Вайшнавский фестиваль в Евпатории - море благости

Sep 24, 2013 11:17

Оригинал взят у gostyam в Вайшнавский фестиваль в Евпатории - море благости
Каждый год в сентябре курортный посёлок Заозёрное в Евпатории становится местом проведения крупнейшего в Европе фестиваля ведической культуры «Бхакти Сангама». Событие длится неделю, на которую тихое, наполненное пансионатами местечко на берегу Чёрного моря становится ярким и праздничным средоточием индийской культуры и желанным прибежищем тысяч последователей бенгальского вайшнавизма, которых мы по-простецки называем кришнаитами.



Как ни странно, событие такого масштаба, а в этом году фестиваль собрал около 12 тысяч гостей, не мелькает в крымских новостях, репортажей с его площадок не видно по телевидению, а Министерство курортов Крыма, радующееся каждому маломальскому событию бархатного сезона, ни сном, ни духом. Тайна, которую, по-видимому, можно объяснить только необычайной чуждостью кришнаитов, которых немало среди нас, традиционному окружению. Легче понять шамана, который стучит в бубен в свободное от остальных забот время, чем вайшнава, подчиняющего бхакти-йоге - преданному служению Богу всю свою жизнь. Лично мне повезло посетить это событие по настойчивому приглашению старого друга, ставшего несколько лет назад послушником в киевском ашраме.



Первые впечатления о фестивале начали формироваться еще на остановке рядом с ж/д вокзалом в Евпатории. На мой вопрос, идёт ли автобус до пансионата «Чайка», водитель ответил: «Это там, где Кришна? Идёт!». А по прибытию в Заозёрное и вовсе попал в другой мир, где по улицам женщины ходят в сари, мужчины в дхоти, через одного на плече имеются чётки, а иногда от прохожего доносится негромкое бормотание: «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе. Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе». Если бы не холодный сентябрь, можно было бы подумать, что очутился в Индии. Такая картина неудивительна, учитывая, что вайшнавов в эти дни здесь в два-три раза больше, чем местных жителей.



Площадкой проведения «Бхакти Сангама» традиционно становится большой и красивый пансионат, названный по располагающемуся рядом греко-скифскому городищу «Чайка». Территория огромна, вся в цветах и зелёных лужайках, прямые и широкие аллеи «текут» к морю в «берегах» стриженых кустов. Идиллию дополняют запахи благовоний, детский смех и музыка, доносящаяся с киртанов - церемоний воспевания Святых имён Бога.



Перед самым входом в пансионат метров 100 аллеи занял импровизированный цветастый рыночек, где торгуют всякой всячиной, представляющей интерес для посетителей фестиваля.



Это любая одежда из Индии, чётки, мешочки для них, ароматические палочки, музыкальные инструменты, специи, сувениры, косметика, зубные пасты, «языкочистилки», сладости, фрукты и даже вегетарианские колбасы и сосиски. Засматриваюсь на пёстрые товары, но мой друг-послушник, говорит, чтобы я ничего здесь не покупал до тех пор, пока не побываю на вайшнавской ярмарке на территории, где всё продают за пожертвования, то есть при желании можно дать лишь себестоимость товара.





Стоит отдельно остановиться на добровольных пожертвованиях и добровольном труде, которые, как мне показалось, лежат в основе этого мероприятия. Из всей насыщенной недельной программы, включающей по нескольку ежедневных лекций, вечерний киртан, а также питание (завтраки и обеды, раздача сладостей), платить ни за что не надо вообще, кроме проживания, которое, кстати, не по-крымски дешёвое. При этом фестиваль организован на высшем уровне! За какие деньги? Очень просто: за добровольные пожертвования.



Пребывание одного человека на фестивале стоит примерно 40-50 долларов. И каждый вправе по совести решать: сколько ему внести в общую лепту. Можно даже не регистрироваться и наравне со всеми пользоваться щедрыми дарами Кришны. Но мы всё же идём в регистрацию, где выдают браслетики участников, календари, программу мероприятия и сладкие шарики. За регистрацию, кстати, тоже платить не заставляют, а лишь смиренно интересуются: «Пожертвование делать будете?». Откуда столько совести у всех участников, что фестиваль год от года процветает? Думаю, «виновата», концепция кармы - основополагающая не только в этой религии. Каждый твёрдо уверен, что ни один его, даже самый ничтожный, поступок не останется невознаграждённым или безнаказанным.



На фестивале много добровольных помощников, которые просто из любви к Богу, делают всяческую работу: убирают, моют, помогают на кухне, украшают, носят воду, раздают пищу, собирают павильоны. Всей работы не перечислить. Делать её очень почётно, ведь самыми лучшими делами из возможных в вайшнавизме считается служение преданным Кришны. То есть, помочь хорошему и духовному человеку - хорошо в квадрате.



Питание на фестивале, кроме бытовой нагрузки, несёт очень важную часть духовной практики. Дело в том, что кришнаиты, по возможности, стараются употреблять только освященную пищу. А пища, приготовленная по всем правилам монахами, да еще предложенная Богу на алтаре, обладает особой благостью. Считается, что она способна возвысить сознание даже самого невежественного человека. От себя отмечу, что готовят монахи невероятно вкусно! При этом, прекрасно обходясь без мяса, рыбы, яиц, грибов, лука, чеснока и хрена. Перечисленные продукты, согласно Ведам, отягчают сознание, а мясо так вообще ведёт прямиком в ад.



Завтрак по программе намечен на 9 утра. Чтобы попасть в столовую или большой пандал - сборный павильон где тоже кормят, необходимо отстоять очередь - за раз много тысяч людей при всём желании в нормальных условиях не накормить. Поэтому люди садятся рядами на полу, едят, уходят и, только когда доест последний в ряду, его заполняют следующими.



Очередь двигается быстро, у входа разуваются. Полы начисто моют после каждого ряда, и во время еды помощники влажными тряпочками вытирают, если вдруг при раздаче что-то ляпнет мимо. Раздают споро и аккуратно: один монах ставит одноразовые тарелочки, другой стаканчики, третий наливает компот, следующие несут кашу (сладкая с овощами), булочки, яблоки.

Обед начинается в 14 часов, его организация примерно так же, только дают первое, второе и десерт. Второе - гарнир с двумя, тремя блюдами, а на десерт - халава, вкуснейшая горячая сладость из манки, сливочного масла, изюма и мака. Насыщение - полнейшее, но от добавки отказаться трудно, поскольку всё так вкусно!

Послеобеденное время - самое лучшее, чтобы взять сладостей за пожертвования, ведь все сыты и очередь короткая.



За воротами шарики и пирожные продают от 7 до 10 гривен за штуку, а здесь могут дать бесплатно, в одни руки - по сколько совесть позволит. Но все предпочитают жертвовать, часто выспрашивая: «Ну, всё-таки, скажите почём?!». Отвечают: «Кришна нам цены не называл». Вот и жертвуешь столько, чтобы перед собой стыдно не было.

Но главное на фестивале, конечно, это лекции и совместное воспевание Святого Имени: утренняя джапа и вечерний киртан.

На утренней джапе побывать не довелось, поскольку она начинается в 5.30 утра. Это совместное чтение маха-мантры «Харе Кришна» на чётках (рекомендуется делать 16 кругов по 108 бусин, что занимает чуть больше 2 часов). Еще раньше, в 5 утра, происходит обряд Мангала-арати. Но самые-самые сознательные преданные вставали на фестивале в 3.30(!), от испуга даже не спросил зачем. Поэтому вечером наиболее прилежных вайшнавов можно было без труда узнать по слипающимся глазам. Тем боле, что они не употребляют любых бодрящих напитков, в том числе чая и кофе.

Лекций всего за день проходит 5 блоков, 4 из них ведутся одновременно в 7 местах разными учителями на разные темы. На здешних лекциях, в отличие от модных нынче семинаров по разнообразным йогам, ничему мистическому, не учат. Проповедуют искреннюю любовь к Богу, философию служения, рассказывают о гармоничных отношениях в семье, обязанностях мужчины и женщины, воспитании детей, здоровом питании и других составляющих счастья, как оно понимается в гаудия-вайшнавизме.



Вечерний киртан - взрывное по эмоциям событие.



Начинается он в 19 часов с того, что в большом павильоне, куда свободно входит несколько тысяч человек, на сцене начинает играть живая этническая музыка, под которую гуру поёт маха-мантру. Воспевание проходит по очереди: поёт гуру, задавая мелодию, зал поддерживает ритм хлопками, затем поёт зал. Мантра льётся, ускоряется, замедляется, меняется. Неописуемо, когда в унисон поют тысячи преданных! По мощности могу сравнить только со стадионом, но здесь всё гораздо слаженней. Мужчины и женщины при этом танцуют, но разные танцы на своих половинах зала: движения синхронны и очень изящны. Когда мелодия ускоряется, мужчины, особенно юноши, начинают сотенными хороводами носиться по залу - ликование и экстаз! Всё очень искренне.

Столько впечатлений всего за два дня, которые провёл там, а столько еще осталось за кадром. Ни одного слова критики не могу найти в адрес организаторов фестиваля - они совершают невероятный духовный подвиг. Вот сейчас, ради справедливости, думаю, к чему бы придраться, и не нахожу, настолько всё понравилось.

Previous post Next post
Up