Козелец. Собор Рождества Богородицы

Oct 15, 2011 12:16

"Город Козелец своим видом ничуть не отличается от иных своих братьев - уездных украинских городов... Одним словом, городишко ничем не приметный, но все-таки проезжающий, если он не спит, когда меняют коней, или не закусывает у пана Тихоновича, то непременно залюбуется величавым храмом грациозной растреллиевской архитектуры, который построила Наталка Розумиха"

Т.Г.Шевченко




Историю этого храма я уже рассказывала ЗДЕСЬ. С перерывом в несколько лет я опять побывала здесь, привезла на экскурсию свою маму, и мы еще раз получили удовольствие от осмотра шедевра.С погодой нам не особенно повезло, сфотографировать храм на фоне синего неба не вышло, смотрите, как уж вышло.

Немного напомню историю храма. Неподалеку от Козельца в селе Лемеши жила семья бедного казака Григория Розума и жены его Наталки Демешко. Было у них аж 6 детей: Алексей, Кирилл, Даниил, Агафья, Анна и Вера. Бедны они были дети чужой скот пасли. Благодаря Алексею и Кириллу вскоре прославилась фамилия Разумовских на всю империю.




А все потому, что волею судьбы пригожий Алексей в 22 года стал певчим в придворном хоре в Петербурге и попал на глаза цесаревне Елизавете Алексеевне. История их любви известна всем, в то что в Черниговской области в небольшом селении Козелец стоит прекрасный памятник этой любви, знают не многие.




Считается, что храм строила Наталка Розумиха, однако это не совсем точно - она, возможно, была главным инициатором постройки и курировала ведения стройки, однако, скорее всего, активными "соучастниками" были и сами ее сыновья - Алексей и Кирилл, ставшие на тот момент волею царственной покровительницы богатейшими людьми России. Строго говоря, основная доля участия в постройке собора принадлежала энергичному и образованному брату фаворита Кириллу Григорьевичу Разумовскому.










Детали декора (И.Г.Григорович-Барский)

Авторство, долгие годы приписываемое Растрелли, позже было оспорено - уж очень много в постройке элементов, присущих украинскому барокко, с которым Растрелли вряд ли был детально знаком. Сейчас считается, что проект принадлежал двум архитекторам - Андрею Васильевичу Квасову и Ивану Григорьевичу Григоровичу-Барскому. Собор строили 11 лет - 1752-1763 гг. В формах удивительно красивого собора угадываются элементы разных стилей, однако все они скомпонованы необычайно гармонично. Изящный резной декор принадлежит Григоровичу-Барскому.

Храм двухэтажный - у него есть верхний (основной) ярус и нижний храм-усыпальница. Здесь в 1762 году похоронили Наталью Демьяновну, не дожившую до конца строительства.




Не раз убеждалась я, что собор на удивление нефотогеничен - на фотографиях не удается воссоздать его прелесть и гармонию. Сколько изображений я не видела - ни одно вполне не отражает очарование оригинала. Краше его только интерьер самого собора. Помню свое первое впечатление, когда я года три назад впервые вошла в собор и увидела иконостас: "Ах!!" - и замерла. Точно так же прореагировала моя мама.




Говорят, резной иконостас, с большой долей вероятности изготовленный в мастерской Растрелли, императрица Елизавета изначально планировала разместить в Смольном монастыре, однако затем передумала  и подарила его Разумовским для их фамильного храма. К слову, Елизавета однажды бывала в Козельце - во время своего путешествия в 1744 из Петербурга в Киев она посетила родину своего любимого и познакомилась с его семьей.

Иконостас настолько огромен, что боковые его части не поместились в храме, их пришлось снять и перенести в церковь в соседних Лемешах (о ней немного позже), где они не сохранились. Ярким украшением иконостаса были массивные серебряные ворота, которые на сегодняшний день безвозвратно утрачены. Иконы, вмонтированные в иконостас (их должно быть 72) частично утрачены, частично перенесены в Черниговский художественный музей. Ряд из них находится на реставрации. Предполагается, что некоторые из икон написаны любимым художником Разумовских Г.А.Стеценко.










Говорят, сейчас это самый высокий иконостас в православном храме на территории СНГ - 27 метров. В нем 5 рядов, однако четкого деления на канонические чины я не увидела - барокко предполагает некоторые вольности в следовании канонам. Остальной храм сознательно не расписывали, чтобы не отвлекать от иконостаса и не "рябить". Собор изнутри украшен только белокаменной резьбой, перекликающейся с наружным декором.







Элементы внутреннего декора

Мне не удалось сделать достаточно много фотографий интерьера, хоть я планировала это - нас попросила покинуть храм служительница - она закрывала собор. Думаю, это не был ее каприз: экскурсанты, приехавшие на автобусе, закончили осмотр и заторопились в книжно-иконную лавку, а служительница по совместительству является еще и продавщицей в лавке. Если вы будете осматривать собор, лавку тоже посетите - здесь есть хорошие путеводители.

Рядом храмом в 1766-1770 гг была возведена колокольня. Изначально в ней было 5 ярусов, но в 1848 году верхний ярус сгорел, восстанавливать его не стали. Сейчас высота колокольни составляет 50 метров.




Это фото я стащила из путеводителя, чтобы вы представляли себе настоящий колорит иконостаса

Если вы будете возвращаться на трассу на Чернигов не через центр Козельца (можно и так), а той же дорогой, что вы въехали в него, собор Рождества можно будет увидеть со стороны трассы, так он тоже выглядит очень эффектно.




Собор Рождества Богородицы с колокольней




Вид на собор с трассы

Не пропустите также село Лемеши, что в 9 км от Козельца. В нем построен скромный храм, в чертах которого уже прослеживается больше черт классицизма, а не барокко - Трехсвятительская церковь. Этот храм братья Разумовские построили над погребением своего отца Григория Яковлевича Розума. Время постройки - примерно 1755, несколько достроена в 1865 (возведена колокольня). Архитекторы - С.Карлин, И.Г.Григорович-Барский




Церковь Трех Святителей, с.Лемеши (привет muzyka_sniv !)
Previous post Next post
Up