Русский дворянин - основатель еврейского флота

Sep 14, 2014 18:53

Бывает же такое - хотел всего навсего ответить комментарием на пост Avalonа про гиюр, а вместо этого получился целый рассказ (если не сказать роман)- ибо вряд ли уложусь в одну порцию. Заранее знаю что будет в нём совсем мало фотографий (и то конечно не моих) и очень много слов- ибо иначе не расскажешь об этом необыкновенном человеке, с такой необычной судьбой.



В любом случае и это будет конечно совсем не полно, лишь маленькая частичка того что мне удалось собрать лавирую между
различными источниками, часто довольно противоречивыми и неточными, и выбирать "семена из плевел" основываясь только на своей интуиции - так что не обессудьте, если что ни так. В процессе работы я с удивлением натолкнулся на связующие моменты с некоторыми из моих прежних постов, хотя в принципе это ведь совсем закономерно, учитывая что речь идёт об одном и том же историческом времени - становления государства Израиль. И ещё раз убедился, какую роль в этом сыграли бывшие наши с вами соотечественники. В данном случае дело пойдёт не много не мало - а об одном из основателей морского судоходства и флота еврейского "государства в пути".

Над ним смеялись, считали его чудаком и чужаком, фантазёром и пьяницей (в какой то мере, в каждом из этих определений была своя доля правды). Но странный босяк-капитан (одно время у него даже была кличка "яхев" босой) без устали повторял на иврите слова Герцля - «Им тирцу, эйн зо агада», и он конечно оказался прав- хотя как и основоположник сионизма, не успел дожить до исполнение всех своих мечтаний. На сайте про известных жителей Санкт-Петербурга, о нём сказано совсем мало:

Боклевский Глеб Алексеевич
27.08.1891 - хх.хх.1942

Боклевский Глеб Алексеевич, родился 27 августа 1891 в Полтаве. Окончил Коммерческое училище в Александровске, Петроградский политехнический институт (3 курса). Гардемарин флота, с декабря 1917 в распоряжении начальника Особого отделения штаба Черноморского флота. С мая 1918 в гетманской армии. В Добровольческой армии и ВСЮР; с декабря 1918 на Черноморском флоте; 31 июля 1919 направлен из Тульчи в Новороссийск на корабле «Николай» (старший гардемарин). В ноябре 1919 прикомандирован к Особому отделению Морского управления ВСЮР, с 28 марта 1920 в Черноморском флотском экипаже, в 7-й стрелковой роте. Подпоручик корпуса корабельных офицеров (к 12 июня 1920). В эмиграции в Палестине (под именем Арье Боевского). Умер в 1942 в Иерусалиме.



Г. Боклевский (крайний слева) среди выпускников Коммерческого училища. Александров, 1912 год.

Как видите о палестинском периоде его жизни, кроме общего упоминания, вообще ничего не говорится. Целью моего поста и является в меру возможностей, заполнить эту брешь. К российской же части, только хочу добавить несколько дополнений. Одно относится к удивительной способности этого человека всегда оказываться в историческом центре событий - так например Октябрьскую революцию 1917 года, он встретил не где нибудь- а как морской офицер на крейсере "Аврора", выстрел из которого, как известно, изменил весь мир. И ещё одна способность - быстро сходится с удивительными людьми своего времени - например ещё в Петербурге с Петром (Пинхасом) Рутембергом, позднее с Трумпельдором и Жаботинским. Думаю что именно эти знакомства, сыграли самую важную роль в его жизни.

Как бывший эсэр Боклевский не признал власть большевиков, и в конце концов присоединился к "белым" где служил помощником капитана на одном из военных кораблей Черноморского Флота. Впрочем и там видимо без особой охоты, ибо в апреле 1918 года (что противоречит данным из санкт-петербургского сайта) сбежал с военного корабля, который стоял недалеко от берега Анатолии, вместе со своим другом по имени Моня (кстати евреем). Спрыгнув с корабля они просто вплавь добрались до берега. Турецкие власти предоставили им статус политических беженцев, ибо они заявили что не собираются умирать ни за красных, ни за белых. Кто знает как сложилась бы их дальнейшая судьба (скорее всего наверно бы оказались в одной из столиц старушки Европы) но проведению было угодно чтобы Боклевский повстречал в Стамбуле группу русских евреев-халуцим, во главе с Иосифом Трумпельдор - и так загорелся от них сиониской идеей, что тоже решил отправится в Палестину. Впрочем некоторые называют и более прозаическую причину - наш герой просто безумно влюбился в еврейскую красавицу Цилю (Ципора) Колечко, которая находилась в этой группе. Вы знаете что я подумал-ведь одно совсем не исключает другое, так что спокойно можно объединить всё вместе.

Впрочем и это происходит далеко не сразу - сначала он едет в Италию, где два года работает на различных судах, и только в 1920 году попадает в Палестину (в привычной для него манере он просто не возвращается на свой корабль, то ли в Яффо, то ли в Хайфе). В Палестине он прежде всего находит своих друзей халуцим, поступает к ним в "Рабочий батальон", и меняет своё имя и фамилию на Арье Боевский (как мы в дальнейшем и будем его называть). Старая любовь не забывается- Арье разыскивает свою Ципору (в ту пору она жила в Кваф Гилади) и они женятся. Скорее всего именно тогда Боевский и проходит гиюр у самого рава Кука, но оставляет это в тайне даже от самых близких своих друзей. В Иерусалиме он работает на каменоломнях, тех самых которых я описал здесь. Там же он встречается с Бородой (и они быстро становятся самыми близкими друзьями). Когда я ставил фотографию Гальперена, то не был точно уверен что это именно он ( по этому фото добавил только в комментариях, а не в самом посту).



Теперь же получил доказательство - вот фотография гдудовцев (более поздняя, 30-годов). Неразлучные друзья и здесь рядом - во втором ряду сидит Гальперин (с бородой конечно), а прямо над ним стоит, с мешком на голове - Арье Боевский.



Забегая вперед скажу что раскол в "Рабочем батальоне" самым личным образом, очень больно ударил нашего капитана. Вот они необъяснимые парадоксы жизни - его жена урождённая еврейка оставила мужа и страну, и уехала строить новый коммунистический мир в советский Крым. А бывший русский дворянин и православный человек, остался в Палестине чтобы построить еврейское государство. Мало того, Ципора забрала с собой и единственную дочь (в которой Арье души не чаял) маленькую Шломит. Что с ними стало в дальнейшем никто не знает - их следы сгинули в сталинские времена. Но все отмечают что от такой страшной утраты Боевский уже никогда так и не оправился. Продолжение следует..

*Фотографии 1 2

персона

Previous post Next post
Up