Множество статей всемирной паутины посвящено тому, как понравиться потенциальному клиенту, как провести с ним основные переговоры и, собственно, получить долгожданный проект. Представив, как выглядит
тендер глазами заказчика, мы пытаемся подстроиться под него для увеличения собственных шансов на победу. Но и у фрилансера есть свои предпочтения. Итак, давайте поговорим об идеальном Интернет-работодателе.
Прежде всего, стоит заранее обозначить, что у каждого работника фриланс-сферы эти предпочтения могут быть самыми разнообразными. Видимо, это зависит от психотипа, коим обладает всякий без исключения человек. Кому-то больше нравится общаться с активными и волевыми людьми, а кто-то предпочитает сотрудничать с уступчивыми и мягкими партнёрами. Дополнительно к числу факторов, влияющих на представление о совершенных деловых отношениях, можно отнести профессионализм, самоуверенность, самомнение трудящегося, его интеллигентность, в конце концов… Но, тем не менее, касаемо основных черт, которыми должен обладать образцовый заказчик, мнения большинства фрилансеров сходятся. Что же это за черты?
- Прежде всего, редкое для клиента свойство - осознание важности предоплаты и спокойное отношение к ситуациям, когда фрилансер просит аванс. Ещё лучше - то есть, в идеале - предлагать предоплату самостоятельно, тем самым, доказывая выбранному работнику серьёзность своих намерений, то есть, давая некоторую гарантию, что тот попросту не будет «кинут». На самом деле, аванс может быть и небольшим, 30% вполне хватит (хотя некоторые профессионалы требуют 50 или даже 100%, но это объясняется их опытом, в том числе и горьким).
- Предоставление чёткого технического задания. Мне часто встречались клиенты, которые говорили: «Я пока ещё ничего толком не решил; что хочу - не знаю, но что-нибудь похожее на это: *ссылка*». Так вот, достаточно трудно создать на выходе качественный продукт, если ты не имеешь фактически никакого понятия о том, что тебе, собственно, необходимо сделать. Лично мне очень удобно, когда ТЗ предоставляется в качестве списка. Таким образом, получается, что оно почти не содержит «воды», да и гораздо проще усвоить уже обозначенные пункты, чем выбирать их самостоятельно из гущи текста.
- Адекватное соизмерение цены и качества/сроков. «Ну, я думаю, что для вас как для профи мой проект будет как два пальца об асфальт, а потому сделайте-ка мне эксклюзивный сайт за 100 долларов в течение 3х дней», - как правило, подобные просьбы встречаются именно в сфере сайтостроения, хотя и копирайтеры иногда встречаются с подобными «просьбами». Тут может быть только один совет: Дорогие заказчики, пожалуйста, уважайте чужой труд, он пусть и виртуальный, но всё же труд. Не ждите манны небесной - ставьте реальные цели и предлагайте за их выполнение достойные гонорары.
- Вежливость. Я специально подчеркнула это слово и выделила среди других, потому что грамотное общение - это фактически залог успешных отношений. Редко можно встретить понимающего, неравнодушного заказчика, который часто находится на связи (чтобы можно было посоветоваться, уладить недоговорки и неточности задания), который не пропадает, не хамит, доверяет фрилансеру как профессионалу и вообще приятен в разговоре. Не скажу, что таких клиентов - единицы, но, честно, очень хотелось бы, чтобы таких людей было как можно больше.
- Экономия времени фрилансера после получения выполненной работы или, иными словами, быстрая проверка и оплата проекта. Случается, что после отправки готовой работы приходится ждать, пока клиент проверит её качество и напишет о вердикте (принимает ли он проект или необходимо произвести некоторые коррективы). При этом ждать иногда приходится достаточно долго. Ещё больше настораживают случаи, когда заказчик уже принял материал, но серьёзно тормозит с оплатой. Согласитесь, что никто из нас не хочет быть обманутым, а потому подобное ожидание действительно трепет нервы фрилансеру, который, в свою очередь, начнёт трепать их клиенту, постоянно напоминая о долге.
Собственно, после обозначения всех вышенаписанных пунктов может создаться впечатление, что совершенный партнёр должен обладать не слишком уж и большим послужным списком положительных качеств. Но! На деле - таких заказчиков нет (хотя в последнее время уровень интеллигентности и понимания среди клиентов очень радует). Тем не менее, именно идеальный заказчик лично мне ещё не встречался.
Алла Закурдаева.