Загадочный бальзам древности

Aug 01, 2013 15:16



Об этих местах рядом с Мертвым морем писал Иосиф Флавий в 1в.н.э., каких-то 2000 лет назад:
"...самая плодородная в Иудее, производящая в огромном изобилии пальмовые деревья и бальзамовые кустарники...
...По справедливости можно поэтому эту местность, дающую в огромном изобилии самые редкие и драгоценные плоды, назвать земным раем. По отношению к плодородию местности вообще можно сказать, что редкая полоса земли может выдержать сравнение с нею, - так щедро почва возвращает то, что вкладывают в нее..."
Не верите?:) А придется. В те времена и климат был несколько другой и люди здесь жили трудолюбивые и умеющие выращивать разнообразные растения. Если помните, я писала о кибуце Эйн-Геди? Этот кибуц - лучшее доказательство того, что и в современном климате в этих местах растет невероятное количество растений.



Мог ли подумать кибуцник из Эйн-Геди Сафи Порат, что во время вспашки земли в 1965г. он откроет целый пласт древней истории? Хотя в наших краях археологический период зависит только от глубины копания почти в любом месте... Вслед за отдельными фрагментами, в земле открылась мозаика древней синагоги Эйн-Геди. В 1970-72гг были проведены раскопки и были найдены несколько синагог 3-6вв н.э.

Вы спросите, какое отношение синагога имеет к бальзаму, о котором говориться в названии? Да самое прямое, просто чтобы это понять, придется почитать какое-то количество букв о крутых поворотах местной истории:)

Останки древней синагоги Эйн-Геди находятся рядом не только рядом с кибуцом Эйн-Геди, но и рядом с заповедником Эйн-Геди, в Иудейской пустыне. В заповеднике есть источник, и он как раз является условием необходим и достаточным, чтобы рядом жили люди и у них была бы возможность заниматься сельским хозяйством.



Водопадик в заповеднике Эйн-Геди. Вода - источник местного благополучия во все времена.

В этом месте было еврейское поселение в древности, поэтому оно упоминается в Торе, но археологические находки в синагоге относятся к 3в.н.э. Это период, когда поселение было восстановлено после разрушения во время восстания Бар-Кохбы (131-135 гг. н. э.).



Макет-реконструкция еврейского поселения Эйн-Геди. Музей Гехта, Хайфа

Поселение просуществовало до 6в.н.э., когда оно было снова полностью разрушено и синагога сожжена.



Вместо сгоревшей в 6в.н.э. крыши синагоги, сделали современную, которая защищает синагогу от солнца и дождя.



Мозаика на полу синагоги.



Макет синагоги. Музей Гехта, Хайфа

Эта синагога отличается от синагог того периода тем, что в напольной мозаике нет изображения знаков зодиака, а есть их словесное описание. Здесь строже относились к исполнению заповеди "Не сотвори себе кумира". Это говорит о большем религиозном фанатизме жителей, которые жили далеко от тогдашнего центра иудаизма - Галилеи, где на полах синагог можно увидеть мозаичные знаки зодиака. Например в Бейт-Альфа, о которой я писала. Вместе со знаками зодиака есть список месяцев еврейского календаря, чтобы точно отмечать еврейские праздники.



Вот эти надписи на полу синагоги.



Часть мозаики, два павлина и виноградная гроздь... Сейчас тяжело поверить, что и виноград в Эйн-Геди выращивали.
Но вот Песнь песней рассказывает об этом:
"Кисть кофэра - друг мой для меня в виноградниках Эйн-Гэди"
(1:14)
После длительного перерыва в 60е годы прошлого века виноград вернулся в Эйн-Геди, был посажен виноградник. Винограднику большой ущерб наносили тристрамовы длиннохвостые скворецы. Со временем выяснилось, что виноградник не приносит дохода, он был заброшен.



Изображение страуса - ничего необычного. Страусы тут водились в природе. Вымерли чуть больше 50 лет назад...

Мозаичный пол синагоги состоял из двух слоев, один на другом. Один слой был снят и тексты находятся в Музее Рокфеллера.

Среди находок, находящихся в Музее Рокфеллера длинная надпись, которая рассказывает о том, как должны себя вести жители поселения Эйн-Геди: не ссорится, не злословить, ни в коем случае не рассказывать секрет производимого в поселении посторонним. На иврите во многих источниках эту надпись называют проклятьем.



Фото he.wikipedia.org

Считается, что проклятье относится к выращиванию растения, на иврите называемого афарсемон (אפרסמון) и к производству из него благовоний, называемых в литературе бальзамом.

"Пусть со мною умрет \ Моя святая тайна,\Мой вересковый мед" заветный афарсемон....

Многие читали балладу Вересковый мед Роберт Льюис Стивенсона в переводе С.Маршака. Но тайну выращивания афарсемона и производства из него благовоний жители Эйн-Геди пытались сохранить гораздо раньше.... Даже выложили проклятие предателю в виде мозаики на полу синагоги...

Это растение и продукт, получаемый из него называли разными именами. Вот те что я встретила в интернете на русском: афарсемон\афорсемон\афарсимон\бальзамон\бальзам\опобальзам\галаадский бальзам\гилеадский бальзам.

Название афарсемон в иврите появилось во времена Второго Храма (с 538г.д.н.э. до 136г.н.э), до этого в еврейских священных книгах есть другие названия, относящиеся, как считается, к тому же самому растению (נטף=צרי=קטף).

В древние времена афарсемон был крайне важен для евреев - благовония из него воскуряли в Храме.
Талмуде и Мидраше существует много указаний, что опобальзам, одно из названий продукта из афарсемона, употреблялся для помазания царей.
Из этого растения производили высоко ценившиеся лекарства - мази.

Афарсемон очень загадочное растение во всем. Происхождение его неизвестно. По версии Иосифа Флавия: народное предание говорит, что царица Савская подарила царю Соломону корни этого растения. Другие же источники говорят, что афарсемон рос в этих местах как дикое растение.



Знающие иврит! Хочу подчеркнуть - в современном иврите слово афарсемон אפרסמון используется для названия совсем другого растения, хурмы восточной, или хурмы китайской или хурмы японской. Растение происходит с Дальнего Востока, в Израиле появилось в начале 20 века.
Ивритское древнее слово афарсемон происходит от греческого balsamon (βάλσαμον) в переводе духи, и от арамейского "אפורסמא", означающего дерево.
Вся эта путаница вышла, видимо из-за того, что современное растение с тем же именем (хурма) по-английски называется persimmon‏‏‏‏, и под таким именем оно появилось в наших краях. А от persimmon до родного ивритского слова афарсемона в иврите совсем близко:) Кроме того, в Израиль хурма попала из Японии, где называется какИ, что и на иврите звучит неблагозвучно для пищевого продукта и может угрожать коммерческому успеху.
Похоже именно поэтому продавцы фруктов боялись что новый товар - хурма не будет покупаться без красивого названия, и дали ему благоухающее имя древнего растения.

Перевод на русский слова афарсемон, как хурма, неверно когда речь идет о древнем растении!!!
Используйте какое-то из этих названий: афарсемон\афорсемон\афарсимон\бальзамон\бальзам\опобальзам\галаадский бальзам\гилеадский бальзам.
Не уподобляйтесь авторам вот этой статьи, после чтении которой в голове остается полная путаница.

В конце позапрошлого тысячелетия и в начале прошлого это растение и благовония из него производимые стоили в два раза дороже золота в прямом смысле этого слова:).Одной из основных статей экономика всего этого района, еврейских поселений на западном берегу Мертвого моря, от Эйн-Геди до Иерихона, была изготовление и продажа благовоний из афарсемона.
Во время во время восстания Бар-Кохбы (131-135 гг. н. э.), жители деревни выкорчевывали растения, чтобы они не достались римлянам. Римляне же использовали это благовоние не только для личной гигиены, дезодорантов-то тогда не было, но и для воскурения в своих храмах, где приносились в жертву животные. Кроме того, растение считалось целебным и использовалось в медицине.

Всего производилось 4 вида продукции из одного растения:
1. Опобальзам (Opobalsamum), о производстве которого рассказал Иосиф Флавий: "Нижние части стволов этих кустов надрезают заостренными камнями и капающие из надрезов слезы собирают, как бальзам. "Иудейская война".
2. После того как ветки были надрезаны трижды в течении лета, сами ветки обрезались и из них делались духи, вывариванием в масле. Это был самый дешевый продукт.
3. Духи, которые делались из семян.
4. Из коры дерева получали самый дорогой бальзам, использовавшийся в медицине.

Как выглядело знаменитое растение? Зеленым обведена скромная веточка на древней мозаике - это "прижизненное" изображение растения. Из древних описаний следует, что это были низкорослые кусты.



Фото he.wikipedia.org
Изображение растения на карте из Мадабы или Мадабской карте (мозаичная карта-панно на полу православной Георгиевской церкви в городе Мадаба (Иордания). Представляет собой самую древнюю карту Святой земли. Создана византийскими мастерами в VI в н. э.)



Как считается сейчас, растения выращивались на террасах, вот на этих. Их можно увидеть из кибуца Эйн-Геди.

Афарсемон же был знаменит своим необыкновенно сильным запахом. Рассказывали, что все окрестности террас, где выращивались растения, были напоены чудесным запахом афарсемона.

Само выращивание и изготовление требовала серьезных навыков, и эти навыки передавались только внутри семьи, внутри "цеха", хотя понятия этого еще не существовало. Римские власти хотели узнать узнать секрет благовония и засылали в Эйн-Геди шпионов. Но жители сохранявшие традиционные отношения внутри сообщества, секрет не выдавали.



Террасы - часть склона горы справа.
Согласно Диодору, особенно густо, «как нигде в другом месте на земле», афарсемон рос в одной ложбине недалеко от Мертвого моря. Эти указания подтверждаются и Иосифом Флавием. Наверно, это именно та ложбина, которую мы видим на фотографии. Та самая ложбина, в которой находится синагога Эйн-Геди.



Это вид на синагогу - видите характерную шатровую крышу слева? Также видно довольно большое здание - это кибуцный заводик. А вокруг пальмовые рощи. Пальмы этих мест тоже были очень знамениты и их удалось вернуть сюда, после долгого перерыва. Можно себе представить, что вид на это место во времена Второго Храма мало отличался от сегодняшнего... Синагога, заводик по упаковке фиников в корзины, пальмовые рощи, Мертвое море... Море, правда, было существенно ближе. Оно существенно высохло за прошедшие пару тысяч лет.



Или вот современная кибуцная роща авокадо. В те времена авокадо, конечно же, не было, но можно представить какие-то другие растения.

Цезарь Антоний Ирод и Клеопатра. История любви интриги.

она отличалась мощным обаянием, привлекательностью, отлично пользовалась этим для обольщения и вдобавок обладала чарующим голосом и блестящим, острым умом. И кроме того, умела замечательно пользоваться современной ей косметикой. Неотъемлемой частью тогдашней косметики и был афарсемон.



Авторство: Coinarchives.com. аукцион по монетам на http://www.coinarchives.com/a/results.php?results=100&search=Cleopatra+, Общественное достояние, Ссылка

Нет достоверных прижизненных изображений Клеопатры. Наверно ее профили на монетах самые правдивые. Они говорят о том, что на не была красавицей, Клеопатра была еще и выдающейся бизнесс-вумен тех времен и хотела получить плантации выращивания афарсемона, которые в те времена принадлежали Ироду, себе во владение, так как это было очень выгодное предприятие. Со слов Иосифа Флавия, Антоний отнял эту ложбину с деревьями у евреев и подарил ее Клеопатре.



Может быть вот в таких сосудах она держала свой драгоценный бальзам...

Ирод, не мог противостоять Клеопатре, любовнице Антония, римского управителя этих мест. Но очаровать своими женскими чарами Ирода Клеопатра не смогла - Ирод был человек сложный, и как сейчас бы сказали, с большим количеством психологических проблем. Он умел интриговать и выживать в сложных политических условиях не хуже Клеопатры. Для него плантации афарсемона были весьма прибыльным коммерческим предприятием и потеря их была тяжелым ударом для Иудеи. Ирод обратился к Клеопатре с предложением, от которого сложно было отказаться: кроме иудеев никто тогда не умел выращивать и обрабатывать афарсемон. Поэтому, Ирод предложил взять у Клеопатры эти плантации в аренду и платить ей немалые деньги за это. Сделка устраивала Клеопатру, она получала деньги ничего не делая.
Хотя афарсемон выращивался в этих местах уже и в 7в.д.н.э., только во времена правления Ирода и со строительством порта в Кейсарии - порта для вывоза афарсемона - производство благовоний приобретает настоящий размах. Ирод все делал с размахом, стоит только вспомнить его грандиозные постройки.

Надо сказать, что местные жители, обладавшие ценными секретами афарсемона, имели и серьезный экономический интерес и хорошие, по тем временам доходы. При раскопках деревни около синагоги, удивленные археологи обнаружили мозаичные полы в жилых домах, почти как в римских виллах. В некоторых домах были личные ванны.

Недалеко от синагоги Эйн-Геди находятся раскопки под названием «Мецад Аругот» (крепость Аругот). Внутри этой крепости были найдены остатки древнего завода по производству благовоний. Там были специальные ванны, соединенные между собой. Вход внутрь одного из помещений был с секретом, туда могли попасть только посвященные.



В заповеднике Эйнот-Цуким, который находится недалеко от Эйн-Геди проводились раскопки.
Здесь найдены руины поселения периода Второго храма. Это остатки предполагаемого производства духов из загадочного афарсемона.



В Эйнот-Цуким было небольшое производство. Так оно выглядит на реконструкции. Здесь производились духи из веток растений.

Веспасиан и Тит в числе трофеев во время своего триумфального шествия несли также бальзамовый куст, на столько высоко они ценили это растение. Так писал Плиний старший.
... деревья, доставляющие бальзам - драгоценнейший из продуктов..."
"Иудейская война"


Фрагмент Арки Тита в Риме, изображающий триумфальное шествие.

Процветающее производство благовоний исчезло из-за захвата этих мест мусульманами и открытием прямого пути на Дальний Восток, откуда стали поступать дешевые благовония. С исчезновением из этих мест евреев, исчезли и плантации и секрет получения древнего благовония.

Так много о производстве благовоний из афарсемона, а также о происходившем в этих местах, мы знаем от Иосифа Флавия (Йосе́ф бен Матитья́ху). Без него мы никуда.



Так его изобразили около нового Музея Масады имени Игаля Ядина (пожертвование фонда Шуки Леви). Музей, кстати, своеобразный:) Фотографировать нельзя. В музее представлена история Мосады, в виде скульптурных изображений (аналогов изображения Иосифа Флавия) и воссоздания предметов быта того времени. Из подлинных и интересных материалов - сенсационные находки Игаля Ядина во время раскопок на Мосаде. Вот тут подробности о музее (иврит)

Среди ученых на сегодняшний день есть некое соглашение, что древнее растение афарсемон это - Commiphora Opobalsamum‏ = Commiphora gileadensis (מור הגלעד), растение встречающееся в Африке в диком виде. Пока ученые не могут точно утверждать, что это то самое древнее растение. Но не все с этим согласны, есть и другие мнения.



Иллюстрация en.wikipedia.org
Так выглядит Commiphora opobalsamum в "Plantae officinales", нарисовал Theodor Friedrich Ludwig Nees von Esenbeck (1821-1833)

С конца 70х годов прошлого века было много неудачных попыток вырастить Commiphora Opobalsamum в кибуце Эйн-Геди.
Надо сказать, что и в Африке сложно найти это растение. Саженцы в Израиль привозятся с трудом.
Выращивание этого растения сложное даже в наши дни, также как и получение из него благовония. Не зря древние евреи так держались за свой секрет!

Исследования Commiphora Opobalsamum, которые ведет последние 7 лет профессор Бе Иешуа, открыли новую страницу в жизни этого растения. Теперь ученые утверждают, что Commiphora Opobalsamum в состоянии лечить рак. Группа израильских ученых уже зарегистрировала патент на эту тему.

Саженцы растения посажены в кибуцах Эйн-Геди и Альмог, а также в Кирьят-Оно.

Добавление 2021г.: существует Биотехнологическое предприятие "Фирма Бальсамон", который выращивает афарсемон(Commiphora Opobalsamum‏ = Commiphora gileadensis (מור הגלעד)) и его можно там увидеть, и об этом мой отдельный рассказ.


Так выглядят ветки этого растения. Само это растение среднего размера, листопадное, чуть больше куста и чуть меньше дерева. Выглядит довольно скромно, особенно зимой без листьев.



Разные части этого растения пахнут по-разному. Теперь и я могу это подтвердить.

В синагоге Эйн-Геди в этот раз я побывала благодаря поездке с экскурсоводом Инной Чернявской, которая и заинтересовала меня историей древнего растения.

Инфа:
http://ru.wikisource.org/wiki/%D0%95%D0%AD%D0%91%D0%95/%D0%91%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE_%D0%B8_%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%B0%D0%BC
http://www.nrg.co.il/online/1/ART2/390/254.html
http://lib.cet.ac.il/pages/item.asp?item=2932
http://www.ein-gedi.co.il/ru/?p=66
http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%90%D7%A4%D7%A8%D7%A1%D7%9E%D7%95%D7%9F_%28%D7%91%D7%95%D7%A9%D7%9D%29
http://www.nrg.co.il/online/1/ART2/390/254.html
http://www.daf-yomi.com/DYItemDetails.aspx?itemId=8845

This entry was originally posted at http://dona-anna.dreamwidth.org/

Мертвое море, синагога, Израиль, статья, экскурсии, растения

Previous post Next post
Up