Есть женщины в еврейских селеньях...

May 18, 2018 09:53



Пока не знакомишься с таким человеком, как Далия Хар-Синай, то не веришь, что такие люди бывают в наше время. Когда я обнаружила, что пишу этот рассказ незадолго до Шавуота, то поняла, что это не случайно. В этом рассказе будет и жатва пшеницы, и молочные продукты, и любовь, и иудаизм - вообщем многие традиционные темы этого праздника. Так что считайте, что это пост к Шавуоту.

Далия, хозяйка большой органической фермы на Хевронском нагорье, где можно увидеть настоящее крестьянское хозяйство, как когда-то. Это не промышленный подход к сельскому хозяйству, я бы сказала. Такой подход в наше время требует настоящего ежедневного героизма.



Когда попадаешь на ферму Хар-Синай, то кажется, что ты попал в другой мир по контрасту с окружающими пейзажами. Так это выглядит из окна автобуса.




Вот она, ферма. Заходишь и попадаешь в цветущий сад.



Здесь Далия встречает нас завтраком, где все сделано ее руками. Все продукты свои, органические.



Далия и ее будущий муж Яир родились в долине Хефер, между Хедерой и Натанией, в разных мошавах (сельскохозяйственных поселениях). Яир выучился на агронома. Они поженились и заинтересовались веганством. Это было более 40 лет назад и в те времена само понятие веганства в Израиле было незнакомо в обществе. Через интерес к веганству они заинтересовались органическим сельским хозяйством. В те времена органическое сельское хозяйство было неизвестно и почти никто им не занимался. Далия и Яир познакомились с Марио Леви из кибуца Сде Илиягу (о Марио Леви и о кибуца Сде Илиягу подробно тут и тут). Марио - человек, которого в последствии прозвали "первосвященником израильского органического сельского хозяйства".
Марио сказал молодой паре, что они должны учиться, но в Израиле ничего такого нет, надо ехать в Европу или в США. Они были молодыми и наивными и обратились в министерство сельского хозяйства в надежде, что им профинансируют учебную поездку за границу. В министерстве им ответили, что у этого нет будущего, никто в мире не двигается в этом направлении. Это было в 1973г. Тогда они опять пришли к Марио Леви и спросили, что же можно сделать? Он сказал, что у него есть несколько адресов органических ферм в Штатах и посоветовал написать туда и предложить себя в качестве волонтеров. Работая там можно получить много знаний и опыта в этой области. Они так и сделали: написали письма в 20 ферм, получили какое-то количество ответов и построили маршрут для посещения разных ферм. Работали на каждой по несколько дней и двигались дальше. Они вернулись в Израиль с серьезным багажом знаний, идей, а главное с мотивацией начать что-то новое. И тут начались проблемы. Прежде всего общество не знало, что такое органическое сельское хозяйство. В мошаве Кфар Ядидия, где жила молодая пара, очень нервничали, что Далия и Яир не обрабатывают свои земли привычным всем способом, особенно, что не занимаются уничтожением насекомых с помощью пестицидов. Соседи боялись, что из-за этого в их хозяйствах будут вредители и болезни у растений. Но несмотря на это, Далия и Яир успешно выращивали сельскохозяйственные культуры. Но на их продукцию не было спроса, так как в те времена люди не понимали, почему надо есть органическую зелень вместо обычной.
В те времена сельское хозяйство в мошавах было очень традиционным и консервативным. Люди из поколения родителей Далии, приехали в Эрец-Исраэль, оставив галут. Они хотели работать на земле без наемных работников, только своей семьей, жить просто, скромно. Когда Далия и Яир были детьми у них был очень четкий распорядок дня: в 13 заканчивали учится, возвращались домой, обедали, быстро делали уроки и шли работать в родительском хозяйстве до захода солнца. Им прививали любовь к земле, к Эрец-Исраэль, к работе, понимание совместного хозяйства. Понятие "работа" тогда было священным. Если сегодня ищут работу, чтобы работать как можно меньше, а зарабатывать как можно больше, то раньше мошавники стремились работать как можно больше, а зарабатывать сколько нужно чтобы прожить. Так было в старых мошавах.
Изменения начались после Шестидневной войны. В мошавах поняли прелесть дешевой работы наемных работников - арабов. Уже не было первых мошавников, которые работали сами, уже были их дети, которые брали наемных работников и это давало огромные преимущества перед чисто семейными хозяйствами. Исчезла домашняя атмосфера, началось соревнование, часть хозяйств очень обогатилась, а часть- обеднело.

Поездка в США открыла Далие и Яиру некоторые вещи: они встретились со стОящими людьми, которые искали новые пути. Находясь в Штатах они анализировали свою жизнь здесь, пытались получить ответы на вопросы о том, куда делись былые ценности в обществе и не могли найти ответы.

Далия очень подробно рассказывает о своем приходе в иудаизм, и это интересно и помогает понять, как разные люди занимаются богоискательством.

Война Судного дня еще больше выбила почву из под ног у многих людей в Израиле и изменила моральный настрой общества. После войны в Израиле начинают появляться разнообразные восточные учения с Дальнего Востока, которые говорили о возвращении к себе, о возвращении к природе. Далия и Яир тоже пробовали много разного, но оказалось, что то к чему душа лежала у одного, не лежала у другого и наоборот. Они много спорили между собой, и не видели общего пути... Все это время они общались с Марио Леви на тему их органического хозяйства, которое у них развивалось. Они очень уважали Марио, который был намного старше их. Это был человек несущий знания многим, добрый и теплый, и при этом он был человек религиозный, живущий в религиозном кибуце. Однажды он предложил молодой паре приехать в кибуц на субботу. Они были совсем не религиозными и суббота в религиозном кибуце выглядела странно. Но после всех чужих религиозных учений и философий, которые они пробовали, было только одно не опробованное направление - иудаизм. Далия и Яир жили тогда в долине Хефер, которая в те дни была оплотом не религиозных кибуцов и мошавов. Идея приехать на субботу в религиозный кибуц их испугала, но они очень любили Марио и для него решили сделать усилие и поехали...
Эта суббота была потрясающей. После нее они постарались сделать определенные выводы. Даже в не религиозном мире мы отделяем субботу от всех остальных дней: встречаемся с друзьями, выезжаем на прогулки... Такие вещи, которые отличаются от рутины остальной недели. А в кибуце было иначе: большой кибуц, все одеты в белое, все спокойны, никто не ездит, никто никуда не торопится, умеют полностью выключиться из обычной жизни. Сейчас Далия знает как с зажиганием свечей остановить обычную жизнь и погрузиться в другой, субботний мир. Сразу после той субботы они не решили стать религиозными, но тогда познакомились с семьей Марио, и его сын, который учился в йешиве "Мерказ арав" уговорил их провести субботу в йешиве. Они поехали в йешиву, где познакомились с несколькими семьями, которые находились в похожем процессе и искали ответы на одни и те же вопросы. Они стали ездить каждую третью субботу в Иерусалим и оставаться на субботу в одних и тех же семьях. Через полгода они пришли к выводу, что это то, что они хотят, то есть решили вернуться в лоно религии. Они передали свое хозяйство сестре Яира и в 1980г. переехали в поселение Бейт-Эль. В те времена Бейт-Эль был небольшим поселением, 30 семей вокруг йешивы. Там они прожили 4 года и очень страдали. У них был плохой контакт с жителями поселения, так как те были очень религиозными и не понимали молодую крестьянскую семью, у которой были козы, куры и даже осел. Через 4 года в Бейт-Эль начали строить все больше и больше домов, а Далия и Яир все больше скучали по настоящей работе на земле. Они поняли, что место им не подходит и они должны продолжить поиски. В результате, они попали на Хевронское нагорье, и поселились на высоте 900 метров над уровнем моря. В те времена это были необработанные земли. Благодаря местоположению здесь специфический климат. Здесь были люди, которым нравилось жить в этом месте. В поселение Сусия жило 10 семей, сейчас около 200 семей.
Далия и Яир решили заняться сельским хозяйством, но это было непросто. Здесь вокруг было много государственных земель, которые принадлежали Иордании, но которые не принадлежали арабам лично. После Шестидневной войны эти земли стали государственными землями Израиля. В те времена политическая реальность не была подходящей для того, чтобы отдать им землю, и в результате они оказались как бы в маленьком гетто, окруженном огромными просторами государственных земель, на которых арабы пасли свои стада мелкого рогатого скота. Яир имел контакты с арабскими крестьянами вокруг, он выучил арабский и свободно говорил на нем, дружил и посещал соседей, и пришел к выводу, что им надо обзавестись своим мелким рогатым скотом. И это будет легитимацией иметь земли вокруг.
В те времена у евреев Иудеи и Шомрона не было принято держать стада коз и овец. Им говорили, что это для арабов, а не для евреев...
Они поселились на холме со своим стадом, первыми в Иудее и Шомроне, еще в те времена, когда никто не знал кто такие "подростки холмов", а это был уже тогда именно такой подход.

У них заняло около 17 лет со всеми бюрократическими проблемами, чтобы начать по-настоящему обрабатывать эти земли.



В 2001г. летом во время Второй интифады Яир отправился на пастбище и там его поджидали 2 хамасника... Он был зверски убит совсем недалеко от своего дома... Стадо само вернулось домой. Далия не знала, о том, что случилось. Она видела, что стадо вернулось и была совершенно спокойна. Только после получаса, когда она увидела, что Яир не вошел в дом, вышла и поняла, что он не вернулся, а стадо пришло самостоятельно. Сначала она не думала, что произошедшее так страшно... Она связала с армией, они начали поиски и только к утру нашли тело Яира. И с той минуты ее жизнь полностью изменилась. Далия осталась одна с 9-ю детьми и с заботами о большом крестьянском хозяйстве. И главный вопрос был: как она будет все это продолжать одна дальше?



Гранаты цветут. Их цвет напоминает кровь.

Надо отдать должное всей большой семье, которая никогда не была согласна с поисками Далии и Яира, с их возвращением в религию. Вдруг семья мобилизуется чтобы помочь. Организовали похороны Яира в центре страны, на которых было огромное количество народа.
Похороны были очень тяжелыми... Мы все, кто пережил тут Вторую интифаду, помним, как почти каждый день взрывались автобусы и происходили теракты, похороны жертв проходили почти каждый день... Постоянно раздавались призывы к мести. На фоне этого Далия поняла, что она хочет делать дальше... Она поняла, что самая большая месть будет, если ферма будет продолжать расширяться и цвести.



Она оказалась одна с детьми и хозяйством на руках. Но сразу же начали приезжать добровольцы в большом количестве. Так продолжалось до 2013г.. , когда Далия поняла, что волонтеры не решают экономических проблем хозяйства. Добровольцы ни за что не отвечают, уезжают одни, приезжают другие. Каждый раз надо учить их с начала. С тех пор стала нанимать наемных работников.

Что есть на ферме? Она имеет 4 основы, этому они научились у окрестных арабских крестьян: злаки (пшеница и ячмень), виноград, маслины, стадо мелкого рогатого скота. Они мечтали иметь свою мельницу, но ее Далия уже построила без Яира, 13 лет назад.

Из винограда делают виноградный сок (тирош), который используют вместо вина для встречи субботы.



У них есть козы и овцы. Овец выращивают на мясо, а коз доят и делают разные молочные продукты: сыры, йогурт, которыми торгуют.



3 года назад Далия решила пойти учиться на экскурсовода, о чем мечтала долгие годы. Тогда она передала право собственности на скот одному из зятьев, который до этого помогал на ферме, мельницу передала другому зятю. У Далии 6 дочерей и 3 сына.



D 2010г. в очень плохую погоду, ночью, когда был страшный дождь и даже снег, и никто не вышел проверять стадо, считая что в такую погоду ничего не происходит, стадо было украдено. 170 голов мелкого рогатого скота. Неделю армия и полицая искали это стадо и не нашли. Далия думала, что это невосполнимо, но тут пришла помощь. Об этом случае много писали и люди со всего Израиля стали жертвовать деньги на покупку нового стада. Даже судья Верховного суда Михаэль Хешин пожертвовал на овцу. Теперь в стаде 200 голов.

И чтобы у вас не было иллюзий, в каких "виллах" живут крестьяне в Иудее, скажу, что дом Далии - это 2 каравана, которые соединены в одно строение, это соединение она сделала сама. Пол сложил покойный Яир, крышу сделал кто-то из друзей... Все очень скромно, как было принято в мошаве, где она родилась.



Сама Далия сейчас проводит небольшие экскурсии в окрестностях, проводит завтраки и встречи с группами старшеклассников и взрослых, принимает большие группы до 50 человек. Она проводит практические занятия по выпечке хлеба для взрослых и для детей. Далия очень хочет показать детям весь процесс получения хлеба, от уборки зерна до готового хлеба.



Слева стадо фермы Хар-Синай.Иногда с ним проводят семинары для подростков и для работающих в хайтеке "Как быть пастухом, для чайников" :)



Интересно, что не всем крестьянам, живущим на Хевронском нагорье повезло так как Далие. Многим достались земли, на которых нельзя заниматься сельским хозяйством, в частности что-то выращивать. И им государство дало земли на замену в районе Офаким (!!). Там сажают разные сельскохозяйственные культуры и миндаль в том числе. В этом году во время цветения миндаля жители Хевронского нагорья устроили там фестиваль цветения миндаля.



Фелахи - арабские крестьяне этого района до сих пор убирают урожай ячменя с помощью серпа. А некоторые убирают зерновые просто руками, даже без серпа, просто рвут растения. Затем связывают это в снопы. Как в глубокой древности. Этим занимаются и мужчины и женщины. В основном тут выращивают ячмень, пшеницу вырастить труднее.

Это пшеничное поле Далии.






Далия с серпом - наш гид попросил ее показать горожанам, как убирать пшеницу серпом.

Я специально сделала видео, типа "жатва серпом для чайников".

image Click to view



При ручной уборке злаков в поле остается много не собранного. Поэтому и могла моавитянка Рут собирать остатки зерновых для еды. Убирал бы комбайн, ничего бы не осталось... Тора, кстати, заповедует при уборке оставлять что-то в поле для перешедшего в иудаизм, для сироты и для вдовы.



Жаль, что нам не дали попробовать :)



Ну чем не моавитянка Рут? :)

Знакомство с такими людьми дает какое-то необыкновенное ощущение, прикосновение к другому миру, другому образу жизни, при этом ты сам в полной уверенности, что прекрасно их понимаешь, как и они тебя...

Связаться с Далией тел. 054-9805265, сайт фермы Хар-Синай (иврит) http://www.har-sinai.co.il

Из этой экскурсии я уже рассказывала:

"Не хотите ли черешни?" о фестивале черешни района Ятир (חבל יתיר) на Хевронском нагорье 18.05 и 25.05.

Загадка древней Сусии

люди, Иудея, сельское хозяйство

Previous post Next post
Up