Чтобы понять, в чем главные проблемы России, стоит съездить в Японию. Вот что важно: воспитание, или, шире, обращение с детьми, есть главный способ сохранить страну, поднять ее или ввергнуть в состояние упадка.
(с) М. Нисенбаум
(с) М. Нисенбаум
Вы помните себя в тринадцать-шестнадцать лет? Помните, как многое в мире взрослых и в окружающей жизни вызывает протест, насмешку, отторжение? Каждый из нас проходит многолетний период частичного неприятия внешнего мира, его традиций, предрассудков, догм. Пройдя через этот период взросления, мы начинаем строить жизнь сами. То, что при этом получается, перейдет к следующему поколению, которое тоже будет критиковать, протестовать, раздражаться, а после возьмет дело в свои руки.
Нужно понять, в чем состоит тайна и чудо воспитания-взросления. Пройдя через эпоху бунта, ребенок-подросток оказывается вовлечен в уклад, с которым прежде боролся. Или меняет этот уклад. Япония - страна с сильными традициями. В поведении, в архитектуре, в отношении к природе, в искусстве. Выходит, свободолюбивая молодежь каким-то чудесным образом принимает японский образ жизни как правильный, приемлемый, дорогой. Выходит, как-то усваивает трудолюбие, перфекционизм, усидчивость, кропотливое вдохновение прежних времен.
В Европе и в России есть клише: вот, мол, раньше были мастера, знали свое дело, теперь так не делают. Сравните старое Царицыно и "отреставрированное" и поймете, о чем я говорю. Какие-то навыки, а главное, внутренний подход человека меняется. Нет ни охоты, ни терпения, ни интереса доводить что-то до совершенства.
А в Японии как ткали шелковые оби, так и ткут. Как делали безупречную керамику, так и делают. Что умели пятьсот лет назад, умеют и сейчас, да к тому же прибавили много нового.
Гуляя в японских садах, мы часто видели стайки школьников и школьниц. Иногда с наставником, иногда без. То же можно сказать и о знаменитых храмах. Каждый раз это вызывало во мне удивление. Можете представить себе, чтобы для наших восьмиклассников было привычным делом по доброй воле пойти с друзьями, скажем, в Третьяковку? Или в Политехнический музей? Или в Спас-Андроников монастырь?
А японские подростки ходят. Им там хорошо. И по какой-то удивительной причине они не разбрасывают повсюду пивные банки и не пишут на камнях или стволах сосен "Здесь были Мэй и Сацки". В подворотнях написать могут, а здесь - никогда.
О нет, я вовсе не идеализирую. Конечно, и дети разные, и взрослые, Япония не рай, есть и преступность, и "проблемные" дети, есть семьи хорошие и плохие. Но в целом - страна, переходя в руки подрастающего поколения, не теряет ни традиций, ни высоты. Значит, семейный уклад, образование, культура воспитания делают свое дело.
Значит, не зря так носятся с этими школьниками, чему-то учат, что-то объясняют, что-то позволяют, что-то запрещают. Результат - многолетнее положение страны.
А еще - на них просто приятно смотреть.
(с) М. Нисенбаум
(с) М. Нисенбаум
(с) М. Нисенбаум
(с) М. Нисенбаум
(с) М. Нисенбаум
(с) М. Нисенбаум
(с) М. Нисенбаум
(с) М. Нисенбаум
(с) М. Нисенбаум
(с) М. Нисенбаум
(с) М. Нисенбаум
(с) М. Нисенбаум
(с) М. Нисенбаум
(с) М. Нисенбаум
(с) М. Нисенбаум