Некоторое время назад в иерусалимском музее "Двор старого ишува" проходила занятная выставка "Бесиман тов" - о традициях еврейского бракосочетания в Старом городе (Иерусалим) в конце 19-начале 20 века (а может она и сейчас там еще идет!). Я ходила на выставку - люблю выставки этого музея! - и приобрела каталог (большая часть изображений в этом посте - сканы из этого каталога).
Выставка рассказывает не столько о самих традициях венчания (как технически оно проводится) - там особо и рассказывать нечего. Испокон веку венчались по одному и тому же сценарию, написанному в Шульхан Арухе (своде еврейских законов), как 300 лет назад, так и сейчас. Есть раввин, проводящий церемонию, два свидетеля, фраза жениха «Этим кольцом ты посвящаешься мне по закону Моисея и Израиля». Чтобы это увидеть, не нужно идти на выставку - достаточно сходить на любую мало-мальски традиционную свадьбу в любой зал торжеств. Над основными положениями церемонии время не властно.
Самое интересное на выставке - это то, что вокруг венчания! Процедура сватовства, свадебные костюмы жениха и невесты, приданое, подарки, которыми обмениваются роднящиеся семьи, приглашения и свадебные контракты. Все это присутствует в традиционном еврейском мире и сейчас, но как все изменилось! И очень интересно было посмотреть, что готовили невесте в приданое сто лет назад, как выглядели свадебные фотографии счастливых пар и что дарили после помолвки робкие невестки грозным свекрухам!
Итак, выставка "Бесиман тов" - афиша на входе в музей
Выставка в постоянном маленьком выставочном зале музея - "мал золотник, да дорог", в этом музее всегда такие трогательные выставки!
Начну с самого начала - со свах, на иврите "шадханов" (есть свахи-женщины и свахи-мужчины), ведь именно с них начинается история еврейской семьи. Шутники расшифровывают ивритское слово "шадхан" как аббревиатуру: "Шекер Довер Кесеф Нотель": плетет враки и берет деньги!
Работа свахи - предлагать разные варианты семьям, где есть парни и девушки на выданье. И конечно, надо предложить так, чтобы дело пошло: рассказать, какой замечательный и распрекрасный претендент! Испокон веку сладкие речи свах проверяли и перепроверяли, т.к. натурально: что надо свахе? Чтобы дело завязалось, пара захотела встретиться, ну и толкать тележку дальше до самого венчания, когда родители молодых внесут свахе плату за работу.
В книге "Три мира" Авраама Шушана рассказывается про редкий случай: "Был человек в Иерусалиме, добросовестный, который не обманывал и не преувеличивал, звали его р. Моше Рот. Он сватал детей раввинов и богатых людей, брал хороший гонорар, но и никогда не говорил того, чего не было - а только чистую правду".
В другой старой книге о Иерусалиме рассказывается о свахах - почтенных дамах, которые сводили пары, и устраивали встречи молодых в задних комнатах у себя дома, и за скромным угощением - чашкой чая и ложечкой варенья - пара выясняла все детали и приходила к согласию в добрый час.
Были пары, которые отходили от традиций и общались с противоположным полом свободнее, цитируя Толстого, Чехова и Достоевского направо и налево. Но все же большинство пар женились традиционным образом.
Сначала обсуждалась финансовая сторона дела: сумма приданого, платья невесты, съем квартиры, "подъемные", которую получали молодые от родителей к свадьбе.
После того, как все денежные вопросы улажены, пара должна встретиться. Часто бывало, что родители женили детей, не спрашивая их. Но традиция требует, чтобы жених перед свадьбой хотя бы раз увидел невесту. Тогда жених вместе с отцом шли к "армянским домам" рядом со Старым городом, где росло дерево с большой кроной. Под деревом стоял жених с родственниками, и мимо них, заранее уговорившись, проходила невеста с двумя родственницами. Вот и все знакомство.
Безусловно, родители с обоих сторон выясняли все, что можно, про противоположную сторону. Устраивали смотрины: будущая свекровь приносила девушке запутанный моток ниток и предлагала его распутать. Так проверяли, есть ли у девушки терпение, умеет ли долго и сосредоточенно работать, не раздражительная ли.
Итак, все денежные дела обговорены, пара как бы встретилась, провели помолвку - и вот тут начинается подготовка к свадьбе, горячее время для обеих сторон. Сколько всего надо сделать! Это сейчас все магазины предлагают "выгодное предложение для жениха и невесты: все разом и сразу, от мебельного гарнитура до пижамы и поварешки", а тогда приданое собирали буквально по нитке и все своими руками
В малоимущих семьях матери часто отдавали невестам свою одежду за неимением возможности пошить новую. Но без приданого свадьбы быть не может. В книгах о старом Иерусалиме описывается стандартное приданое, которое получали в то время невесты: 12 рубашек с рукавами, юбки и 3 пары кружевных панталон, две нарядные накидки.
Была даже отдельная церемония смотра приданого! В этот день на натянутых в комнате веревках развешивали все обновы невесты и выставляли все, что приготовлено к свадьбе, чтобы оценить стоимость всего этого и добавить, если не хватает, согласно брачному контракту. После того, как все было оценено и подсчитано, никто не спешил снимать кружевные панталоны с веревок: ведь как приятно щекочут невестино самолюбие чуть завистливые взгляды подружек и соседок, нахваливающих богатое приданое!
Налюбовавшись на всю эту роскошь, приданое аккуратно укладывали в большой сундук - предмет гордости невесты
У жениха тоже есть приданое - нарядный костюм, штраймл - меховой праздничный головной убор. В музее была выставлена жестяная коробка для хранения штраймла
Жениху положены красивые часы в начале новой жизни - часы тогда были карманные
Невесте - туалет, коробочки для украшений
Во время "жениховства", между помолвкой и свадьбой, обе стороны обменивались традиционными подарками. Не послать подарок - оскорбление, послать недостаточно ценный подарок (вместо серебряного бокала набор граненых стаканов?) - тоже не годится. Что же дарили? К праздникам семья жениха присылала невесте поднос сладостей, в центре которого красовался браслет или какое-то другое украшение. Невеста в свою очередь посылала жениху к празднику Свиток Эстер в серебряном футляре
или мешочек для талита (молитвенного покрывала) и тфилин (филактерий) с вышитым серебряными нитками именем жениха.
Невесте дарили подсвечники, а жениху - нарядную коробку для этрога. Все это вещи для постоянного использования, а не "парадный сервиз", который будет пылиться в шкафу.
Близкие родственники могли подарить дорогие подарки - например, серебряный бокал для кидуша (обряда освящения вина в субботу и праздники)
Красивый бокал на ножке был подарен молодоженам Аврааму и Ривке в день их бракосочетания в 1947 году
Особый подарок жениха невесте - красивый молитвенник, который женщина хранила всю жизнь. В кожаном переплете, большой и с хорошим шрифтом
иногда инкрустированный - в первую субботу после свадьбы прийти с таким молитвенником в синагогу так приятно молодой жене!
Отдельная категория подарков - это подарок невестки, который она готовила свекрови. Шутка ли - свекровь! Это обязательно был собственноручно изготовленный подарок, ведь надо было показать, какая молодая - искусная рукодельница. В музее была представлена совершенно потрясающая бархатная с тонкой вышивкой рамка-коллаж для семейных фотографий (начало 20 века):
Ну, подарки подарками, а подготовка к приему гостей на свадьбе - дело сложное. Люди состоятельные делали свадьбы в залах при гостиницах - вот старая реклама гостиницы с ресторантом (!!) "Тальпиот", находящейся рядом с Яффскими воротами, где есть зал для торжеств. Справа - реклама оркестра: труба, флейта, барабаны
Люди менее состоятельные устраивали торжество дома. Торжество дома - это очень много работы! Кстати, именно из-за этого свадьбы часто устраивали в пятницу, чтобы совместить застолье с субботней вечерней трапезой. Примерно за пару недель до свадьбы начинали жарить семечки и арахис в огромных количествах - привлекали для этого всю родню и соседей. Начинали печь пироги с орехами, варить варенья, делать конфеты "свадебного" - бело-розового цвета.
В Иерусалиме жила пожилая женщина по имени Сара Лея, про которую рассказывали, что много добрых дел она делала, но особенно любила помогать готовиться к свадьбе бедным невестам - тем, у кого нет денег или же сиротам. Помогала она готовиться к свадьбе: ставить столы и скамейки, большой титан с горячей водой, кастрюли и тазы, расставляла тарелки и приборы - все это приносила из своего дома, она специально покупала посуду для этой цели. Были у нее даже барабаны для тех свадеб, где не могли нанять музыкантов. И она сама танцевала перед невестой, сбрасывая годы - как молодая.
К свадьбе готовили свадебные наряды: платье невесты можно было увидеть прямо вживую в музее, очень тонкое кружево
Женихи из восточных общин надевали очень нарядные жилеты и кафтаны
К свадьбе рассылали приглашения. В музее были представлены разные приглашения на свадьбы:
Печатались приглашения на простой бумаге, но все же с украшениями - иногда скромными (приглашение 1907 года)
иногда побогаче (год неизвестен, начало 20 века)
иногда просто вот такое роскошество (тоже 1907 год)
Также давали объявления в газете:
***
Небольшое отступление. На протяжении всего поста я с трудом удерживаюсь от того, чтобы не скатываться в сравнение и не писать "а вот сейчас..." - ведь сейчас происходят почти те же самые вещи. Семьи обмениваются подарками, и невеста трепетно готовит роскошный подарок свекрови. Жених получает вышитый серебром и золотом мешочек для талита, а к свадьбе дарят серебряный бокал для кидуша - вот нам дарили :) Мало что по сути изменилось.
Скорее всего, пост-сравнение "тогда и сейчас" был бы тоже очень интересен, но мне не хочется разбивать хронологию рассказа о выставке. Но все же не удержусь и вставлю в пару к старым газетным объявлениям отсканированные объявления из газеты сегодняшней - вот свежей, прямо сегодня утром домой пришла газета "Ятед Нээман". Здесь два объявления о помолвках и снизу реклама брачного агенства - свахи, по сути :)
* * *
Итак, к свадьбе мы все приготовили, приглашения разослали - и вот он, торжественный день! Посмотрим на старинные фотографии молодых пар.
Иехезкель и Рахель в день помолвки, весной 1888 года. Рахель всего 15 лет, Иехезкель постарше. Она одета в нарядное темное платье, ворот заколот большой брошью - подарком жениха. Интересная подробность: тумбочка, на которую опираются жених и невеста, служит не только для "атмосферы" - а для дела: в то время вспышек не было, и снимали с большой выдержкой. Для того, чтобы жених и невеста стояли неподвижно, их "опирали" на тумбочку.
А вот 1898 год, это Эстер и Шломо Спектор в день их свадьбы. Не написано, сколько им лет - но явно не очень много :)
Яаков и Менуха Валейро, 1906 год. Здесь свадьба другого уровня - семья банкиров! Жених одет по-европейски, у невесты белое платье, фата, свадебные туфли.
А вот 1920 год. Свадьба Мазаль и Элияу Мизрахи состоялась в августе 1920 года в гостинице Амдурски, а свадебные фотографии были выполнены в фотостудии!
Обязательный момент на каждой еврейской свадьбе - это "ктуба", брачный договор, который потом жена всю жизнь хранит как очень ценный документ. Я отсканировала из каталога несколько ктубот покрупнее. Текст ктубы написан на арамейском языке - и в наши дни тоже, несмотря на то, что это не разговорный язык. Начинается ктуба с того, что два свидетеля, подписи которых стоят под этим документом, заявляют: «Мы свидетельствуем, что жених такой-то, сын такого-то, сказал невесте такой-то, дочери такого-то: »Будь мне женой согласно закону Моше и Израиля. И, с помощью Б-жьей, я буду работать, уважать тебя, кормить тебя, заботиться о тебе, одевать тебя - так, как обычно ведут себя мужья в народе Израиля, по-настоящему заботящиеся о своих жёнах. Я дам тебе сумму денег, равную двумстам динарам [в случае, если невеста - вдова или разведённая, она получает сто динаров] и причитающуюся тебе, и я обязуюсь кормить тебя, одевать и обеспечивать тебе удовлетворение остальных нужд, равно как и супружескую близость в положенное время». И согласилась такая-то, дочь такого-то, невеста, и стала его женой».
В продолжении ктубы уточняют сумму приданого, которое невеста приносит в дом жениха, и прибавку к ктубе, которую жених обещает ей за это, гарантируя выплату ктубы стоимостью всего имущества - как движимого, так и недвижимого, - которое есть у него сейчас, и которое может появиться у него в дальнейшем. Он обязуется позаботиться о том, чтобы в случае его смерти или развода с нею она получила всю эту сумму денег.
Ктуба может быть очень красивой, расписной и т.д. - это ктуба 1874 года.
с медальонами, шапкой (ктуба 1906 года)
крупнее медальоны со святыми местами Израиля:
ну и семейные фотографии - это традиция, что тогда, что сейчас. Еврейские свадьбы шумные, еврейские семьи большие. Вот какая огромная семья Саломон празднует в 1904 году свадьбу. В центре снимка - глава семьи, Йоэль Моше Саломон, очень известный, кстати, серебряных дел мастер в Иерусалиме. Справа от него его супруга Фрума, справа от нее - их старший сын Йоханан Давид, а над ним стоит его дочь-невеста и ее жених.
Конечно, разные семьи и разные свадьбы. Вот то же время - 1906 год, и очень богатая свадьба Яакова и Менухи Валейро, известной семьи иерусалимских банкиров. Разница, правда?
Свадьбу сыграли - собираем подарки, которые гости принесли молодым. В то непростое время старались дарить практичные подарки. В наше время гости на свадьбах в основном дарят деньги - в зале обычно стоит урна с конвертами с логотипом банкетного зала. Можно вложить в конверт чек или наличные, надписать и кинуть в урну.
А что дарили сто лет назад? Например, красивые тарелки - отличный подарок, сразу на следующий день после свадьбы можно начинать пользоваться!
Из книги Авраама Шушана "Иерусалим, город мой": "Близкие, соседи, знакомые, друзья детства - все без исключения что-то дарили на свадьбу. Это "что-то" было очень неопределенным, как подскажет фантазия: от посуды до предметов религиозного использования. Не стеснялись дарить те вещи, которые сегодня на свадьбу мало кто подарит: ночник, нож для резки хлеба, солонку..." И не стеснялись того, что подарок - это не серебряный бокал, а всего лишь кастрюля. Наоборот, с гордостью объявляли: "Я дарю молодоженам кастрюлю, чтобы они пользовались ею на здоровье!"
Как я сказала, в основных моментах и в очень многих менее критичных традициях за сто лет ничего не изменилось. Но все же были явления, которые с годами ушли, т.к. люди поняли, что это надо менять. Например, практически никто не женит сейчас детей без их согласия, и не устраивают такие "встречи", проходя по дороге мимо дерева. Есть свидания, размышления, часто бывают отказы, если пара не нравится друг другу.
Или вот еще одна вещь, которая ушла в прошлое - это распространенные в то время браки между людьми с большой разницей в возрасте. В музее был представлен снимок 1927 года: Ицхак и Хая Коэн с их детьми, дочкой Яфой и сыном Эзрой. Родители поженились в 1921 году, когда Ицхаку было 53 года, а его невесте Хае - 13 лет.
Конечно, в наше время никто не женится на тринадцатилетних девочках - ни когда жениху 53 года, ни когда ему 23. Но в остальном в традиционных еврейских семьях многое идет по древнему укладу: молодые женятся по сватовству, более-менее так же проходит подготовка к свадьбе - обмен подарками, подготовка приданого. Ну а радость и волнение по поводу предстоящей свадьбы одинаковы - что сто лет тому назад, что сегодня.