Дорогой Ахменидов. Стоянка «Baghestan».

Feb 10, 2015 13:11

Продолжая http://alla-kot.livejournal.com/85735.html

День начался, как все переезды с раннего утра, сегодня направлением на Керманшах.


Долгое время дорога пролегает меж холмистых гор Алванд, среди которых спряталась Эктабана (нынешний Хамедан). Алванд, в переводе невысокие. И в это поверилось, когда на западном горизонте показались настоящие горные пики.


На горизонте замаячили пики гор, особенно примелькалась одна. Как будто сама дорога держала ее за ориентир.


Показалась двухголовая гора Бисотун, гигантским седлом. Значит до Керманшаха осталось километров тридцать. Об этой горе сохранилась красивая легенда и имена. Легенда об этой горе идет со столь давних пор, что её некогда пересказал Фирдоуси в «Шахнаме». Богатырь Фархад был влюблен в красавицу Ширин. Однако ее желал сделать своей женой царь Хосров Парвиз. Именно поэтому он поставил перед Фархадом, казалось, невыполнимую задачу: разрезать гору так, чтобы из нее ключом забила вода - и тогда он получит руку Ширин. Силач, прорубил половину горы и оттуда действительно, потекла вода. Дальше грустное.


С дороги видна гигантская стена выдолбленная в горе как подготовленная для демонстрации истории. Стену называют «Фархад Тараш», что на персидском языке означает - вырезаная Фархадом.


Дороги всё жмутся к горам, как будто ища тень. Под горой, древнее поселение Богостан «стоянка богов», как Багдад, богом данный.
Baghestan, Bagestan, Bahestan, Behestoon, Behistoon, Begistan и Bistoon, в различных исторических текстах, а в настоящее время поселок называется Bistoon.


На подъезде к Бисотун, незаметно переехали реку. Только что успели заметить старинный арочный мост. Мост времен Сефевидов(16-17вв), но сама дорога значительно старше.. Она еще сохранилась маршрутом Керманшах - Хамедан- Казвин, просто современная магистраль, немного спрямила путь.


Подьехали к ограде, чек ин и дальше пешком по жаре и по дорожке .



Мощная ограда, как на пусковой комплекс на дальнем подступе, строго охраняет территорию заповедника, зигзагом поднимаясь по склону горы. Чтобы платили, а не смотрели на скальное чудо в бинокли на халяву..


От входных ворот и до дальнего поворота, отсыпана широченная, как аэродромная полоса, щебеночная дорога. Уж и не знаю зачем, а может просто получилась такая площадка в результате среза холма. По краю дороги, под свежим откосом, пешеходная дорожка каменным тротуаром.


В горе видно много пещер, по склону горы натоптаны любопытствующие тропы. Торопясь подняться к доступной пещере, мы пошли по пологой тропе, но охранник выследил нас и согнал. Так как сам не знал, безопасна ли тропа.


Пришлось карабкаться к пещере по кручам напрямки. Самое противное, что земляной склон был зашмыган так, что зацепиться не за что. Высотку брали атакой с разгона. «Пещера охотников» кажется больше чем приют. Считают, что она возможно, была укрытием, потому что пещера расположена таким образом, что ее со стороны не заметно, пока не подойдешь к ней достаточно близко.


Это того стоило. В самой пещере тесно пусто, все косточки вынесли археологи и пишут, что нашли много интересного, зато с порога открылись интересные панорамы.


Дорога, что идет у подножия горы, дальше раздваивается. Видно, как одна пошла от горы ниже, а другая поднялась по склону и по всему видно, что она тоже туристическая. Ещё выше дороги, молодые посадки ровных сосенок.


Внизу озеро, круглое как глазное яблоко, в каменном обрамлении набережной. На берегу, с одной стороны, полукруги ступенчатого амфитеатра, а напротив, небольшой полукруглый выступ в озеро, сценой.


Пешеходная дорожка от ворот,так и продолжилась под горой, а от неё нарисовалась мощеная дорога, которая широкой лента изогнулась в сторону и кругом обошла озеро дальше. Внизу, на площадке, видна сувенирная будка, в которой, самым привлекательным сувениром мы нашли кожаный браслет с клинописным оттиском любого имени. У будки и за ней, по краю щебеночной дороги сдвинуты в кучи, довольно крупные камни.


Когда у реки расширяли дорогу, в ходе дорожных работ было обнаружено основание Old Road - древней мощеной дороги. «Царская дорога», известная из сочинений Геродота, сооружённая персидским царём Дарием в V веке до нашей эры. Это ещё не шелковый путь, а дорога «ангариона», почтовой службы Империи Ахеменидов. Тогда же, в 1999 году рядом с прудом Bistoon тоже были найдены плиты дороги. Дело в том, что дорога долгое время была грунтовой и только при строительстве дороги открылось много артефактов. Именно тогда, расчищая найденную дорогу и снесли часть склона.
А вот барельеф, с видом на озеро, откопали много раньше, в феврале 1958 года, когда проводились предыдущие дорожные работы. Тогда, дорога Хамадан - Керманшах проходила ещё у подножия горы Bistoon. Сначала обнаружили кусок твердого камня, часть статуи, а потом раскопали целиком. Думаю, тогда по ошибке и отломили голову. Четко виден круговой стык на шее. Статуя признана, одним из эллинистических монументов на территории Ирана. Пишут, что охотники за древностями не раз совершали попытки похитить голову статуи, чтобы вывезти на продажу за границу. Однако, преступников задерживали, а голову возвращали на место.


Вырублен мужик, вроде как голый, но разглядев пальму, лук стрелы и львиную шкуру(лежит наверное на ней), посчитали что это Геракл (Геркулес). В руке чаша, взгляд на озеро, герой возлежит на боку, опершись на локоть. Барельеф относится к парфянской эпохе, когда Геракл (Varther Ghaneh) был одним из самых любимых богов. Если присмотреться внимательней, то можно увидеть, что пальма вовсе не пальма, а цветущее дерево с листочками. У ног его, стоит бугристая дубина. А за спиной домик с крышей, похожий на мавзолей, на фасаде которого греческие письмена. Надпись на греческом свидетельствует о том, что статуя была создана во II веке до н.э.


Из дорожных плит, времен Дария, сложены циклопические ступени приглашающие к барельефам Бехистун. Царь Дарий придавал большое значение дорогам и при нем дороги были мощеные, шириной на две повозки. Качество проложенной дороги было столь высоким, что она продолжала использоваться в полной мере до римской эпохи. Эта дорога называлась Царской и была главным маршрутом из столицы в Вавилон. И из столицы, до самых Сард. К слову, гонец способен к примеру из Сард доставить почту в столицу за 7 дней. Bistoon на ней называли, «Ворота Азии».


Дальше Геракла, наконец, первый комплект барельефов и текста. Барельеф расположен между статуей Геркулеса и надписью Дария. К нему ведет широкая тропа.



Глядя на это художество, понимаешь, почему Дарий, как предвидя, расположил свои письмена на недосягаемую высоту.

Этот памятник состоит из трех барельефов, наложенных один на другой, в разные периоды истории. Изначально, было изображено что то вроде сцены охоты. На правой стороне просматриваются два всадника в скачке за животным типа льва. Всадник посередине с победным венком в поднятой над головой руке. За ним, всадник с копьем наперевес.



На левой стороне сохранилась, сохранилась часть другого барельефа(I в. н.э.) который вырезали поверх охоты. Две фигуры бородачей. На реконструкции, по предположениям ученых, здесь размещалась целая делегация с участием Дария.
Испортив деревню историю, некий ретивый губернатор (шейх Алихан Зангане ) в 1093 году вырезал в центре панно арку, дополнив её хвалебной песнью своему Шаху, арабскими письменами. Арка повредила греческую надпись над барельефом.
К чести Шаха, шейха он не похвалил.

Что меня умиляет, так открыватели. Пишут, барельефы Бехистун «обнаружил» англичанин Роберт Ширли в 1958 году. Они ждали его тысячелетия, на свежем воздухе открытого пространства, не заросшие лесом на высоте 110 метров над землёй.

Вот, самое главное место, ради чего сюда, в Бехистун, стремятся туристы со всего мира и мы приехали. Грандиозная панорама охватывает все памятники разом. Первый правый поворот дорожки, там справа на скале лежит Геркулес (немного торчит голова). Дальше, вроде как блестящий лоскут дороги среди камней над озером. Это площадка перед разновременными барельефами (виден верх арки).
Дальше, каменная лавина высыпалась из-за скал. А вот откуда она высыпалась, так это надо посмотреть наверх. Там виден помост на строительных лесах. Они скрывают

знаменитый барельеф и под ним клинописные письмена Дария I. Глядя на барельефы издалека, долго гадали, что же там.


Тропа к лесам протоптана. Ну, доскакала до оградки, а дальше наверх нельзя. Зато стоит информационный щит с картинками. Осталось легкое разочарование, а есть ли там артефакт и не переписывают ли наверху историю?


Глыбы у подножия Бехистунской надписи, сказывают, древние каменотесы навалили стесав вертикально скалу под надписью. Похоже, глыбы больше похожи на рукотворные чем просто горный обвал.


Осталось время осмотреть доступное. Есть ещё протоптанные тропы. Вот туда, над фонарным столбом. Горизонтальной щелью просматривается стена Фархад Тараш.


путь не близкий


Сверху, от Фархада видно, как внизу проходят дороги. Старая дорога привела к порогу откопанных археологами руин. Караван сарай или дворец? Более молодая постройка дальше, караван сарай или мечеть, в отличном состоянии.


Каменная стена, издали ровная, вблизи оказалась не такой простой. Во первых, под стеной нет завалов от срубленных кусков, а вот куча мелких осколков щебнем образовали платформу на склоне. По рельефу на плоскости стены видно, что из горы вырубались некие прямоугольные камни. Прекрасная каменоломня для построек и дорожных плит для Царской дороги.


Склон не в природных рытвинах, а как выровнен под единый уклон. Стена Ферхада имеет размеры 180 м в длину и 33 м в высоту. Интересно, что в Бисотуне, на этих скалах, проходят международные фестивали скалолазания.


Возвращаясь назад, прошла дорогой где проходил древний путь. Далекие скалы близкой горы своими тенями рисовали на стенах причудливые фигуры и арки. У подножия источник, капли из которого, от ручья к реке, мимо Суз, в конце пути попадут в Персидское море.
Бисотун, это особенная стоянка людей и караванов, у границ Ирана и ворот Азии, на развилке дорог ведущих на запад и на восток. На Ктесифон и Вавилон на юге, и на Арбелу и Ашшур на севере. На Эктабану и Шушан на юге востока, на Казвин и Рей на севере востока, и Дарий совсем не случайно выбрал это место для своего исторического царского слова.

Дарий I, Иран, Горы, Путешествия, Бехистунская надпись

Previous post Next post
Up