первой половине XIX века оружие было сосредоточено в так называемой Романской палате крумловского Верхнего Града, откуда в середине этого века оно было перевезено во вновь отстроенный замок Глубока. Меньшая часть коллекции предметов военного назначения была оставлена в помещении Романской комнаты, которая и далее выполняла функцию скорее семейного музея, где собиралось строевое оружие и униформы членов семьи, подарочное оружие, сувениры из путешествий или археологические находки. Коллекция предметов военного назначения из Романской палаты составляет часть экспозиции арсенала.
Этот тематически пестрый, и не совсем однородный материал произвольно разделен на несколько округов, составляющих отдельные блоки витрин:
1) Охотничье огнестрельное оружие и принадлежности к нему преимущественно периода XVIII - XIX веков.
2) Коллекция восточного оружия, большую часть которой составляет оружие африканского происхождения, связанное с африканскими сафари доктора Адольфа Шварценберга, которые он устраивал со своей супругой Хильдой в 1929 - 1935 годах.
3) Оружие из армейской экипировки и оружие для торжественных мероприятий, которое принадлежало различным членам семьи Шварценбергов и попало в коллекцию из их наследства.
4) Коллекция тренировочных фехтовальных кордов, рапир и сабель является занимательным и не очень часто выставляемым материалом. Фехтование всегда занимало исключительное положение в спортивных занятиях аристократического общества. Это в особенности относилось к последнему владельцу замка Адольфу Шварценбергу, который устраивал в замке Глубока фехтовальные турниры.
Наиболее ранними экземплярами огнестрельного оружия являются ружья с фитильными замками первой трети XVII столетия, которых в арсенале первоначально находилось 300 штук. Эти ружья предназначались исключительно для военных целей.
Следующей ступенью эволюции огнестрельного оружия были ружья и пистоли с колесцовыми замками. Использовались они в массе своей на охоте. С первой трети XVIII века ведет свое начало коллекция весьма массивных штуцеров с немецкими прикладами, предназначенных очевидно для вольерной охоты, зарядкой которых занималась прислуга.
Из холодного охотничьего оружия стоит упомянуть о двух охотничьих ножах типа «плуате» с ножнами, относящимися к концу XVII началу XVIII веков. Они использовались в парфорсной охоте для подрезания сухожилий на задних ногах загнанного зверя, чтобы он не поранил охотников или охотничьих собак.
Уникальным экземпляром данной коллекции является охотничий нож в комбинации с пистолью с кремниевым замком относящиеся к первой половине XVIII века. Нож к пистоли снабжен надписью «Виват Мария Терезия!». Для Шварценбергов этот клич не был пустым звуком. В то время как большая часть чешской аристократии в начале 40-х лет XVIII века от королевы отреклась, Шварценберги всегда сохраняли верность Марии Терезии.
Монетный двор
Право чеканить собственную монету на основании специальной привилегии, которой их наделял государь, имели только некоторые аристократы, светские и церковные сановники, а в виде исключения также города. Личные монеты всегда имели для аристократов высокий представительский аспект, в предбелогорский период этим правом были наделены только Шлики, Пернштейны и Рожмберки.
Рожмберки чеканили монеты в XV и XVI веках. Этой привилегией пользовались также последующие хозяева Крумловского владения Эггенберги. Право чеканить свою монету было получено князем Яном Одржихом I из Эггенберга с присвоением ему в 1625 году достоинства палатина. Ян Олдржих применил монетное право сразу по его приобретении и распорядился отчеканить первые родовые монеты на пражском монетном дворе в 1625 - 1633 годах.
Сын Олдржиха, князь Ян Антонин из Эггенберга, использовал для чеканки собственных монет старый монетный двор крумловского замка, расположенный в проходе между его III-м и IV-м внутренними дворами. В 1645 году чеканка эггенбергской монеты была переведена из Чески Крумлов в замок Вальдштейн в Штирии.
Сыновья Антонина, князья Ян Кристиан и Ян Зигфрид из Эггенберга в 1652 - 1658 годах, чеканили монеты в Чески Крумлов совместно. Личные монеты князя Яна Кристиана из Эггенберга выпускались на чешскокрумловском монетном дворе с 1676 по 1688 год, когда была написана последняя страница истории чеканки эггенбергских монет в Чехии. Ян Кристиан хотя и начал в 80-е годы XVII века строительство на II-м внутреннем дворе замка Чески Крумлов просторного здания монетного двора, строительные работы протянулись до самого начала XVIII века, а императорский закон от 1702 года запретил чеканку монет мелкого достоинства. В результате здание нового монетного двора никогда не было использовано по своему первоначальному назначению.
Шварценберги обладали правом чеканки монет с 1671 года, когда эту привилегию от императора Леопольда I получил князь Ян Адольф I. В наибольшей мере это право использовал Фердинанд из Шварценберга. Его монеты имеют наиболее привлекательный вид, они производились в Вене, в Кремнице, в Нюрнберге, в Кельне и в Аусбурге, но никогда в Чески Крумлов. Его сыну Адаму Франтишку в свою очередь нравилось чеканить монеты в золоте. Однако и он крумловский монетный двор не использовал. Последние шварценбергские монеты относятся к 1783 году. .
Монетные станки Эггенбергов середины XVII века, выставленные в экспозиции Монетный двор, являются свидетельством искусности мастеров чеканщиков. Речь идет о трех видах монетных станков. Станки катальные (вальцовочные) служили для протягивания и вальцевания цанов (цан или палка = пруток определенной длины и кругового сечения). Цаны развальцовывались на монетные полосы, своей толщиной соответствующие толщине или величине кратной толщине монеты, которая должна была из них чеканиться, но по своей длине многократно ее превышавшей. Пробивными станками из развальцованных цанов высекались кружки (монетная заготовка = кружок специфического веса, который устанавливался королевским указом для монеты определенного типа и величины). Печатным станком проводилась собственно чеканка - в него вкладывалась штемпельная пара каждой монеты (для аверса и реверса), которая с поворотом рукояти чеканила на обеих сторонах кружка соответствующий рисунок. Излишнее серебро по краям кружка состригалось специальными монетными ножницами.
Шварценбергская гвардия
Княжеская шварценбергская гвардия появилась скорее всего в 1703 году в замке Глубока по инициативе князя Адама Франтишка из Шварценберга, который имел задумку таким образом повысить престиж своего двора. Когда Глубока во время войн за австрийское наследство была занята войсками противника, гвардия была переведена в замок Чески Крумлов, на II-м внутреннем дворе которого она и была расквартирована целых два последующих столетия. На переломе XVII и XVIII веков личная гвардия была уже относительно привычной составляющей аристократических дворов. В то время как при других дворах эти полувоенные формирования на переломе XVIII и XIX веков были расформированы, шварценбергская гвардия была распущена только в марте 1948 года после окончательной экспроприации родового имущества.
Прообразом шварценбергской гвардии стали отряды гренадеров, считавшиеся элитными армейскими подразделениями, для службы в которых набирались самые рослые рекруты. Несмотря на то, что княжеские гренадеры приняли активное участие в самых различных войнах, главным смыслом существования княжеской гвардии была сословная репрезентация шварценбергского рода. Во время торжественных церемоний гвардейцы проводили парады, устраивали фейерверки, выстреливали заряды артиллерийских салютов и стояли в почетных караулах. Одновременно они исполняли функцию своего рода частной службы безопасности. Самой основной каждодневной обязанностью гренадеров была охрана замка - гвардейцы стояли в карауле у входа в замок, при необходимости во внутренних дворах (сначала так охранялась только касса замка на II-м внутреннем дворе, позднее охранная служба не ограничивалась только II-м двором замка и гренадеры, прежде всего зимой, обходили в ночное время весь ареал замка). С середины XVIII века члены княжеской семьи во время своего пребывания в Чехии пользовались услугами гвардии для своей реальной физической охраны своих персон.
Вплоть до изменений административного устройства 1848 года, когда в руках поместного феодала находились обширные полномочия, гренадеры во многих случаях выполняли функцию нынешней полиции: эскортировали преступников, помогали при их задержании и взыскивали самые разнообразные штрафы и феодальные подати. С середины XIX века они оказывали помощь в самых разнообразных сезонных хозяйственных работах (например, охраняли от хищений урожай, организовывали связанные с риском работы по перевалке леса, помогали во время транспортировке по воде поленьев дровяного леса, помогали при ежегодных контрольных проверках количеств отпущенного пива в местных пивных и т. д.).
С последней четверти XIX века одним из наиболее значимых видов деятельности княжеской гвардии стало исполнение музыки. Подходящие случаи для выступления гвардейского оркестра регулярно предоставляла осенняя охота. Гвардейцы не только трубили на валторнах фанфары и сигналы, которыми организовывался ход охоты, но и обеспечивали музыкальное сопровождение знаменательных событий, а также выступали на балах и концертах. К музыкальному сопровождению охоты относится самая ценная коллекция артефактов в этой комнате - собрание музыкальных инструментов.
Кроме осенней охоты Шварценберги, хотя и не очень часто, использовали гвардейцев-музыкантов для того чтобы, сделать более приятным летнее пребывание в замке Червены Двур. Гвардейский оркестр выступал также на торжествах, которыми ческокрумловская общественность отмечала юбилеи шварценбергских князей и на сопровождающих публичных мероприятиях, включая концерты и танцевальные вечера. Исполняемые сочинения были предназначены главным образом для непринужденного времяпровождения, репертуар в частности включал в себя марши, любимые танцы того времени и отрывки оперных и опереточных мелодий.
Уже во время между войнами к обязанностям гренадеров прибавилась регулярная подача сигнала трубой с замковой башни.
Шварценбергская гвардия и ее оркестр стали уникальной редкостью еще в междувоенное время, гренадеры даже протрубили несколько охотничьих фанфар в прямом эфире чешского радио. В начале 30-х лет XX века гвардейцы с поддержкой принца Адольфа Шварценберга основали джазовую группу гвардейского оркестра.
Экспозицию в данной комнате составляет оружие, униформы, музыкальные инструменты и другие предметы из фонда гвардии периода XIX и XX веков.
В следующем посте виды на город с башни замка.