На улице Петровка, в Москве расположен Высокопетровский монастырь. Буквально шаг в сторону с оживленной улицы мегаполиса и Вы попадаете в старую московскую обитель...
Ниже под катом поделюсь немножко впечатлениями, а также визуальным рядом...
Монастырь был основан святителем Петром в начале XIV века. Его имя связано и с Брянском тоже. "Зимой 1310 года видим его (святителя Петра) в Брянске. Удельный князь сего города был изгнан дядею Святославом, но выпросив помощь у хана ввел с собою татар против дяди. Кроткий святитель убеждал Святослава поделиться княжением с племянником, или совсем отказаться от Брянска, чтобы не проливать крови христианской. Святослав не хотел ни того, ни другого и потерял в сражении жизнь. Татары ворвались в город и святой Петр принужден был искать себе безопасности в церкви". Это общеизвестный фрагмент. История эта отражена и в Брянской топонимике : Петровская гора.
Храм во имя первосвятителя Петра, митрополита Московского. 1514-1517 годы. Архитектор Алевиз Фрязин Новый (Алоизио Ламберти ди Монтаньяно).
Храм митрополита Петра стал прообразом многих столпообразных храмов в русском зодчестве.
Почти всегда про митрополита Петра говорят, что он перенес кафедру митрополии из Владимира в Москву. В этом вопросе необходима точность. У Карташева читаем : "Чтобы связать хоть сколько-нибудь судьбу митроп.кафедры с Москвой, пока она еще не сделалась столицей великого княжения, Иван Данилович придумал убедить митрополита оставить у него на Москве хотя бы свой прах, чтобы и другие митрополиты имели какие-нибудь побуждения также гостить и проживать в Москве".
То есть кафедру святитель Петр никуда не переносил, а лишь согласился быть погребенным в Москве. "Однако, поступок митрополита Петра мог бы и не иметь того важного и обязательного значения для его преемников, если бы вскоре после того Москва не сделалась великокняжеской столицей".
Для нас же, жителей Брянска еще более интересен, конечно, предшественник Петра митрополит Максим. По той простой причине, что Максим, покинув в 1299 году опустошенный татарами Киев ушел оттуда и искал место, где будет размещаться кафедра. В Лаврентьевской летописи за 1300 год читаем : "Того же лета митрополит Максим, не терпя татарского насилия оставя митрополью и сбежа из Киева, и весь Киев разбежался, а митрополит иде к Брянску. И оттоль иде в Суждальскую землю со всем своим житьем". То есть в 1300 году какое-то время русская митрополия находилась в Брянске и имела шансы тут и остаться. Но митрополиту Максиму чем-то у нас не понравилось и пошел он дальше, к Владимиру.
На следующем фото мы можем наблюдать храмы трех эпох. Уже размещенный выше храм митрополита Петра (XIV век), надвратный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы (конец XVII века), построенный другим знаменитым Петром - Великим и, наконец, храм в честь Толгской иконы Божией Матери, построенный в царствование Елизаветы Петровны в XVIII веке. Также в это время был построен и храм в честь Пахомия Великого. Сегодня он в плохом состоянии. А в XIX веке именно тут разместилось "Общество любителей духовного просвещения", организованное митрополитом Филаретом (Дроздовым).
Слева направо. Храм в честь Толгской иконы Божьей Матери (XVIII век), надвратный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы (конец XVII века), Храм во имя первосвятителя Петра, митрополита Московского. 1514-1517 годы.
Сегодня в храме в честь Толгской иконы можно увидеть прекрасные керамические иконы, выполненные замечательным русским художником Георгием Васильевичем Куприяновым. Считается, что канонически керамика как-то не очень по православному и ближе к католической традиции. Однако, работы Куприянова смотрятся очень свежо и очень уместно в православном храме.
Два самых больших храма монастыря это храм в честь Боголюбской иконы Божьей Матери (конец XVII века), также построенный Петром I. Это переходный храм - от старорусского стиля к "нарышкинскому" барокко. Под сводами храма было похоронено 18 родственников Петра I из рода Нарышкиных.
Надгробия Нарышкиных из храма в честь Боголюбской иконы Божьей Матери Выскокопетровского монастыря.
Также при Петре I в монастыре был сооружен храм во имя преподобного Сергия Радонежского (так как юный Петр вместе со своими родственниками скрывался в Троице-Сергиевой лавре во время стрелецких бунтов).
Храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Высокопетровский монастырь (Москва). Конец XVII века.
Хотя у монастыря сегодня статус Патриаршего подворья нельзя сказать, что он находится в хорошем состоянии. Очень много следов запустения и неустроенности. С 1929 года по 1959 на территории монастыря находился завод по ремонту сельскохозяйственной техники. С 1959 года по 1991 различные учреждения министерства культуры. Литературный музей находится здесь и до сегодняшнего дня. Поэтому в монастыре еще предстоит огромный объем реставрационных работ.
Укромный уголок Высокопетровского монастыря (Патриаршее подворье). Москва. Петровка, 28. 2009 год, июнь.