Во время стихийного бедствия или траурной церемонии по случаю смерти члена королевской семьи над Делфтом раздается звон огромного девятитонного колокола - Бурдона. Набат доносится с вершины Старой церкви - Oude Kerk.
Для того чтобы услышать голос Бурдона должно произойти событие чрезвычайной важности, его вибрации столь сильны, что колокол молчит из соображений безопасности. Колокол отлили в 1570 году, но по сравнению с церковью Oude Kerk - он молод. А вот колокольня, на которой он размещен - легендарна. Ее называют в Делфте «Косой Ян». Пристроили башню, выполненную в стиле фламандской готики и украшенную четырьмя угловыми башенками, между 1325-1350 годами к готической церкви Святого Варфоломея. Предположительно, еще в середине XI века на месте нынешней церкви стояла небольшая часовня, размером 12 на 30 м. Около 1240 года она была расширена двумя боковыми нефами и хором, но официальным годом «рождения» церкви является 1246 год, когда Делфт получил городские права. Места, для того чтобы построить колокольню, категорически не хватало и строители, недолго думая, засыпали часть канала. Фундамент оказался непрочным и каменная башня начала проседать, наклон вовремя заметили, все укрепили, но колокольня и по сей день на 2 метра отклоняется от вертикали. Это одна из достопримечательностей Делфта. Ее высота 75 метров, и пока не была построена Новая церковь со своим шпилем, «Косой Ян» доминировал в городском пейзаже. Колокольню украшают огромные семитонные часы Тристана Бурдонского. В 1396 году церковь была посвящена святому Ипполиту.
Готический стиль преобладает в архитектурной концепции всей церкви. Центральный неф большой и просторный, как у любой базилики, два боковых меньше размером, их пристроили в XVI веке. Тогда же собирались отделать все здание церкви природным камнем (изначально она была построена из кирпича), начали строить трансепт. Все планы рухнули под грузом обстоятельств. В мае 1536 года в Делфте произошел крупнейший в истории города пожар. Огнем были уничтожены сотни построек, в том числе и сильно, повреждена Старая церковь.
Привести ее в порядок и вернуть первоначальный блеск, так и не смогли. На этот раз помешала Реформация и многочисленные выступления иконоборцев. Трансепт не достроили, и он остался с плоской крышей.В довершении всех бед в 1654 году при взрыве порохового склада были уничтожены уникальные витражи Юпа Николаса. До наших дней сохранилась только кафедра 1548 года. В XX веке Старую церковь в Делфте реставрировали несколько раз, в том числе уже в конце XX века по старинным рисункам восстановили утраченные витражи.
В XVII-XIX веках в церкви установили три органа. Главный орган, изготовленный Кристианом Готлибом Фридрихом Витте, датируется 1857 годом. Звучание его идеально - 41 голос и 2580 труб. Музыкальный инструмент сохранился в очень хорошем состоянии, в Делфте регулярно проходят, и с большим успехом, концерты органной музыки. Храм выступает и в роли музея, и в роли культового сооружения, в церкви постоянно проходят службы. Старая церковь усыпальница художника Яна Вермеера, путешественника Мартина Тромпа, ученого Антуана Ливенгука, адмирала Пита Хейна.
Вот тут очень хорошо видно, как наклонена колокольня над каналом:
Алтарный фасад церкви выходит на другой канал:
Знаменитые часы:
Неприметный вход в церковь:
И снова башня со всех возможных ракурсов:
Интерьер церкви:
Потолок:
Главный орган Кристиана Готлиба Фридриха Витте:
Малый орган:
Знаменитая кафедра 1548 года стоит в боковом нефе и ею явно не пользуются:
А эта кафедра намного новее, стоит в главном нефе и с нее-то и читаются проповеди:
Витражи:
В Старой церкви тоже много надгробных плит и гробниц. Самая знаменитая плита вот эта:
А это чьи-то гробницы, не столь помпезные, как у царственных особ в Новой церкви, но тоже вполне внушительные:
Еще надгробные плиты:
Перед входом в церковь установлена статуя Гертруды ван Оостен, умершей в 1358 году бегинки, почитаемой в Делфте. Девушка, одетая в плащ с капюшоном, с простодушной улыбкой на скуластом крестьянском лице. Ее бросил жених, и она удалилась от мирских забот, присоединившись к движению женщин, которые не приносили монашеских обетов, жили по своим домам, но при этом посвящали себя молитве, делам благотворительности, и жили не в уединении, а крохотными общинами из двух-трех человек.
В Страстную пятницу 1340 года у нее появились стигматы: кровоточащие ранки на местах, где у Иисуса были раны. Об этом стало известно, к Гертруде стали ходить толпы любопытных и суеверных людей. Оставшиеся восемнадцать лет жизни она провела прикованной к постели. Ей дали прозвище “ван Остен” - “Восточная”, потому что она любила петь древний голландский гимн, начинающийся словами “Het daghet in den Oosten” - “Свет загорается на Востоке”. Она была похоронена у входа в церковь - тогда здесь было кладбище для бедных.