Поздний июльский вечер 1584 года. Апартаменты Вильгельма Первого Оранского, к этому моменту практически полноправного правителя Нидерландов. Темная лестница и притаившийся возле нее убийца. Три выстрела Бальтасара Жерара, католика-фанатика и подданного короля Испании, обрывают жизнь принца. Две пули проходят насквозь через тело. Следы от них сохранились до сих пор, они нетронуты и заключены в рамку. Покои, в которых провел последние минуты жизни великий борец за свободу Нидерландов, называют сейчас «Зал смерти». Принсенхоф, где произошла трагедия, - сегодня крупный музейный комплекс в Делфте, но для голландцев он так и остался «Домом принца».
В 1400 году в Делфте построили монастырь на средства состоятельной вдовы Алейд Бюсерс, названный в честь Святой Агаты. Община монастыря постепенно увеличивалась, а вместе с ней расширялся и комплекс, который вскоре превратился в самый большой и самый богатый монастырь в Делфте.
В здании много заостренных арок, стрельчатые окна украшены разноцветными витражами, фасад богато украшен вырезанными из камня деталями - все в классическом готическом стиле. Окна и арки подчеркивают главный замысел архитекторов - храм создает впечатление полета ввысь.
В 1572 году его разделили на две части, в одной оставили часовню для протестантов и обитель для монахинь, а вторая часть стала резиденцией Вильгельма Оранского, в которой он жил до рокового 1584 года, почему бывший монастырь и получил свое название: «Принсенхоф» можно перевести как «двор принца».
В течении последующих двух сотен лет судьбу Принсенхофа нельзя назвать блестящей. Казалось, трагедия отвернула от здания блеск и славу. В доме, где жил принц Оранский, в 1657 году разместились суконные ряды, а с 1775 по 1807 год здесь находилась латинская школа Делфта.
Лишь в 1932 году здание начали реставрировать и через 20 лет открыли музей. Сегодня он один из самых известных в Голландии. Впрочем, часть помещений бывшего монастыря по-прежнему выполняет религиозную функцию - здесь находится небольшая готическая церковь, построенная в 1414 году и принадлежащая сейчас валлонской реформатской общине.
Коллекции Принсенхофа это предметы средневекового интерьера, серебро, творения знаменитых художников XVII века, в том числе Питера Пауля Рубенса и Михила Янса ван Миревелта. Особое место выделено под знаменитый на весь мир делфтский фарфор, такую большую коллекцию можно увидеть только здесь. Изделия местных мастеров, выполненные в синем и белом цвете, сразу стали визитной карточкой городских ремесленников.
Начало было положено в Делфте в XVIII веке, когда китайский фарфор стал дефицитом. Местные умельцы начали создавать изразцы для печей и посуду, качество которых прославило город на весь мир. Появилась особая техника, изделие многократно покрывалось глазурью и обжигалось при низких температурах. Посуда выглядела утонченно, но была прочной, как фаянс. Декорирован фарфор голландскими пейзажами, цветами, сюжетами из Библии.
Экспозиции музея обширны, но главное в Принсенхофе, это история Восьмидесятилетней войны и центральная ее фигура Вильгельм Оранский. Документы, письма, словом все, что показывает как появилась Голландская республика. Документы рассказывают, молчат лишь главные свидетели кровавой драмы - стены пробитые пулями.
Увы, в понедельник музей был закрыт, так что удалось полюбоваться только самим зданием, расположенным прямо напротив Старой церкви:
Проход под арками ведет во двор Принсенхофа:
Тут же стоит вот такой оригинальный фонарный столб:
Двор - бывший клойстер монастыря:
В центре него стоит несколько хм... неожиданный памятник Вильгельму Оранскому:
Скамейка совсем как в Барселоне, только не мозаичная, а раскрашенная под фарфоровую:
Собственно замок - резиденция принца:
Над замком словно бы нависает колокольня Старой церкви:
Герб Вильгельма Оранского на стене замка:
Музей Вермеера рядом с площадью Маркт:
Канал, на котором он стоит:
В музее нет подлинников картин Вермеера (их вообще крайне мало, так что все разобраны большими музеями, а частности в амстердамском Рейксмузеуме есть три его картины), но есть много интересных экспонатов, рассказывающих о том, как он создавал свои картины: