Иногда на нашей земле рождаются сумасшедшие энтузиасты самых разных направлений. Это совершенно удивительные люди, которые стремятся в своей жизни сделать что-то, что окружающим не всегда понятно. Но это не умеряет энтузиазм энтузиастов, у которых есть собственная миссия. Я встречала таких людей в разных областях жизни, и мне казалось, что удивить меня сложно. Но встреча с Гаем Эрлихом (גיא ארליך), который считает своей миссией возродить выращивание знаменитого растения древности, афарсемона-бальсамона и воссоздать ароматы\елей\духи времен Первого и Второго Храмов, совершенно поразила мое воображение. Если благодаря археологии мы уже можем представить себе, как выглядели наши предки, в каких домах жили, что ели, что носили, то запахи их духов и того, что воскуряли в Храме, остается тем, что невозможно себе представить. Какая женщина сможет устоять и не попробовать духи, которыми пользовалась сама Клеопатра, духи ради которых она строила интриги против царя Ирода.
Иерусалим времен Первого и Второго Храма. Многие стремятся представить себе и воссоздать как выглядел древний город, как выглядели люди тех времен, ходившие по этим улицам. Гораздо меньше мыслей посвящается запахам тех дней... Только немногие люди тех времен мылись регулярно, хотя евреи регулярно посещали микве, но там окунались, мыться-то не требовалось.
Так выглядела иерусалимская улица в древности. Это изображение городских сцен находится в конце улицы Кардо.
Очевидно, что не пользовались мылом и, неизвестно, мыли ли голову. Потели, однако, в жарком климате. Дезодорантов не существовало. (!!!) К неприятным запахам тела надо добавить вонь сточных вод - канализации не было, а в той, что была во времена Римской империи, стоки были открытые. Надо добавить еще запах убитых животных, которые находились на улицах. Добавьте еще яркое солнце и высокую температуру воздуха в этих местах в большую часть года, то я уверена, вы бы не смогли вдохнуть больше одного раза или просто выжить в таком мире...
Еще одно изображение улицы древнего Иерусалима у входа в Центр Девидсона.
Необходимо было как-то заглушить неприятные запахи. Можно сказать, что в древности именно вонь стала стимулом для расцвета производства духов и очистителей воздуха, то есть ароматических курений для домашнего использования. Караваны верблюдов везли афарсемон и ладанное дерево в разных направлениях, по дорогам, проходившим через Эрец-Исраэль. Купцы продавали изделия из этих растений и в этих местах. Эти товары пользовались большим спросом.
На протяжении длительного периода, как минимум, тысячу лет до 6в.н.э. на берегах Мертвого моря росло чудесное дерево\куст афарсемон. Только крестьяне-евреи, единственные в мире, выращивали это растение и получали из него одно из важнейших лекарств древнего мира и самые лучшие и самые дорогие духи Римской империи. Дерево было настолько важным, что его смола была одним из компонентов благовоний, который использовали в Храме. Его маслом были помазаны на царство цари Израиля.
В древности это дерево называли босем-катаф-цори-натаф (נטף=צרי=קטף= בֹּשֶׂם). Греки первыми назвали его бальсамон, а римляне опо-бальсамон. Афарсемон - еврейское название времен Мишны.
В природе это дерево здесь не росло. Как же оно попало в Эрец-Исраэль? Есть разные версии.
Мы впервые встречаемся в Танахе с этим деревом под именем צֳרִי (цори) в книге Берешит, когда братья бросают Йосефа в яму, а в окрестностях проходит караван исмаилитов везущих душистую поклажу
וַיִּ֨קָּחֻ֔הוּ וַיַּשְׁלִ֥כוּ אֹת֖וֹ הַבֹּ֑רָה וְהַבּ֣וֹר רֵ֔ק אֵ֥ין בּ֖וֹ מָֽיִם׃
וַיֵּשְׁבוּ, לֶאֱכָל-לֶחֶם, וַיִּשְׂאוּ עֵינֵיהֶם וַיִּרְאוּ, וְהִנֵּה אֹרְחַת יִשְׁמְעֵאלִים בָּאָה מִגִּלְעָד; וּגְמַלֵּיהֶם נֹשְׂאִים, נְכֹאת וּצְרִי וָלֹט--הוֹלְכִים, לְהוֹרִיד מִצְרָיְמָה
בראשית, לז:כד כה
(24) И взяли его, и бросили его в яму; а яма эта пустая, не было в ней воды.
И сели они есть хлеб, и взглянули, и увидели: вот, караван Ишмыэйльтян приходит из Гилада, и верблюды их несут пряности, бальзам и лот; идут они, чтобы свезти в Египет.
Берешит 37:24,25
"Иосифа бросают в яму", рисунок на стекле. Из серии "Истории Танаха", Художественный музей им. Бар-Давида, кибуц Барам.
По мнению Иосифа Флавия дерево прибыло в Эрец-Исраэль столетиями позже, в качестве подарка от царицы Савской царю Шломо (Соломону).
וַתִּתֵּן לַמֶּלֶךְ מֵאָה וְעֶשְׂרִים כִּכַּר זָהָב, וּבְשָׂמִים הַרְבֵּה מְאֹד וְאֶבֶן יְקָרָה; לֹא בָא כַבֹּשֶׂם הַהוּא עוֹד לָרֹב, אֲשֶׁר נָתְנָה מַלְכַּת-שְׁבָא לַמֶּלֶךְ שְׁלֹמֹה
מלכים א, פרק י' פסוק י
(10) И подарила она царю сто двадцать талантов золота, и очень много благовоний, и драгоценные камни; никогда еще не прибывало (в страну) такое множество благовоний, какое подарила царица Шевы царю Шеломо.
МЕЛАХИМ I 10:10
Тем или другим образом дерево афарсемон добралось до Иудейского царства. Еврейские крестьяне были единственными в древнем мире, кто смог аклиматизировать его и вырастить на берегах Мертвого моря, а также получить из него важные и полезные продукты. Самые большие плантации были в Йерихо. Дополнительные плантации были на восточном берегу Мертвого моря (в еврейском поселении Цоар), в Эйн-Геди, на юге Иорданской долины, возможно в районе Кумрана и Эйнот Цуким. В Эйнот Цуким было производство.
В те времена эти деревья растили рядом с источниками пресной воды. Сегодня также, это дерево не любит соленую воду. Поэтому не очень понятно, как можно было иметь плантации в Кумране, где нет источников.
С приходом сюда Римской империи выращивание этих деревьев расширилось, так как рынок увеличился, это же была Римская империя. Кроме того, появились новые технологии: акведуки, которые приводили пресную воду на плантации и научились подвязывать тяжелые ветки деревьев.
Хозяевами плантаций были царские дома, а также богатые и знаменитые. Например у Йегуда Анаси была плантация бальсамона. Бальсамон принес большую экономическую пользу и Иудейскому царству и Римской империи.
Клеопатра (седьмая), царица Египта, жаждала иметь плантации афарсемона, которые принадлежали царю Ироду. Любовник Клеопатры, Марк Антоний конфисковал район Мертвого моря у Ирода на несколько лет в пользу Египетского царства.
מאת I,
George Shuklin,
CC BY-SA 3.0,
קישור Разные части афарсемона использовались для разных целей. Сырье производилось разными способами. Сухие ветки дерева разминали и использовали для приготовления фимиама.
Исследования показывают, что во времена Танаха афарсемон использовали для лечения эпилепсии, катаракт, головных болей.
Это были одни из самых дорогих духов того времени.
От Рамбама нам известно о приготовлении жидкости для укрепления тела (после окунания в бане), он включал старое вино, чистую воду и масло афарсемона.
Сельскохозяйственное выращивание дерева афарсемон также как и получение из него сырья и законченных продуктов переходили по наследству внутри закрытых профессиональных гильдий и дерево было окружено завесой тайн и секретов. Иосиф Флавий рассказывал о тех, кто выращивал афарсемон в Йерихо. Они жертвовали жизни, чтобы их саженцы не попали бы в руки римских захватчиков (хотя на деле было плодотворное сотрудничество с римлянами в выращивании афарсемона и производства продуктов из афарсемона). Аналогичная ситуация была и в Эйн-Геди.
Среди находок, находящихся в Музее Рокфеллера длинная надпись, которая рассказывает о том, как должны себя вести жители поселения Эйн-Геди: не ссорится, не злословить, ни в коем случае не рассказывать секрет производимого в поселении посторонним. На иврите во многих источниках эту надпись называют проклятьем. Подробнее о выращивании афарсемона в Эйн-Геди и производстве в Эйнот-Цуким я писала
тут Дамы, может быть торгуют благовониями, хотя сосуды довольно большие. Новая мозаика на улице Кардо.
Огромную роль афарсемон играл в изготовлении благовоний для воскурений в Храме.
В Храме резали жертвенных животных почти целый день и какой был запах можно себе представить. Чтобы его заглушить постоянно курили благовония. И говорят, что в таких больших количествах, что запах достигал Йерихо.
Есть изображения первосвященников в Храме с курящимися благовониями. Видимо, воскурение было существенной частью их работы.
Это изображение на книге "Carta's Illustrated Encyclopedia of the Holy Temple in Jerusalem".
Два изображения первосвященников из магазина при Институте Храма.
Во времена Второго Храма была семья коэнов (священников) Автинас, отвечавшая в Храме за курение благовоний, и у них были свои секреты. Эти секреты они не открыли никому.
Большинство современных ученых исследователей древних растений согласно, что речь идет об афасемоне, а но нет согласия в какой области были секреты, о которых идет речь: выращивание, получение сырья, изготовление конечных продуктов...
Основным и самым ценным сырьем для производства духов, благовоний, лекарств была смола, выделяемая деревом. На дереве делали надрез острым лезвием. Выделялась летучая маслянистая смола, которая быстро окисляется при соприкосновении с воздухом и превращалась в молочное и липкое вещество. Его собирали по крупицам вручную. Кроме того, разные части растения (ветки, листья и плоды) давили и дробили после замачивания (холодного или горячего) в масле или воде. Их также варили и с использованием первичных техник дистилляции. Официально считается, что дистилляция была изобретена в 8 или 9 веке мусульманскими алхимиками. Возможно, что секрет Эйн-Геди связан с открытием базисных принципов дисцилляции.
Единственное древнее изображение афарсемона можно увидеть на Мадабской карте или карте из Мадабы. Это мозаичная карта-панно на полу православной Георгиевской церкви в городе Мадаба (Иордания). Представляет собой самую древнюю карту Святой земли. Создана византийскими мастерами в VI в н. э.
מאת ויקישיתוף,
CC BY-SA 2.5,
קישור Уголок иврита.
Хочу подчеркнуть - в современном иврите слово афарсемон אפרסמון используется для названия совсем другого растения,
хурмы восточной, или хурмы китайской или хурмы японской. Растение происходит с Дальнего Востока, в Израиле появилось в начале 20 века.
Ивритское древнее слово афарсемон происходит от греческого balsamon (βάλσαμον) в переводе духи, и от арамейского "אפורסמא", означающего дерево.
Вся эта путаница вышла, видимо из-за того, что современное растение с тем же именем (хурма) по-английски называется persimmon, и под таким именем оно появилось в наших краях. А от persimmon до родного ивритского слова афарсемона в иврите совсем близко:) Кроме того, в Израиль хурма попала из Японии, где называется каки, что и на иврите, да и по-русски, звучит неблагозвучно для пищевого продукта и может угрожать коммерческому успеху.
Похоже именно поэтому продавцы фруктов боялись что новый товар - хурма не будет покупаться без красивого названия, а может Академия языка иврит постаралась, и дали новому фрукту красивое имя древнего растения.
Перевод на русский слова афарсемон, как хурма, неверно когда речь идет о древнем растении!!!
Используйте какое-то из этих названий: афарсемон\афорсемон\афарсимон\бальзамон\бальзам\опобальзам\галаадский бальзам\гилеадский бальзам.
Большинство современных ученых-исследователей древних растений согласно, что дерево\куст балсамон отождествляется с коммифорой гилеадской (?) (Commiphora gileadensis מור הגלעד). Русское название предлагаемое. Но нет абсолютной уверенности в отношении этой идентификации. Более того, у коммифоры гилеадской (?) имеются есть разные клоны. И существует два отдельных вида которые тоже претендуют на звание афарсемона. Пока я не нашла какие.
By Petronella J.M. Pas - University of Amsterdam
http://dpc.uba.uva.nl/, Public Domain,
Link Первым отождествил танахический афарсемон с коммифорой гилеадской Карл Линней, создатель единой системы классификации растительного и животного мира и его ученик Петер Форскал. У Линнея была группа выдающихся учеников, которых он посылал в разные страны для поиска и отождествления растений. Петера Форскала он отправил в Йемен с длинным списком характерных особенностей афарсемона - коммифоры гилеадской, с целью найти танахический афарсемон. Через несколько месяцев Форскал сообщил, что нашел афарсемон, который был послан искать.
Отцом цепочки идентификации дерева афарсемон в наших источниках является раввин д-р
Авраам Хаим (Иммануэль) Леф (Immanuel Löw 1854-1944) из Венгрии. Он был исследователем ТаНаХа и Талмуда, ботаником и языковедом. Его делом жизни было было написание книги "Еврейские растения" в 4х томах, в них он собрал все растения, которые упоминаются в древних еврейских источниках (ТанаХ, Мишна, Талмуд и др.). Его целью было отождествить растения, описанные в древних еврейских источниках с классификацией Линнея.
Почему я написала так многабукв про афарсемон-бальсамон и его роль в древности? Да потому что иначе будет непонятно, почему наш современник, Гай Эрлих, человек далекий и от сельского хозяйства и от традиции вдруг решил возродить выращивание афарсемона в Эрец-Исраэль, в районе Мертвого моря.
Вся история началась после рождения третьего ребенка, когда Гай с женой решил оставить Иерусалим и переехать в более тихое и спокойное место. Благодаря его большой любви к пустыне и близости ее к Иерусалиму, семья решила переехать в кибуц Альмог, место на севере Мертвого моря недалеко от Йерихо.
Перед переездом Гай решил, что он хочет заняться чем-то новым и близко к новому дому. Он искал идею для экономической инициативы, которая была бы фундаментом для существования семьи.
Во время посещения Эйн-Геди и Эйнот-Цуким (Эйн Фишке) он услышал, что в древности в этих местах росло дерево афарсемон.
Гай в прошлом был политическим активистом(!) и искал какую-то практическую деятельность, в которая имела бы смысл... и вдруг нашел приключение всей своей жизни - выращивание танахического афарсемона и воссоздание продуктов, получаемых из этого дерева..
Это Гай Эрлих. В руках у него ветки афарсемона и ладанного дерева.
В первые 2 года существования фермы Гай еще работал на предыдущей работе на полную ставку, а ферма была дополнительной работой. Он вложил в ферму все свои сбережения, а также деньги от проданной квартиры в Иерусалиме. После того, как все было потрачено, он понял, что должен полностью посвятить себя ферме. Все время требуются денежные вложения, включаю банковские ссуды.
Гай считает, что настоящая героиня в их семье это его жена Эфрат, которая не только его не прогнала, но и иногда ему улыбается.
Первые саженцы афарсемона Гай получил от проф. Зоара Амара и д-ра Давида Илуза, которые дали ему саженцы из Лондонского ботсада и Иерусалимского ботсада. Гай научился их выращивать и размножать.
Бальсамон хорошо растет на Мертвом море, но Гай понял, что воспроизведение производства требует серьезных исследований. Пригласил ученых и таким образом романтическая мечта превратилась в Биотехнологическое предприятие "Фирма Бальсамон".
Само это растение среднего размера, листопадное, чуть больше куста и чуть меньше дерева. Выглядит довольно скромно, особенно зимой без листьев.
Разные части этого растения пахнут по-разному. Теперь и я могу это подтвердить. Гай дал нам кусочки веточек и плод, чтобы понюхать. Они действительно пахнут по-разному.
Также важным растением фермы Гай считает ладанное дерево. Это исчезающее растение, еще и поэтому очень важно его выращивать.
Ладанное дерево или Босвеллия священная (Boswéllia sácra לבונת הקטורת) - важное дерево для трех основных монотеистических религий для религиозных церемоний. В данный момент евреи его не используют.
Мусульмане используют ладан в составе курений для изгнания демонов, свадеб и похорон. Христиане очень активно используют ладан в церквях.
Ладан активно используется в традиционной медицине так как у него есть противовоспалительные свойства. В древние времена приговоренным к смерти давали пить вино с ладаном или вдыхать его, так как это очень успокаивает. Группа исследователей из Адассы и Ариэльского универа 12 лет назад провел исследование ладана как средства от депрессии. И они пришли к положительным результатам.
В наше время ладан используют как в качестве запаха в производстве косметики.
У него есть огромный потенциал в конвенциональной медицине, но это требует серьезных доказательств и огромных вложений в исследования.
Гай начал получать мед с цветущих ладанных деревьев, пока его очень мало и он чрезвычайно дорог. Но это огромная редкость и он сразу продается даже по цене 1000 дол. кг. Пока было получено 4 кг такого меда.
С течением времени и с помощью большого количества людей и организаций на ферме была собрана редкая коллекция растений, описанных в Танахе, лечебных и тех, из которых делали духи. Были собраны много деревьев семейства Burseraceae и сотни деревьев левона и моринга.
Моринга иноземная (Moringa peregrina מורינגה רותמית)
Охраняемое исчезающее растение.
Смесь, которую воскуряли в Храме состояла из 11 разных растений, Эрлих выращивает 5 из них, и в ближайшем будущем собирается добавить еще 2.
Хотя большинство исследователей согласно, что коммифора гилеадская (?) (Commiphora gileadensis מור הגלעד) это афарсемон-бальсамон древности, есть те, кто с этим не согласен. Гай не стал выбирать сторону в этом споре, когда узнал о такой возможности. Он просто достал саженцы второго возможного афарсемона в Омане. Теперь на ферме растут оба вида.
В древности афарсемон называли на иврите и בושם, босем. Теперь это слово переводится с иврита как духи. Таким образом, собственное имя стало нарицательным, как например джип.
Тяжело себе представить древний запах, и все-таки есть те, кто попытался.
Елей (масло, которым осуществляли помазание первосвященников и царей Израиля) времен Первого Храма, которое делает Гай, воспроизводит древний состав на 80%. Известно, что древние духи состояли из 5 частей, из которых на сегодняшний день мы знаем 4, один из них афарсемон. Во времена Второго Храма елей состоял полностью из афарсемона без других добавок.
В древности духи делали на основе масла, а не на основе алкоголя, как это принято сейчас.
На встречах с народом Гай капает эти духи на разные руки участников, чтобы можно было сравнить запахи. Если смешать те и другие духи, то будут духи Третьего Храма.
Что сказать о запахах древности, которые не снять на видео, не передать по сети? Они другие. Не такие как мы привыкли запахи к современных духов. Они соответствовали запаховым вкусам и потребностям древности. Некоторым участницам встречи они очень понравились. Запах, как известно, дело личного вкуса. Но невозможно устоять и не попробовать вдохнуть запах, который так любила Клеопатра. Мне удалось. Какая женщина устоит перед этим?
Из рассказа Эрлиха: в составе духов нашего времени обычно есть 3 разных основных компонентов запаха. Интересно, что у дерева афарсемона тоже есть три основные запаха. В жаркие месяцы если надрезать ствол и получить из него смолу, то будет один запах. Другой запах от плода, более лимонный и сладковатый. Третий запах, составляющие которого совершенно другие, находится в молодых листьях.
Кроме запаха у афарсемона есть и другие секреты, которые ждут своего решения. У афарсемона есть разнообразные лечебные свойства, и только десятая часть их доказана научно.
Гай делает духи, которыми пользовались наши предки. Продает их в интернете и тем, кто приходит в туристический центр на ферме.
Сложную миссию Гая не патронируют никакие организации, ни кибуцное движение, он живет в кибуце Альмог, ни Совет Иудеи и Самарии, кибуц Альмог находится за пресловутой "зеленой чертой". Это его личная инициатива. Только Местный совет Мегилот помогал ему с самого начала. В этих местах не дают землю частным лицам, но Гаю дали. И Министерство сельского хозяйства выделил ему водную квоту.
Есть много разных людей, которые помогают Гаю с его безумной идеей. Такие люди, как он, привлекают и действительно, хочется им помочь воплотить в жизнь их невероятную идею. Я могу это сказать и о себе после встречи с Гаем. Написание этого поста - мои 5 копеек ему в помощь.
Израильским крестьянам сложно соревноваться с производством сельскохозяйственной продукции в мире: здесь все дорого, земля, вода и рабочая сила. Есть смысл выращивать только то, что не выращивается нигде в мире. Например афарсемон и ладанное дерево.
Несмотря на то, что Гай не религиозный человек, он считает, что раз он работает с такими растениями, то должен соблюдать определенные законы, такие как год шмиты.
Уже сейчас Гай может продемонстрировать нам, какие благовония будут воскурять в Третьем Храме. У него, кстати, есть собственное видение Третьего Храма, отличающееся от представлений Института Храма и мейн-стрима на эту тему.
Так будет выглядеть Третий Храм по мнению неизвестного мне автора.
Честно говоря, мне было обидно, что из-за дождя мы не смогли попасть на ферму. Я была готова пробираться к афарсемону и по колено в самой большой грязи. Единственное, что меня успокаивает, что я надеюсь в будущем еще посетить Гая и его ферму.
На ферме есть 10.000саженцев-афарсемона, половина уже посажена, 1000 саженцев ладанного дерева и множество других растений.
Большинство растений, которые растут на ферме, не являются сельскохозяйственными растениями. Часть из них - местные дикие растения, по большей части пустынные, которые еще не прошли процесс сельскохозяйственной аклиматизации. Часть - редкие экзотические растения, которые растут в разных местах земли.
Гай верит, что пользу лекарственных растений для человечества.
На протяжении лет Гаем был накоплен новаторский и уникальный опыт выращивания и размножения отдельных растений. Гай стал специалистом с международной известность как специалист по выращиванию растений семейства Burseraceae, конкретно коммифора гилеадская (?) (אפרסמון המקראי Commiphora gileadensis) и ладанное дерево (לבונת הקטורת Boswellia sacra). Были созданы современные методики их выращивания.
На ферме имеется туристический центр, где можно увидеть, понюхать и купить воссозданные духи, а также другие интересные вещи, которые делают на ферме.
Проводятся также экскурсии по ферме, практические занятия на тему "Древняя косметика", дисцилляция масел, приготовление танахической пищи.
Это очень интересное посещение, если вы окажитесь зимой в районе Мертвого моря. Пока Гай принимает индивидуальных туристов по пятницам, но группа может договориться и на другое время.
Сайт фермы
http://www.jerichovalley.com/he/магазин
https://www.balmofgileadfarm.com/страница в фб
https://www.facebook.com/balmofgileadfarmofficialpage/тел. 052-4498200
Интервью с Гаем Эрлихом (иврит). Знающим иврит очень советую посмотреть.
Инфа:
http://www.herbology.org.il/?CategoryID=243&ArticleID=1283https://www.makorrishon.co.il/magazine/90875/http://www.jerichovalley.com/he/16-hebrew/%D7%9B%D7%AA%D7%91%D7%95-%D7%A2%D7%9C%D7%99%D7%A0%D7%95/35-%D7%94%D7%9C%D7%95%D7%97%D7%A9-%D7%9C%D7%A6%D7%9E%D7%97%D7%99%D7%9D-%D7%94%D7%9E%D7%A7%D7%A8%D7%90%D7%99%D7%99%D7%9D-%D7%92%D7%99%D7%90-%D7%90%D7%A8%D7%9C%D7%99%D7%9A-%D7%95%D7%97%D7%95%D7%95%D7%AA-%D7%94%D7%90%D7%A4%D7%A8%D7%A1%D7%9E%D7%95%D7%9F,-%D7%9E%D7%AA%D7%95%D7%9A-%D7%9E%D7%92%D7%96%D7%99%D7%9F-%D7%97%D7%A4%D7%A6%D7%99%D7%9Dhttps://www.hayadan.org.il/the-mystery-of-the-secret-perfume-1808172https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BEhttps://he.wikipedia.org/wiki/%D7%9C%D7%91%D7%95%D7%A0%D7%94 This entry was originally posted at
https://dona-anna.dreamwidth.org/2333427.html.