Оригинал взят у op_lot в Миссия в Николаев. По великой воли начальства я совершил рабочий визит в Николаев. О превратностях судьбы и приключениях в первый день моего пребывания в южном городе я уже писал. В этом посте вашему вниманию предлагается фотопрогулка по Николаеву
Согласно приказу князя Григория Потёмкина в 1788г. в устье реки Ингул была заложена судостроительная верфь. Вокруг предприятия быстро рос город. Уже на следующий год от основания город стал носить имя Николаев - в память о дне взятия Очакова в 1788г., приходившийся на день св.Николая, который, к тому же, был покровителем моряков. Стратегическое местоположение и значение города привлекло внимание командующих флотом и военных специалистов России. В Николаеве дислоцировался штаб Черноморского флота. Для защиты приоритетного города, его порта и верфей в период Крымской войны был привлечён Э.И.Тотлебен. 12 сентября 1855г. Эдуард Иванович лично прибыл в Николаев обустраивать оборону города. По его проекту была возведена сеть укреплений с батареями по берегам Бугского лимана. Немаловажным элементом оборонительной системы являлась насыпанная дамба, перегораживающая лиман. Земляной остров был укреплён камнем и валами, на острове располагалась Константиновская батарея.
Эта батарея получила название в честь Константина Николаевича, одного из сыновей императора. Константиновская батарея и остальные части укрепрайона были воздвигнуты лишь за два месяца, но их значение тяжело переоценить. После захвата Кинбурна англо-французские войска двинулись на Николаев. Однако пройти по узкому фарватеру под перекрёстным обстрелом двух батарей союзническим суднам не удалось. Гений Тотлебена защитил Николаев! Ныне Константиновскую батарею размыло до небольшого островка посреди Бугского лимана.
Стоит отметить, что параллельно с бурными событиями 19века также активно рос и застраивался город. Согласно плану Ивана Старова центр Николаева имеет идеальную планировку с прямыми улицами и правильными кварталами. Благодаря этому гулять по историческому центру просто и приятно.
Тихие тенистые улочки скрывают прекрасные архитектурные формы позапрошлого века.
Дом Де Рибаса.
Строение начала 20в. - водолечебница Кенигсберга - одно из самых изящных зодческих творений в Николаеве.
Водонапорная башня гиперболоидного типа была построена ещё в 1907г. по проекту В.Шухова, она обеспечивала водоснабжение вплоть до 1944г, пока не была взорвана отступающими гитлеровцами. Позже башню восстановили, но уже в качестве архитектурного памятника.
Любопытно было бы посетить Николаевскую обсерваторию, но её комплекс довольно обширен, а времени у меня было не много.
В красивом здании со звездой ныне располагается штаб КПУ.
Николаевское адмиралтейство.
Продолжим экскурс в историю посещением музеев.
[Музей судостроения и флота] Этот уникальный в своём роде музей, к тому же единственный подобный в Украине, был открыт в 1978г. Экспозиция музея рассказывает об истории русского и украинского флота и судостроении. В музее собраны макеты кораблей, старые карты и прочие уникальные артефакты связанные с морским делом. На входе посетителей встречают бюсты выдающихся флотоводцев.
Перед музеем небольшая экспозиция корабельных орудий.
История города, как мы помним, началась с судостроительной верфи.
По причине отсутствия поляризационного светофильтра, к сожалению, не могу показать и малой толики преинтереснейших экспонатов - моделей кораблей. Ограничусь лишь линкором "Императрица Мария".
Многофункциональные часы.
[Краеведческий музей ] Один из самых первых музеев Российской империи был открыт в 1803г. как кабинет древностей. Сейчас музей охватывает территорию Старофлотских казарм.
Грандиозный музейный комплекс пока в стадии строительства.
Тем не менее можно прогуляться по аккуратным залам краеведческого музея.
Музей традиционно рассказывает историю края во временной прогрессии.
И в этом музее не обошлось без моделей кораблей. Вертолётоносец "Киев".
Напротив музея находится исполинский Судостроительный завод им. 61 коммунара.
На территории завода я так и не побывал, зато прогулка вдоль его ограждения была не менее интересной. На железобетонном заборе вереницей тянутся эпизоды из истории России и СССР.
К заводу примыкает одноимённый парк, над которым доминирует памятник 61 коммунару, и не коммунаром меньше!
Продолжая тему памятников, не могу не показать скульптурный ансамбль посвящённый корабелам и флотоводцам.
Мемориал воинам-освободителям Николаева тянется между проезжими частями центрального проспекта.
На главной площади города посреди круга муниципальных зданий - главпочтамта, городской и областной администраций, как и положено, возвышается Ленин.
От светского к духовному... Обзор был бы не полон без культовых сооружений Николаева, представленных во всём своём конфессиональном разнообразии. Кафедральный собор Касперовской иконы Богоматери. Строительство началось ещё в 1872г., но открылись для прихожан его двери лишь в 1915г.
Ещё один православный храм, на который я набрёл, - греческая церковь Св.Николая (1813-1817гг.)
Лютеранская кирха в псевдоготическом стиле. (1852г.)
Римско-Католический костёл Св.Иосифа.(1896г.)
Старешая синагога в Николаеве.(1822г.)
Рядом пристроена миква - сооружение для ритуального омовения.
Кратко опишу свои впечатления о современной жизни города. Николаевский ж/д вокзал - сухопутные ворота города.
С него-то и начинается знакомство с Николаевом каждого туриста, особенно приехавшего задолго до рассвета. Вокзал производит двоякое впечатление - здесь не грязно, но и не мешало бы провести косметический ремонт и расширение, чем сейчас, к счастью, и занимаются.
Николаев - город торгово-индустриальный, что обусловлено его историческим предназначением быть судостроительной верфью и наличием морского порта.
Многие предприятия Николаева ещё в строю.
Хотя, конечно же, некоторые не выжили в современных условиях.
У меня сложилось впечатление, что в целом город не бедный. Однако по меньшей мере странным тогда кажется неудовлетворительное состояние второстепенных дорог в городе, отсутствие освещения тротуаров даже центральных улиц, что в купе с отсутствием канализационных люков делает вечерние прогулки опасными для здоровья. Нормальные люки я видел только в Краеведческом музее.
В целом Николаев показался мне тёплым и гостеприимным...