Королевский дворец с противоположного берега Дуная:
На фоне дворца замечательно смотрится вот такой бронзовый мальчик:
И еще зачем-то на перилах повешен высохший букет или венок:
По дороге к Цепному мосту:
Академия наук Венгрии:
Сам знаменитый мост:
И очень сумрачные виды с него:
Туннель на площади Адама Кларка:
И нижняя станция фуникулера (Sikló), который состоит из трех старинных вагончиков и доставляет туристов практически к стенам Королевского дворца, на площадь Святого Георгия.
Виды из вагончика поднимающегося фуникулера:
Вид на фуникулер сверху, от стен Будайского замка (внизу - площадь Адама Кларка):
Фуникулер поднимается на широкую площадку, откуда открывается чудесный вид на Пешт и Дунай:
Знакомство с Королевским дворцом обычно начинается с пышных Орнаментальных ворот (1903):
Рядом с ними на колонне, широко раскинув крылья, восседает с мечом Аттилы в мощных когтистых лапах мифическая птица Туруль. Эта скульптура Дьюлы Доната (Gyula Donáth, 1905) была установлена в честь тысячелетия мадьярского завоевания 896 года.
По легенде именно эта птица указала путь венгерским кочевникам на земли Будапешта. Впоследствии она стала символом династии Арпадов.
В главный двор дворца и к Историческому музею Будапешта проходят через другие ворота, изображающие ту же птицу Туруль, только в более современном стиле. Это так называемые ворота Корвинус (corvus по-латыни «ворон»). Ворон был геральдическим символом короля Матьяша (Корвина). Ворота оформлены очень необычно, в виде кованой паутины:
Перед Королевским дворцом находятся немногочисленные остатки крепостных укреплений эпохи средневековья и времен турецкого владычества:
История Королевского дворца в Будапеште полна перипетий. Основателем дворца считается король Бела IV. После татаро-монгольского нашествия 1240-1241 гг. он решил укрепить южную часть плато Буды. Но замок оставался очень скромным до тех пор, пока сюда не переехал двор Людовика Великого Анжуйского. Людовик перенес свою резиденцию из Вышеграда в 1347 году. Дворец в полном смысле этого слова (Новый дворец, или Friss Palota) появился здесь при его преемнике, Сигизмунде Люксембургском (1387-1437). Сигизмунд пригласил в Буду лучших мастеров и ремесленников со всей Европы.
Пышным убранством дворец обзавелся лишь во время правления Матьяша (Матиаша) Корвина (1458-1490), известного своими гуманистическими устремлениями и покровительством художникам. Это был золотой век Королевского дворца в Буде. В часовне Матиаша действовал водяной орган, а знаменитая Корвинова библиотека насчитывала более двух тысяч разрисованных от руки книг. Целая армия ремесленников занималась изготовлением великолепных керамических печей для зимних помещений, мраморных каминов, резных дверей, золоченых потолков в королевских спальнях. Дворец производил на иностранцев глубокое впечатление. Один итальянец писал: «Во всей Европе есть три самых красивых города: Венеция на море, Буда на холме и Флоренция на равнине». Главным архитектором короля Матиаша был флорентиец Чименти Камичия. В Буде работал и другой известный архитектор того времени - Джованни Далмата (он же Иван Дукнович), работавший также в Италии (Риме) и Хорватии (Трогире). Памятники архитектуры и скульптуры этой эпохи впоследствии сильно пострадали во время турецкого нашествия и дошли до нас во фрагментарном состоянии.
Во время завоевания Будапешта турками (1541-1686) дворец значительно обветшал. К тому же, он сильно пострадал в 1678 году, когда пороховой погреб ударила молния и загорелись многие помещения дворца. Впоследствии дворец не раз подвергался разрушениям, восстанавливался и перестраивался. Так, архитекторы габсбургских правителей Карла VI и Марии Терезии снесли разрушенные готические и ренессансные строения и построили небольшой дворец в стиле барокко. Он более не использовался как королевская резиденция. В разные времена здесь размещались монастырь и университет. Лишь в 1790 году дворец был возвращен австрийскому палатину (вице-королю).
В годы войны за независимость дворец сильно пострадал, но после заключения Австро-Венгерского соглашения 1867 года, когда возникла необходимость восстановления замка как символа независимости страны, дворец обрел новую жизнь. В период с 1869 по 1905 год Миклош Ибль перестроил и расширил барочное здание. У дворца появилось новое крыло и центральная куполообразная крыша. Во время Второй мировой войны Королевский дворец был полностью разрушен вследствие бомбардировки советскими войсками и впоследствии фактически отстроен заново.
Сегодня в дворцовом комплексе Будапешта находится сразу несколько музеев: Венгерская национальная галерея, Музей современной истории (истории Будапешта) и Национальная библиотека Сечени с крупнейшим собранием ценных книг и рукописей.
Дворец поражает своими размерами. Он очень живописно смотрится со стороны Пешта, особенно в вечерней подсветке, но впечатляет и, когда оказываешься непосредственно рядом с ним. Тут можно прекрасно погулять вдоль крепостных стен , башен и террас, полюбоваться потрясающими панорамами Будапешта.
Главный двор:
В центре его стоит скульптура хортобадьского ковбоя (Csikós), укрощающего коня. Автор скульптуры - Дьёрдь Ваштаг (György Vastagh), 1901. У скульпторов необарочного направления были в то время популярны подобные сюжеты, связанные с укрощением строптивых животных.
На этой же площади, в западном дворике Королевского дворца, находится великолепный фонтан, изображающий охоту короля Матьяша (скульптор Алайош Штробль, Alajos Stróbl, 1904). Легенда гласит, что во время охоты Матьяш, которому нравилось переодеваться в простую одежду, встретил прекрасную Илонку, которая влюбилась в него, не догадываясь, что перед ней король. Композиция создана по мотивам баллады Михая Вёрёшмарти.
Фонтан представляет собой кусок скалы с водопадом, на которой стоит сам король, у его ног лежит убитый олень, а рядом бегают легавые, одна из которых будто пьет воды из фонтана.
Слева изображен летописец короля Матьяша (с соколом). Именно он первым записал эту романтическую легенду, впоследствии литературно обработанную Вёрёшмарти.
Справа сидит та самая простолюдинка, Илонка Прекрасная. Как гласит легенда, узнав о том, что ее избранник не простой человек и ни о какой любви между ними не может быть и речи, влюбленная девушка зачахла и умерла.
Скульптор изобразил и других охотников, очевидно, из свиты короля, в полном снаряжении, с охотничьим рогом и еще одним убитым зверем.
Совсем рядом с фонтаном расположены Львиные ворота - арка, которая ведет во внутренний двор Королевского дворца. По обеим сторонам ворот сидят львы с закрытой пастью. Точно такие же львы, но с открытой пастью, находятся по другую сторону арки.
Внутренний двор:
Вход в Исторический музей:
Нижняя терраса-экспланада перед дворцом и входом в Национальную галерею, где выставлены произведения венгерского искусства разных эпох.:
На нижней террасе-эспланаде находится симпатичный фонтан «Дети удят рыбу»; автор композиции - Кароль Сеньей (Károly Senyei), 1912. Трое детей пытаются справиться с огромной рыбиной.
Памятник принцу Евгению Савойскому работы Йожефа Роны (József Róna, 1900), в память о победоносной битве при Зенте (1697 год), ставшей ключевым моментом в военных действиях с турками и способствовавшей заключению Карловицкого мира 1699 года. Принц сдерживает ретивого коня, у копыт которого в страхе дрожат пленные турки. Сцены битвы отражены в барельефах на постаменте: армия Евгения Савойского напала на войско султана Мустафы II, когда оно пересекало реку Тису, и разбила его, несмотря на значительное (почти в два раза) численное превосходство турок. Памятник был установлен в 1900 году при финансовой поддержке императора Франца Иосифа, которому пришлось вмешаться, когда стало ясно, что у города банально не хватает средств.
У входа в Национальную галерею (которая, кстати, произвела на нас довольно бледное впечатление в отличие от Музея изобразительных искусств на Площади героев):
Виды с террасы перед дворцом:
С террасы хорошо просматривается статуя Свободы на вершине горы Геллерт, а также видны части старинных укреплений:
Внутренний дворик Исторического музея с частью крепостной стены:
Двухэтажный дворец с колоннами и длинным ажурным балкончиком, расположенный в доме № 1 по площади Святого Георгия (Szent György tér). Это дворец Шандора, построенный для графа Винсента Шандора, чья супруга графиня Анна Сапори мечтала о таком месте жительства, откуда открывалась бы прекрасная панорама города. Этот элегантный дворец в неоклассическом стиле был построен Михаем Поллаком и венским архитектором Йоханном Аманом в 1805-1821 гг.
Фасад дворца украшен барельефами, изображающими греческих богов Олимпа, а также посвящение графа Шандора в рыцари. Во время Второй мировой войны дворец был разрушен, реставрация завершилась только в 2002 году. Сейчас здесь расположена резиденция венгерского президента. Во дворце прекрасные интерьеры: гобелены, хрустальные люстры, картины Кароя Лотца. Но посетителей сюда пускают лишь раз в году, обычно в сентябре, в рамках Дней культурного наследия Венгрии.
У дворца стоит почетный караул, сменяющийся каждый час:
Площадь Vörösmarty:
Центральная торговая улица Ваци:
Район вокруг Оперы:
Опера:
Может быть когда-нибудь дойдут руки и я покажу Оперу изнутри и с ночной подсветкой. А пока с Будапештом я закругляюсь, у меня еще Авгиевы конюшни Голландии и из Америки есть что показать, пока окончательно не забылось...